Святой Николай считается покровителем моряков, юных девушек и детей. В отличие от Западного мира, где образ святого Николая постепенно перевоплощался, и, наконец, превратился в Санта-Клауса, на Руси его образ не изменялся на протяжении многих веков.
Как выглядел святой на наших землях узнали еще в ХІ веке, когда греческие мастера по приглашению Ярослава Мудрого прибыли из Константинополя в Киев для оформления Софийского собора. Они создали необыкновенной красоты мозаики — сегодня единственные из самых ранних, сохранившихся в Восточной Европе. В святительском чине среди других святых видим Святого Николая. Киевская Русь от Византии приняла не только христианскую веру, но и почитание главных христианских подвижников.
Начиная с ХІ века Святого Николая изображают на фресках многих церквей, и среди наиболее известных — в росписях Дионисия 1502 года в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (Вологодская область).
В иконописи в изображении образа Святого Николая сложился определенный канон и его лик легко узнаваем.
Святого обычно изображали поясно, в левой руке он держит Евангелие, а правой благословляет. Позже появились небольшие изображения Иисуса и Богородицы над плечами святого, как на древнейшей иконе ХІІІ в. из монастыря Святой Екатерины на Синае (Египет).
Появление Иисуса и Богородицы в иконах святого связано с важных событием в жизни Николая. На Вселенском соборе в Никее в 325 г. было предано проклятию лжеучение Ария (арианство). Николай присутствовал на соборе как архиерей города Мир и ударил по щеке Ария, смутьяна и основателя еретического учения.
Так эта сцена изображена на фреске XVIII века с внешней стены скального монастыря Панагия Сумела в Турции. Церковь осудила Николая за его поступок, лишила святительского сана и посадила в темницу. Но после видения отцам церкви, в котором Сам Господь вручает ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одевает на него омофор, Николаю вернули сан и воздали честь как великому Божьему угоднику.
Начиная с XIV века на иконах Святого Николая изображают клейма, в которых описывается житие святого.
В работах европейских художников Святой Николай как особо почитаемый святой часто изображен рядом с Мадонной.
Что же известно о жизни святого?
Родился Николай во ІІ половине ІІІ ст. в г. Патары в Ликии (современная Турция) и с самого рождения удивлял всех своим благочестием. Юношей он изучал богословие, постился, стал священником, затем епископом, и, наконец архиереем в городе Мир. Еще когда Николай был епископом в родном городе Патары, он совершил свое первое чудо.
В городе жил один купец, который разорился и находился в крайней нужде с тремя дочерьми. Отец не мог выдать замуж девушек и задумал сделать их блудницами. Николай, узнав о помыслах этого человека и желая избавить семью от греха и позора, ночью принес мешок золота на приданое сестрам и бросил в окно.
С тех пор Николая считают покровителем незамужних девушек. А этот эпизод стал популярен среди западных художников.
На картине Фра Анджелико изображены три сцены из жизни Николая: его рождение, проповедь перед горожанами и чудо с тремя девами.
Второе известное чудо — спасение жителей города Мир от голода.
Николай явился во сне богатому итальянскому купцу, который отплывал с кораблем пшеницы в другую страну, и повелел ему плыть в Миры. Купец проснулся утром с золотыми монетами в руках, и, вспомнив свой сон, поспешно привез свой драгоценный груз в Миры и спас город. Эта сцена показана на одной из самых лучших картин Амброджо Лоренцетти.
Чудо Святого Николая — освобождение трех невинных мужей от казни вдохновило И. Репина на создание двух картин.
Художник изобразил эту сцену, как она описана в житие святого. Согласно преданию, Николай явился в последний момент, когда меч палача уже был занесен над головами осужденных. Он вырвал меч и освободил от пут юношей, и никто не посмел ему воспротивиться, ибо «он был велик пред Богом и всеми людьми».
Эскизы образа Святого Николая, выполненные Ильей Репиным к картине
А вот эта же сцена в исполнении итальянского художника — Фра Анджелико, на его картине изображена еще смерть Святого Николая.
Этот же сюжет — на фреске дивной красоты в сербском монастыре.
Мощи святого Николая еще в ХІ веке были перенесены из Мир в город Бар (Италия), что рассматривалось как «спасение» их из мусульманской страны.
После смерти Николая его святые мощи продолжали совершать чудеса, многие направлялись в Миры преклониться перед ними. Однажды путешественники из далекой страны отправились морем на поклонение мощам и никак не могли доплыть, — то шторм, то буря, то болезни мешали им в дороге. И когда они отчаялись и готовы были повернуть назад, им явился Николай. Он сказал, что на корабле есть бочонок с елеем, полученный от бесов, когда они выльют елей в море, то благополучно доплывут до Мир. Так и случилось.
Есть еще много картин со святым, но среди них есть одна особенная — это «Николай Чудотворец» кисти Н. Рериха. К его образу художник неоднократно обращается на протяжении всей своей жизни и этот святой для Николая Рериха — не только Небесный Покровитель.
Художник наполнил картину глубоким духовным и философским смыслом. На зеленых крутых холмах, за стенами виднеющегося белокаменного города, стоит маленькая приземистая церквушка с одним куполом, на переднем плане — прямо на нас идет Святой Николай, рука его поднята в благословляющем жесте. Это древнерусский пейзаж — Николай только что проповедовал в городе и направляется в другой город Руси, он благословляет эту землю, благословляет нас и продолжает совершать чудеса.
Н .К. Рерих в статье «Семь Святых» причислил Чудотворца к славной седмице святых:
«Истинно чудесно, поистине прекрасно среди водоворота нашей жизни, среди волн неразрешенных социальных проблем видеть перед собою сияющие Светочи всех веков. Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости… Они трудились бесконечно. Они были здесь, на Земле, они встречались с теми же самыми препятствиями, с тем же самым невежеством, суеверием и нетерпимостью. Своим светлым познанием они побеждали тьму; они-то знали вечный закон, что давая, мы получаем».
Великое почитание Святого Николая продолжается, и как говорит церковь, к заступничеству святого можно обращаться в самых безнадежных ситуациях. Вспомним самые необычайные свидетельства о чудесах святого, упомянутые в древних летописях.
В «Чуде о половце» рассказывается, как один киевлянин отпустил пленника-половца, которого заставил поклясться перед иконой Николая в том, что он заплатит за себя выкуп. Половец нарушил клятву и ему несколько раз являлся Никола, наказывая за невыполненное обещание. Под впечатлением от видений святого и под влиянием родственников, считающих Николу «русским богом», половец принес выкуп. Это поверье напоминает о древней византийской традиции принесения клятвы перед почитаемой иконой.
Сегодня, глядя на работы художников с изображением Святого Николая, мы говорим о канонах, смысле различных деталей, сюжетах и красках. Что ж, времена меняются. Но вера в чудеса — остается.