Художники, писатели, философы, протестующие против социальных устоев цивилизованного послевоенного мира, попадали на периферию культурной жизни, образуя сообщества, которые жили и творили по своим правилам. Так появился андеграунд (от английского слова underground — «подпольный») — течение, в которое вошли мастера, создающие независимые, запрещенные и неформальные виды произведений современного искусства.
На первый план вышло чувственно-эмоциональное переживание зрителя. И немудрено: в андеграунде смешались секс и наркотики, джаз и психоделика, восточные духовные практики и экзистенциализм. Эта пряная, бурлящая смесь смыслов породила стремление художников к неформальному творчеству, спонтанности и вытолкнула их на периферию культурной жизни.
Андерграунд: терминология
Термин «андеграунд» придумал американский художник, кинокритик и писатель Эмануэль «Мэнни» Фарбер (1917 — 2008). Впервые это определение было использовано Фарбером в критическом материале, посвященном кинолентам, которые затрагивали проблемы сексуальных меньшинств. Определение прижилось и получило более расширенный смысл, включив в себя различные проявления культурных тенденций, идущих вразрез с традиционными ценностями.
Андеграунд был наполнен философией экзистенциализма, один из главных постулатов которого — единоличная ответственность человека за смысл собственной жизни, которую надо прожить искренне, страстно и достоверно. Благодаря Жан-Полю Сартру экзистенциализм стал очень популярным после Второй мировой войны и оказал влияние на искусство, литературу, психологию, театр. Новое поколение до дыр зачитывало «В дороге» Джека Керуака, «Обед нагишом» Уильяма Берроуза и «Вопль» Аллена Гинзберга. На экраны выходили киноленты Ингмара Бергмана, Франсуа Трюффо, Жан-Люка Годара, Микеланджело Антониони, Акира Куросавы. Отрицая ярлыки, стереотипы, роли в обществе, андеграунд обратился к истинной сущности человека, который через свое собственное сознание создает свои собственные ценности и смыслы.
Для художников нового типа на первый план вышли личные переживания, которые они пытались выплеснуть на полотно, воплотить в объемных формах скульптуры, заставить героев комиксов говорить от их имени, решая глубокие личностные задачи. Среди американских сторонников культуры андеграунда были весьма популярны такие журналы, как Oz, International Times, East Village Otherand, The San Francisco Oracle. Нью-йоркский район Гринвич-Виллидж стал Меккой для прогрессивных писателей, философов, литераторов, музыкантов, художников. В знаменитых кафешках этого богемного района можно было встретить Джексона Поллока, Виллема де Кунинга, Франца Клайна, а позже — Роберта Крамба, Джейн Диксон, Роберта Мэпплторпа, Дэвида Войнаровича. В мастерской Энди Уорхола постоянно тусовались музыканты, дизайнеры, художники, такие как Кит Харинг и Жан-Мишель Баския.
В СССР и странах Восточной Европы под определение андеграунда попали диссидентское искусство и нонконформизм. Художники и писатели, чьи мысли и творческие устремления уходили дальше официального соцреализма, подвергались гонениям и уходили в подполье — в прямом и переносном смысле. «Поколение дворников и сторожей», тем не менее, пыталось как-то сопротивляться режиму. Стали популярны «квартирники» — закрытые собрания единомышленников, на которых показывались новые картины, читались стихи, исполнялись песни.
Западный андеграунд расчищал себе путь в открытой борьбе и явной конфронтации, выигрывая суды, открыто выступая с выставками и концертами. В Союзе же все происходило по велению «сверху», и первая такая волна послаблений пришла с хрущевской «оттепелью». Этого хватило, чтобы про советских мастеров андеграунда узнали за границей. Когда искусству опять «перекрыли кислород», было уже поздно: мировой рынок успел оценить идеи советских художников, их охотно покупали дипломаты и иностранцы, имеющие возможность вывезти картины, минуя таможню, по дипломатическим каналам.
15 сентября 1974 года в Москве, на углу улиц Островитянова и Профсоюзной прошла знаменитая Бульдозерная выставка. Идея принадлежала Виталию Комару и Александру Меламиду, а к организации мероприятия подключились коллекционер Александр Глезер и художник Оскар Рабин. «Первый осенний просмотр картин на открытом воздухе» (как значилось в пригласительных) закончился милицейской зачисткой и разгоном собравшихся с помощью бульдозеров и поливальных машин. Тем не менее, Бульдозерная выставка стала самой яркой акцией советских нонконформистов и вызвала большой резонанс в западной прессе.
Сегодня, как и в начале его существования, термин «андеграунд» употребляют применительно к субкультурам, которые находятся в противоречии с общепринятыми нормами социального поведения и морали. Сюда можно отнести стрит-арт, панк-рок, хиппи, эмо, рейв и другие современные движения и течения, живущие по своим правилам и принципам, которые вызывают у простых обывателей как минимум недоумение. Но без этого культурного изобилия жизнь была бы куда как преснее.