Братья-близнецы Мозес и Рафаэль Сойеры родились 25 декабря 1899 года в Борисоглебске Тамбовской губернии в семье учителя еврейской истории и литературы Абрахама Шоара (Сойера). В семье было шестеро детей. Отец привил детям интерес к искусству. «Искусство и литература были ежедневными занятиями в нашем доме. Наш отец был писателем и учителем, и остальные члены семьи всегда были заняты творческой работой — сочинительством, рисованием, вышивкой», — писал в своей автобиографии Рафаэль Сойер.
В автобиографическом эссе «Три брата» Мозес Сойер пишет о том, что Максим Горький, останавливавшийся в Борисоглебске на несколько дней, описывал его как очень бедный, грязный и лишенный всякой надежды город, типичный для старой России.
Отдушиной для развитых еврейских мальчиков стало искусство. Однажды учитель рисования подарил им карандашный набросок — пейзаж в ветреный день. Для детей этот рисунок стал откровением — они сделали бесчисленное количество его копий. Как-то раз сын хозяина дома, в котором жили Сойеры, нарисовал с натуры портрет их отца. С этого дня мальчишки начали рисовать с натуры. А дальше — «не было бы счастья, да несчастье помогло»…
Однажды бешеная кошка искусала Рафаэля, Мозеса, Исаака и их младшую сестру. Отец взял детей в Москву на обследование. В первый же день они пошли в Третьяковскую галерею. Мальчики были поражены до глубины души. Мозес пишет, что именно в этот день они решили стать художниками.
Родители поддерживали сыновей в их творчестве. Отец тоже хорошо рисовал, сочинял рассказы для детей и издал целый ряд книг. Как преподаватель, он контактировал со множеством студентов и учеников, часть из которых была революционно настроена. В конце концов полиция начала подозревать и его самого, власти аннулировали разрешение на проживание семьи в Борисоглебске, после чего Сойеры были вынуждены покинуть город и страну.
В 1912 году, когда Рафаэлю и Мозесу было двенадцать лет, вся семья — родители и шестеро детей, — эмигрировала в Америку и вскоре осела в Нью-Йорке.
Сойеры поселились в Восточном Бронксе; дети пошли в школу, а в свободное время подрабатывали разносчиками газет и продавцами содовой воды. В последнем классе школы они решили бросить учёбу и пойти работать. Скрепя сердце, родители согласились с этим решением. Мозес Сойер пишет, что утешением для родителей стали дочери, которые с отличием окончили и школу, и колледж.
Мозес и Рафаэль решили стать художниками; вскоре к ним присоединился Исаак. В шестнадцать лет они начали посещать вечерние занятия в школе искусств Cooper Union, а в 18 лет поступили в Национальную Академию дизайна.
«Кажется, это было вчера, хотя прошло уже больше двадцати лет с того дня, когда я и Рафаэль вошли в мрачное, похожее на хлев, разрисованное и пахнущее скипидаром здание Национальной академии дизайна. Это был важный день в нашей жизни, когда мы поняли, что безоговорочно покончили с прошлым и официально начали карьеру художников», — писал Мозес Сойер. «Америка не была тогда центром искусств. Джон Уинтер Сарджент казался нам величайшим художником. Мы знали немного Хомса, Икинса и Райдера. Наша изоляция в толстых стенах Академии была настолько полной, что мы даже не знали, что за её пределами Беллоуз, Слоан и Генри ведут храбрую войну против академических традиций. Как большинство студентов, мы пришли в школу со свежим видением, свободные от обычаев и предубеждений и полные энтузиазма; как и большинство студентов, мы очень быстро потеряли нашу индивидуальность и оригинальность».
Вырваться из этого круга братьям помог художник Лео Джекинсон, который познакомил их с Робертом Генри, учителем Рокуэлла Кента, Джорджа Беллоуза и Эдварда Хоппера
После встречи с Генри пути братьев разошлись. Рафаэль остался в Академии, собирая деньги для учёбы в Art Students League, где преподавал Генри. Мозес решил немедленно уйти и поступил в Educational Alliance Art School. Младший брат Исаак, который учился в последнем классе школы, начал по вечерам посещать классы в Cooper Union Art School.
Educational Alliance Art School была небольшой художественной школой, руководил которой выходец из России, выпускник Одесской рисовальной школы и ученик Кириака Костанди Эббо Островский. Учились в школе в основном эмигранты и дети эмигрантов, в ней витал дух свободы, а рисовали чаще всего обнажённую натуру
Вскоре к Мозесу присоединился и Исаак. В Educational Alliance Art School занимался целый ряд художников, ставших впоследствии известными: Саул Берман и Луис Рыбак, Питер Блюм и Морис Гликман. Но самым близким для братьев стал скульптор Хаим Гросс.
Рафаэль тем временем начал заниматься в Art Students League, в классе Ги Пэна дю Буа, принадлежащего к школе Генри и Слоана. Дю Буа сразу высоко оценил работы Рафаэля. В один прекрасный день он посоветовал молодому художнику представить свои работы в галерею «Дэниэль».
В 1929 году там состоялась первая персональная выставка Рафаэля Сойера; одну картину с выставки купил даже Музей Уитни.
Ну, а Мозесу в конце обучения в художественной школе предложили вести занятия в новом классе; его класс быстро стал лучшим, и он был награждён поездкой в Европу. Перед поездкой он женился на своей ученице, художнице и танцовщице Иде, и в Париж они поехали уже вдвоём. Это был 1926-й год.
Париж был тогда мировым центром художественной жизни; множество американцев жили там, стараясь, как пишет Мозес, «быть большими французами, чем сами французы». Мозес и Ида путешествовали по Европе, зимы проводили на юге Франции. В 1928 году у них родился сын Давид; деньги заканчивались, и они решили возвратиться домой.
За несколько недель до этого в Париж приехал Исаак с женой, и Мозес ввёл его в круг своих парижских знакомых. Последним из братьев, уже в 30-е годы, в Европу приехал Рафаэль — он посетил и Советский Союз, и Испанию незадолго до Гражданской войны.
«Рафаэль и его жена были последними, кто совершил паломничество в Европу. Но они выбрали совершенно другой маршрут, нежели мы — кроме обычных „художественных Мекк“ они посетили Советский Союз», — пишет Мозес Сойер. Во время одной из поездок по Европе Рафаэль Сойер с женой Ребеккой побывали в Праге.
В архивах американского искусства, находящихся в Вашингтоне, хранятся альбомы с его путевыми зарисовками, среди них — виды Праги, а также карандашный портрет чешского художника Вацлава Фиала и его жены Марианны Бурлюк, младшей сестры Давида Бурлюка. В архиве семьи Фиала до сих пор хранится фото, где они позируют вместе с Рафаэлем и его женой.
«Мы вернулись домой в канун начала депрессии», — продолжает Мозес. «Одной из первых вещей, которые я сделал, стал визит в маленькую студию на Jackson Street, которую Рафаэль делил с Саулом Берманом. Он хорошо использовал то время, которое я провёл в европейских галереях и кафе. После бесконечных работ парижских „ремесленников“ было настоящим утешением увидеть простые, небольшие сценки нью-йоркских улиц. Американское искусство в целом показалось мне полным силы и энергии и очень живым по содержанию».
Во время депрессии галереи закрывались ежедневно, многие художники бросали живопись и искали другие заработки. Когда ситуация стала казаться безнадёжной, новая администрация, победившая на выборах в 1932 году, начала спасать художников, организовывая множество публичных арт-проектов. Первым был проект Госказначейства. Исаак написал для него две работы, одна из которых вызвала всеобщее восхищение. Сам Мозес написал набережную Ист-Ривер.
Наиболее важным проектом поддержки людей искусства стал, безусловно, художественный проект W.P.A.
Управление общественных работ было создано в 1935 году по инициативе президента США Франклина Делано Рузвельта и стало основной организацией по трудоустройству миллионов безработных при выходе из «великой депрессии». В рамках программы был создан Федеральный художественный проект, в котором приняли участие более 10 тысяч художников, литераторов, артистов, музыкантов. Художники не только оформляли общественные здания, но и создали более ста арт-центров по всей стране, где давали уроки рисования и живописи взрослым и детям. Кроме того, художники создавали постеры, рекламу, театральный и музейный дизайн. Достаточно назвать несколько имён, чтобы понять, какого уровня мастера были задействованы в проекте: Марк Ротко, Диего Ривера, Джон Слоан, Ян Матулка, Арчил Горки, Джексон Поллок, Виллем де Кунинг.
В конце 1920-х и начале 1930-х годов братья стали активными участниками «Джон Рид клуба», в котором собирались «левые» художники и писатели. К участию в деятельности клуба Рафаэля Сойера привлёк художник Николай Циковский, и уже там братья Сойеры познакомились с Давидом Бурлюком. Знакомство переросло в многолетнюю дружбу и совместное творчество — Бурлюк, Сойеры, Циковский, Арчил Горки, Милтон Эвери, Джордж Констант стали учасниками группы «Hampton Bays», неформальным лидером которой был Давид Бурлюк.
Бурлюк называл Сойеров «американскими Дега» и даже сочинил в 1941 году поэму «Братья Сойеры». Интересно, что Рафаэль Сойер вспоминал о том, что Мозес прислал ему из Европы альбом Эдгара Дега, который стал его настольной книгой.
Оба брата работали в манере, которую сами называли «социальным реализмом». Мозес писал портреты, натюрморты, «ню», исполнял литографии. Провёл ряд персональных выставок в нью-йоркских галереях New Art Circle (1928), Macbeth (1939, 1940, 1943) и ACA Gallery (1945, 1947, 1956), был избран членом Национальной академии дизайна (1963) и Американской академии искусств и литературы (1966). Его работы представлены во многих американских музеях, в том числе в Музее американского искусства Уитни и МoMA в Нью-Йорке, в Бруклинском музее, Денверском художественном музее, Национальной галерее искусств в Вашингтоне и других.
Рафаэль, помимо семейных портретов и портретов друзей-художников (Арчила Горки (1940), Уильяма Гроппера (1941), Генри Мура (1962), Осипа Цадкина (1963) и многих других, писал групповые портреты: «Художники и модели» (1948), «Дань уважения Томасу Икинсу» (1963), а также сцены из жизни городских окраин и рабочих кварталов Нью-Йорка; в 40-х, отойдя от социальной тематики, писал «ню», психологические сцены, занимался литографией и офортом. Рафаэль Сойер — автор множества автопортретов; в одном из них он изобразил себя в окружении любимых художников: Дега, Коро и Рембрандта.
С 1932 года Рафаэль Сойер ежегодно проводил персональные выставки, участвовал в больших ежегодных и двухгодичных выставках в Музее американского искусства Уитни, Института Карнеги, Художественного института Чикаго, художественной галереи Corcoran, Национальной академии рисунка и Пенсильванской академии искусств. С 1930 преподавал в учебных заведениях и студиях Нью-Йорка. Его работы представлены сегодня в МоМА, Музее Метрополитен, галерее Corcoran в Вашингтоне и других музеях США, а также в галерее Уффици во Флоренции, музее Тель-Авива и во множестве частных коллекций.
Рафаэль Сойер прожил гораздо дольше своих братьев (он умер в 1987 году, Мозес Сойер — в 1974-м, Исаак Сойер — в 1981-м) и стал самым титулованным из них. И всё же Сойеры вошли в историю американской живописи именно как братья — явление если не уникальное, то крайне редкое. Завершая своё автобиографическое эссе, Мозес Сойер писал:
«Такова наша история. Мы решили стать художниками очень рано, и для достижения этой цели непрерывно работали. Кубизм, футуризм, сюрреализм и все остальные искусственные направления прошли мимо нас. Мы всегда были заинтересованы в содержании работ, а не в искусстве ради искусства; больше в том, что сказать, чем в том, как сказать. <…> Наша главная тема — люди, и люди, которых мы рисовали — это самые обычные люди, с которыми мы жили и общались, люди, которых мы знали и понимали лучше всего — члены наших семей, художники, студенты, танцовщицы, продавщицы в магазинах, рабочие и безработные. Мы изображали жизнь так, как мы её видели и наблюдали, честно, в своей собственной манере».
Мозес Сойер не только написал эссе «Три брата» — он сделал ещё и групповой портрет. Написанная им картина «Три брата» хранится в Бруклинском музее.
Сегодня братья Сойеры считаются признанными классиками американской живописи. В 2008—2009 годах их работы экспонировались в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее на выставке «Американские художники из Российской империи».
Все три брата похоронены на небольшом еврейском кладбище Acacia в Нью-Йорке.