Дьявол, восставший из старой перчатки: в какие куклы играл Феликс Клее, сын знаменитого художника
839
просмотров
Кто в детстве не мечтал о собственном кукольном театре? Но для большинства из нас, бывших детей, домашние спектакли так и остались несбыточной фантазией. А вот маленькому Феликсу Клее сказочно повезло: его отец, известный немецкий и швейцарский художник-авангардист Пауль Клее (1879−1940), подарил сынишке воплощенную мечту.

В 1916 году, к девятилетию любимого отпрыска, папаша смастерил набор из восьми перчаточных кукол, взяв за основу образы персонажей немецкого народного театра. Идея возникла как результат походов на мюнхенский блошиный рынок: пока отец приценивался к старинным рамам, сын хохотал над кукольными фарсами, традиционно сопровождавшими ярмарку подержанных вещей.

Главный герой кукольного балагана, носатый забияка Касперль — родной брат английского Панча, французского Гиньоля, итальянского Пульчинеллы, русского Петрушки. Этот наивный, неотесанный задира постоянно попадает в смешные и назидательные истории. Конечно же, у Касперля есть подружка — благоразумная Гретель, и верный товарищ — простоватый, но честный малый Зеппель. Как уж повелось в жизни и на сцене, силам добра противостоят силы зла: Дьявол и его сообщница Старая Ведьма, кровожадный Крокодил и Господин Смерть. Ну и как в немецком театре обойтись без Полицая, который время от времени пресекает кукольные бесчинства, наводя порядок в этом форменном вертепе!

Тогда семейство Клее проживало в мюнхенском предместье в крохотной квартирке, где импровизированные спектакли устраивались прямо в дверном проеме между спальней и гостиной. Роль авансцены исполняли старые подрамники, драпированные занавесками, а декорациями служили коллажи из полосок ткани, журнальных иллюстраций и живописных фрагментов.

Знакомство с чудом Пауль Клее 1916

Игра в театр очень нравилась мальчику, да и сам Клее настолько увлекся, что в течение десятка лет продолжал пополнять коллекцию, в общем количестве создав около пятидесяти кукол.
Позднее в «перчаточной братии» появились шаржированные фигуры политиков и коллег-художников, полуабстрактные фантастические создания в дадаистском духе и даже автопортрет художника.

Кукла-автопортрет Пауля Клее и кукла-шарж художницы Эмми-«Галки» Шейер и Эмми-«Галка» Шейер, фрагмент

Себя Пауль Клее изобразил в виде гротескной куклы-бедуина с подчеркнуто семитскими чертами лица, нарисованного на говяжьей кости. Намного позже, в период гонений на мастера, нацистская немецкая газета напишет: «…хотя он говорит всем, что является чистокровным арабом, на самом деле он типичный галисийский еврей». А пока, с 1921 года и до начала 30-х, Клее успешно преподает в знаменитом Баухаузе, и его новые кукольные персонажи становятся все более авангардными.

Гротескные и ироничные куклы Клее обитают на зыбкой границе, разделяющей мир игрушек и мир арт-объектов. Являясь плодом творческого эксперимента художника, они вместе с тем выступают инструментом диалога между взрослым и ребенком, между отцом и сыном. Вся кукольная серия пронизана нежностью, теплотой, желанием помочь маленькому человечку в преодолении детских страхов, ведь даже Смерть в исполнении Клее — всего лишь тряпичный болванчик, грубовато сработанное нелепое пугало, на которое несложно найти управу.

Можно предположить, что в периоды «куклоделия» мусорное ведро в семье Клее пустовало — ведь в дело шел весь хлам, предназначенный на выброс: пустые спичечные коробки, коровьи мослы, ореховые скорлупки, электрические розетки, обрезки меха, старые перчатки, щетина из кисточек и даже человеческие волосы. Кукольные головки художник формовал из марли, пропитанной гипсовой массой, а различные мелкие предметы служили для них каркасной основой. Часто эти коробки и скорлупки проглядывали сквозь неплотный слой гипса, придавая кукольным лицам дополнительные оригинальные черты. На просохшую заготовку наносился красноватый грунт, поверх него ложился слой «лицевых белил», по которому велась роспись.

На фото: куклы «Бородатый француз», «Русский крестьянин» и «Увенчанный поэт»
«Багдадский цирюльник» и «Султан» и «Немецкий националист» и «Седовласый эскимос»

Одежда персонажей создавалась из подручных материалов — рогожи, холста, лоскутков. Известно, что с «гардеробом» первых кукол мастеру помогала его протеже, начинающая художница Саша Моргенталер.

Этот первый опыт стал для Саши определяющим — став впоследствии одним из авторитетнейших кукольных мастеров Европы, она делала не только уникальные коллекционные экземпляры, но и модели кукол, которые выпускались массовыми тиражами в Германии и Великобритании с середины 60-х и вплоть до начала нового века.

«Ушастый клоун» и «Электрический призрак» и «Привидение из спичечных коробок» и «Привидение из розетки»

Сам Пауль Клее относился к своим куклам как к забаве, поделкам, никоим образом не считая их всерьез произведениями искусства — в отличие от своих детских рисунков, которые он со временем оформил в паспарту, снабдил подписями и внес в рукописный каталог собственных работ.

«Бандит» и «Дьявол из перчатки» и «Старик», фрагмент

Сегодня тридцать сохранившихся перчаточных кукол из семейного наследия хранятся в Центре Пауля Клее в Берне, на родине художника.

Уходя из отчего дома в большой мир, восемнадцатилетний Феликс прихватил с собой и любимых кукольных персонажей — как частичку домашнего уюта, как семейный талисман. Сын художника утверждал, что кукольный театр «превратил его в волшебника, имевшего успех у всех, у молодых и старых». Некоторым образом этот успех обозначил и его призвание — повзрослевший Феликс Клее состоялся как профессиональный театральный режиссер. К сожалению, почти вся коллекция его любимцев погибла во время второй мировой войны в разбомбленном Вюрцбурге.

По иронии судьбы из первоначального набора уцелела только кукла, олицетворяющая Смерть…

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится