Кто такой Эрже
Автор комиксов про Тинтина — бельгиец Жорж Реми, взявший себе псевдоним Эрже (R. G.). Скаут, католик, брюсселец — все эти исходные данные впоследствии найдут отражение в мире Тинтина. Реми родился в 1907 году в пригороде Брюсселя Эттербеке — отсюда в его истории попадут брюссельские диалектные словечки, а на их основе Эрже придумает даже целые языки (например, сильдавский в «Скипетре Оттокара»).
Жорж получил строгое религиозное воспитание: сначала он состоял в светской скаутской организации, а затем родители отдали его в католические скауты при школе Святого Бонифация в Брюсселе. В 1920-е Эрже иллюстрировал бельгийские юношеские издания, а в 1929 году его пригласили в еженедельник Le Petit Vingtième, для которого и был создан Тинтин. Эрже проработал там до 1940 года, затем перешел в издательство Casterman, и с тех пор приключения Тинтина выходили в отдельном журнале под названием Tintin.
Хронология приключений Тинтина
Всего Эрже нарисовал 23 альбома про Тинтина. Первый, «Тинтин в Стране Советов», так и не был ни перерисован, ни раскрашен при жизни Эрже. Репринт оригинального альбома вышел только в 1981 году, а цветная версия для коллекционеров появилась в начале 2017 года. Комиксы про Тинтина сначала публиковались в журнальном формате, по две страницы в номере, а через некоторое время (от нескольких месяцев до полутора лет) выходили в виде полноценных альбомов.
1930 — «Тинтин в Стране Советов»
1931 — «Тинтин в Конго» (цветная версия — 1946 год)
1932 — «Тинтин в Америке» (цветная версия — 1946 год)
1934 — «Сигары фараона» (цветная версия — 1955 год)
1936 — «Голубой лотос» (цветная версия — 1946 год)
1937 — «Сломанное ухо» (цветная версия — 1943 год)
1938 — «Черный остров» (цветная версия — 1943 год)
1939 — «Скипетр Оттокара» (цветная версия — 1947 год)
1941 — «Краб с золотыми клешнями» (цветная версия — 1946 год)
1942 — «Таинственная звезда» (исправленная версия — 1954 год)
1943 — «Секрет „Единорога“»
1944 — «Сокровище Красного Ракхама»
1948 — «Семь хрустальных шаров»
1949 — «Храм Солнца»
1950 — «Тинтин в стране черного золота» (исправленная версия — 1971 год)
1953 — «Пункт назначения — Луна»
1954 — «Путешественники на Луне»
1956 — «Дело профессора»
1958 — «Акулы Красного моря»
1960 — «Тинтин в Тибете»
1963 — «Драгоценности Кастафиоре»
1968 — «Рейс 714 на Сидней»
1976 — «Тинтин и Пикаросы»
1986 — «Тинтин и » Альф-арт
Кто такой Тинтин
На русский язык имя главного героя переводили как Тантан и Тинтин. Фонетически первое ближе к оригиналу, но называть его следует именно Тинтин: в первой половине XX века во Франции и Бельгии Валентинов, Константинов и других -тинов часто называли Tintin. Так, «Тинтин» оказался ближе к русскому произношению этих имен.
Возраст Тинтина — тоже загадка. В первых комиксах он представлен как «юный репортер», на вид ему от 14 до 20 лет (в зависимости от альбома). При этом он ведет себя как взрослый: дерется, умеет ездить верхом, стрелять, — одним словом, идеальный скаут. В первых комиксах, особенно в «Тинтине в Стране Советов», он демонстрирует неправдоподобную силу, благодаря которой ему удается победить многих врагов. В более поздних альбомах преувеличенная ловкость исчезает, Тинтин становится более осторожным и рассудительным.
В первых альбомах Тинтин и в самом деле работает репортером: в Страну Советов он едет от издания Le Petit Vingtième (того самого, где работал сам Эрже) и пишет репортаж за репортажем. Следующие поездки — в Конго («Тинтин в Конго»), а потом и в Америку («Тинтин в Америке») — снова в качестве журналиста. Затем начинаются настоящие приключения, уже без привязки к работе, и Тинтин фактически становится частным сыщиком. Каждый раз новая детективная история начинается с удивительного совпадения: случайной встречи с профессором-египтологом на борту корабля («Сигары фараона» и «Голубой лотос»), забытых на скамейке документов («Скипетр Оттокара»), найденной в мусорном ведре консервной банки («Краб с золотыми клешнями») и т. д. Затем, в более поздних альбомах Тинтин становится знаменитостью, и к нему часто обращаются за помощью.
Прототипы Тинтина
Традиционно считается, что на образ смелого репортера повлияли два человека. Автор одной версии — сам Эрже: он говорил, что Тинтин срисован с его младшего брата Поля. Исследователи его творчества, однако, считают, что прообразом Тинтина стал Леон Дегрель — репортер, редактор и политик. Дегрель был кумиром католической и ультраправой бельгийской молодежи 1920-х — начала 1930-х годов и не скрывал своих фашистских взглядов. Он писал стихи, редактировал студенческую газету, в 1928 году со своими соратниками разгромил в Брюсселе выставку, посвященную СССР, со словами: «Они хотят уничтожить все, что нам дорого: Церковь, государство, общество и семью». Дегрель, ярый антикоммунист и любитель приключений, в 1933 году отправился в Мексику, чтобы писать оттуда репортажи о восстании кристерос — крестьян, воевавших за Церковь и веру против революционного правительства. С Эрже они довольно близко общались: когда Дегрель работал редактором в газете Le Vingtième Siècle, Эрже был иллюстратором к ее приложению Le Petit Vingtième для детей. По дороге в Мексику Дегрель посетил США и оттуда прислал Эрже американские комиксы.
В начале 1930-х Дегрель вышел из Католической партии (с его точки зрения, она была недостаточно радикальной) и основал Рексистскую: ее члены выступали за корпоративное монархическое государство, а примером для подражания стали Муссолини и Гитлер. В 1940 году, после оккупации Бельгии, Дегрель заключил союз с немцами и набрал из бельгийских добровольцев легион «Валлония», впоследствии воевавший на территории СССР.
Он пережил войну, денацификацию, прожил долгую жизнь (умер в 1994 году) и охотно раздавал интервью, утверждая среди прочего, что Тинтин — это он. Более того, Дегрель даже написал книгу под названием «Мой приятель Тинтин». С точки зрения биографа Эрже Пьера Ассулина, эта версия абсурдна: фанфарон Дегрель не мог стать прототипом скромного Тинтина. К тому же в путешествие по Северной Америке будущий лидер рексистов отправился уже после того, как Эрже начал публиковать в журнале американские приключения Тинтина. Наконец, Эрже старался избегать прямых аналогий с реальными персонажами: Тинтин — совершенно самостоятельный герой, не похожий ни на кого и в то же время похожий на всех.
Аббат Валлез и китайский студент
Эрже говорил, что на его карьеру больше всего повлияли два человека: аббат Норбер Валлез, создатель издания Le Vingtième Siècle, и китайский студент Чан Чунжэнь. Валлез был яркой и одиозной фигурой: антисемит, антикоммунист, он преклонялся перед Муссолини и после оккупации Бельгии нацистами сотрудничал с немцами. В 1948 году его приговорили к пяти годам тюрьмы за коллаборационизм. Но для Эрже он был наставником и кумиром: именно Валлез разрешил молодому художнику печататься в еженедельнике, и по сути благодаря ему появился Тинтин. После войны Эрже не отрекся от своего покровителя, хотя рисковал стать объектом расследования по делу о коллаборационизме.
Не менее важное место в его жизни занимал Чан Чунжэнь. В 1934 году, работая над «Приключениями Тинтина на Востоке» (позже этот альбом получит название «Голубой лотос»), Эрже обратился за консультацией к студенту из Китая Чану, учившемуся в Брюсселе. Выяснив, что Эрже ничего не знает про Китай, Чунжэнь убеждает его, что компиляции из баек и стереотипов недостаточно: у любой истории должен быть правдоподобный фон. В 1935 году Чан уезжает в Китай; с Эрже они встретятся только в 1981 году, когда обоим будет по 74 года. Под именем Чан Чончен (в русском переводе Чан Чон Ень) Чан фигурирует в двух комиксах — «Голубом лотосе» и «Тинтине в Тибете» (в последнем Тинтин ищет своего друга, которого все считают погибшим).
Чан Чунжэнь получил художественное образование и был скульптором. Он пострадал во время «культурной революции» в Китае: как и другие интеллектуалы, остался без работы и был вынужден работать дворником. Во второй половине 1970-х годов Чунжэнь вернулся к работе, стал известен в Европе и уже после смерти Эрже получил французское гражданство.
Тинтин и история
Страна Советов
Свое первое путешествие Тинтин совершил в СССР. В 1929 году Эрже начинает публиковать в Le Petit Vingtième историю репортера издания, якобы отправившегося собирать сведения о кровавом коммунистическом режиме. Источник у автора был один — записки Жозефа Дуйе, бывшего бельгийского консула в Ростове-на-Дону.
Один из эпизодов, описанных дипломатом, Эрже заимствует дословно. Комиссар с загадочной фамилией Oubikone (скорее всего, Убийконь) проводит выборы и сообщает избирателям о том, что есть три списка кандидатов. «Первый список — Коммунистической партии! Поднимите руки те, кто против этого списка!..» — говорит комиссар и достает пистолет. «Все за? Тогда принято единогласно», — ухмыляется Убийконь.
Воспоминания Дуйе, по своему содержанию полностью совпадавшие с пропагандистскими задачами издания, Эрже получил от аббата Валлеза. Тинтин борется с агентами ОГПУ, видит, как коммунисты пускают пыль в глаза иностранным корреспондентам, рапортующим о процветании Советской России, находит тайник, куда свозятся отобранные у крестьян зерно, водка и черная икра — все эти богатства предназначены для финансирования коммунистической пропаганды на Западе. Победив агентов ОГПУ, медведя и холод, Тинтин триумфально возвращается в Брюссель.
Бельгийское Конго
В отличие от главных европейских держав, у Бельгии было немного колоний — и только одна большая. Сначала Конго принадлежало лично королю Леопольду II, но в 1908 году, за год до смерти, монарх продал ее собственному правительству.
Конго находилось во владении короля 23 года, и за это время население колонии сократилось почти в два раза: администрация старалась выжать из страны как можно больше слоновой кости и каучука, не слишком стесняясь в методах. В деревнях проводились карательные экспедиции против недовольных: для наглядности местным жителям отрубали руки. По всему миру поднялась общественная кампания против этих зверств — и в том числе поэтому королю пришлось продать колонию.
Репортер Тинтин отправляется в Африку тоже в пропагандистских целях: белый просвещенный человек несет добро и цивилизацию аборигенам. Эрже представляет Конго как край, населенный дикими, примитивными, глупыми, но порой добрыми людьми. Позже Эрже признавался, что ему стыдно за первые два альбома: «Тинтин в Стране Советов» был незамысловатой агиткой, а «Тинтин в Конго» — апогеем колонизаторской идеологии.
Чикаго и Аль Капоне
Третьим эпизодом путешествий Тинтина стала поездка в Америку и борьба с гангстерами («Тинтин в Америке»). Тут снова клише: в США всем заправляет мафия, полицейские чуть что начинают стрелять, индейцев угнетают капиталисты. Но никаких аналогий с колониальной политикой Бельгии в Конго здесь нет: это две отдельные реальности, не имеющие отношения друг к другу. В американской истории в первый и последний раз в истории о Тинтине появляется реальный (хотя во многом мифологизированный) персонаж — Аль Капоне.
Японское вторжение в Китай
В альбоме «Голубой лотос» (1936) Тинтин становится свидетелем исторического события — Мукденского инцидента, после которого Императорская армия Японии вошла в Маньчжурию. 18 сентября 1931 года японские военные подорвали участок железной дороги южнее китайского города Мукден, и это стало предлогом для японского вторжения. В «Голубом лотосе» этот эпизод пересказан максимально близко к реальности. В альбоме рассказывается, как ничтожный инцидент был превращен японской пропагандой в настоящий кровавый конфликт: сначала пресса перевирает телеграмму, добавив душераздирающие подробности, а в конце Япония обличает Китай в Лиге Наций.
Чакская война
С 1931 по 1935 год в Южной Америке шла война между Парагваем и Боливией, в которой погибло более ста тысяч человек. Две страны боролись за обладание плато Гран-Чако: предполагалось, что там много нефти. В итоге тогда нефть там в XX веке никто не нашел (месторождения были открыты только в 2012 году), а Боливия и Парагвай потом десятилетиями пытались восстановить экономику. В альбоме «Сломанное ухо» (1937), как и в «Голубом лотосе», исторические события у Эрже становятся просто фоном. Тинтин пытается найти загадочную статуэтку, пока вымышленные государства Сан-Теодорос и Нуэво-Рико ведут бессмысленную войну. Эрже удается вскользь провести читателя через все латиноамериканские реалии: это и беспрестанные государственные перевороты, и диктаторы-самодуры, и индейцы в дебрях Амазонки, выпускающие отравленные стрелы.
В альбоме есть и политическая сатира: к диктатору, генералу по фамилии Алькасар, чьим любимцем становится Тинтин, прилетает американский торговец оружием Базиль Базарофф. В итоге он продает оружие и той, и другой стороне, и сам же разжигает войну. Прототипом этого персонажа был греческий авантюрист Бэзил Захарофф (1849–1936), он же Басилейос Захароф, он же Василий Захаров. Захарофф раздавал взятки, скупал заводы, договаривался с изобретателями, продавал оружие всем сторонам всех конфликтов в начале XX века и настаивал на том, чтобы ведущие державы — от Великобритании и Франции до Османской империи и Японии — увеличивали расходы на вооружение. Псевдоним более чем прозрачен, а у самого Базароффа в «Сломанном ухе» узнаваемая бородка клинышком и мягкая шляпа.
Аншлюс
В 1938 году Эрже начинает публиковать «Скипетр Оттокара». Уже в частном порядке Тинтин едет в просвещенную страну Сильдавию, которой управляет молодой и справедливый король Мускар XII. С Сильдавией граничит Бордюрия, где царит диктатура. Бордюрская разведка пытается лишить короля легитимности, похитив у него регалии и активизировав в тылу соседа «пятую колонну». Сильдавские поданные носят одежду как в Восточной Европе и используют кириллицу.
В этом альбоме Эрже не только иносказательно описывает современные ему события, но и передает общую атмосферу грядущей войны. Попытка аншлюса не удается: Тинтин находит скипетр и отбирает его у бордюрцев. В реальности все печальнее: за несколько месяцев до «Скипетра Оттокара» нацистская Германия аннексировала Австрию. В альбоме нашлось место всем главным тревогам эпохи: «пятая колонна», которая, как у Франко, ждет сигнала, чтобы атаковать врага; внутри Сильдавии действует пробордюрская партия «Стальная гвардия», которую возглавляет человек по фамилии Мюсстлер.
Ближневосточный конфликт
В 1939 году Эрже начинает публиковать альбом «Тинтин в стране черного золота», потом бросает работу и возобновляет ее только в 1948-м. Израиля еще нет, а Палестина является подмандатной территорией Великобритании. Еврейские поселенцы воюют с британскими солдатами. В эту реальность и приезжает Тинтин: его принимают за эмиссара еврейских подпольщиков, и еврейские же боевики отбивают репортера у англичан. В 1969 году Эрже перерисовывает альбом (как раз этот вариант известен современным читателям). Между двумя арабскими правителями — шейхом Баб эль-Эром и эмиром Бен Калиш Эзабом — идет война из-за нефти, одновременно в Европе из-за некачественной нефти взрываются моторы, и Тинтин едет на Ближний Восток разбираться. Его ложно обвиняют в контрабанде и затем похищают сторонники шейха. Эрже объяснял, что первоначальная версия альбома не могла быть издана в Великобритании, ведь речь шла о борьбе еврейских организаций (группа Штерна, «Иргун», «Хагана») с британской оккупацией перед тем, как Израиль стал независимым.
Полет на Луну
Тинтин полетел в космос в 1953 году, за восемь лет до Гагарина, и тогда же ступил на поверхность Луны (за 16 лет до Нила Армстронга). Два альбома («Пункт назначения — Луна» и «Путешественники на Луне») полны технических деталей: профессор Турнесоль объясняет Тинтину и капитану Хэддоку, как устроена атомная энергетика, что такое вакуум, как выглядит поверхность Луны. Когда же первые люди по-настоящему оказались на Луне, Эрже, разумеется, поздравил американских астронавтов, посвятив им свой рисунок: Тинтин, профессор и капитан торжественно встречают недоумевающего Армстронга на Луне.
Холодная война
История противостояния Сильдавии и Бордюрии, двух восточноевропейских государств, продолжается и в других альбомах. Именно из Сильдавии летит на Луну ракета. А в соседней Бордюрии разворачивается действие альбома «Дело профессора» (1956). Если раньше это было довольно абстрактное государство со славянско-немецким колоритом, то теперь у него все черты страны, участвовавшей в Варшавском договоре: тайная полиция, диктатура, атмосфера подозрительности, всевластие спецслужб. Шпионы в Швейцарии, таинственные агенты в длинных плащах, похищение известного ученого — все элементы холодной войны налицо. В Бордюрии культ личности генерала Плекси-Гладза — его пышные усы изображены повсюду. При этом нельзя сказать, что Эрже имеет в виду конкретно Сталина — он, как всегда, изображает типичную диктатуру; с таким же успехом может существовать культ усов Гитлера или Франко. Разумеется, холодная война невозможна без оружия массового поражения — руководство Бордюрии решило уничтожить города стратегического соперника: судя по небоскребам, это США.
Кубинские повстанцы
Последний законченный альбом Эрже, «Тинтин и Пикаросы», вышел в 1976 году. В нем герои снова попадают в Сан-Теодорос. К власти в стране пришел диктатор Тапиока, режим которого помогают укреплять военные советники из братской европейской Бордюрии — бордюрский полковник Спонз работает под псевдонимом Эспонха. Тапиоке противостоит старый знакомый Тинтина генерал Алькасар, который вместе с отрядом заросших бородами партизан прячется в сельве. Очевидно, что это намеки на кубинскую революцию. К тому же Че Гевару и Фиделя Кастро действительно сопровождал репортер — француз Режис Дебре, друг кубинских партизан, соратник Че, которого чуть не расстреляли боливийские власти в 1967 году.
Тинтин фактически приводит к власти Алькасара и его повстанцев. При этом нельзя сказать, что Эрже описывает партизан с безусловной симпатией: к 1976 году романтика кубинской революции уже позади. Из окна самолета герои видят ту же самую нищету и разруху, что и при предыдущем режиме. Меняется только униформа патрульных и название столицы страны.
Как менялись альбомы
Первые девять альбомов были черно-белыми. Начиная с «Таинственной звезды» (1942), приключения Тинтина выходят уже в цвете. В дальнейшем Эрже перерисовывает и раскрашивает первые альбомы, кроме нелюбимого им «Тинтина в Стране Советов». Но цветом изменения не ограничиваются: некоторые рисунки пришлось изменить или вовсе удалить — в одних случаях по соображениям политкорректности, в других — по эстетическим. Таких изменений было много, и главные из них стоит назвать.
В альбоме «Тинтин в Конго» главный герой стоит у доски и показывает конголезским детям карту со словами: «Я расскажу вам о вашей родине — Бельгии». В более поздней версии вместо карты появилась доска с примером «2 + 2» — во время борьбы за освобождение Африки (1950–60-е годы) напоминать о том, что Конго принадлежало Бельгии, было совсем не кстати.
В первой версии «Краба с золотыми клешнями» капитана Хэддока бьет палкой чернокожий бандит, в современной — белый. Любопытно, что сделано это было вовсе не для того, чтобы избежать обвинений в расизме, а совсем наоборот. Американские издатели в 1950-х настаивали на том, чтобы в комиксах не было расового смешения, и Эрже выполнил их просьбу. В том же альбоме американцы настояли на том, чтобы из истории исчезли картинки, где алкоголик Хэддок прикладывается к бутылке.
Почти все первые версии альбомов — как цветные, так и черно-белые — сейчас переизданы, за исключением «Таинственной звезды» (почему — объясним позже).
После войны альбомы про Тинтина меняются. Эрже больше не рисует их в одиночку, он обращается за помощью к коллегам. Теперь Эрже занимается сценарием и эскизами, а другие художники — общим фоном и детализацией. Если сравнить первую версию «Черного острова» с более поздней, то видно, насколько глубок теперь задний план каждой картинки. Автомобили стали реальными, движение — левосторонним, как и положено в Великобритании, куда отправляется Тинтин. Это заслуга художника Эдгара Жакобса, автора классической серии комиксов «Блейк и Мортимер». Технические детали в двух комиксах про полет на Луну нарисовал Жак Мартен, автор серии о галле Аликсе, путешествующем по Древнему мира времен Цезаря. В 1950 году Эрже основал собственную мастерскую Studios Hergé, в которой в разные годы работали от десяти до пятидесяти художников. Последний альбом, «Тинтин и Пикаросы», как считается, почти целиком нарисовал не Эрже, а его правая рука Боб де Моор. Правда, на вопрос о том, почему бы не указать коллективное авторство, Эрже отвечал, что идея принадлежит всегда ему самому и только он придумывает, как герои расположены в кадре.
Почему Эрже обвиняли в антисемитизме
Эрже не участвовал в пропаганде, не работал на нацистов, а все обвинения в коллаборационизме после войны с него были сняты. Он мог попасть под суд за сотрудничество с пронацистской газетой Le Soir, но прокуратура решила не трогать одного из самых популярных бельгийских авторов. В одном из интервью Эрже вспоминал: «Я не присутствовал на процессе. Но мне рассказывали, что один из представителей защиты спросил: „А почему вы не привлекли Эрже?“ На что военный прокурор ответил: „Да надо мной бы все смеялись после этого!“». Но в его карьере есть действительно стыдный эпизод — альбом «Таинственная звезда» (1942).
По современной, переделанной версии невозможно понять, что тут не так. Репринты этого альбома не издаются, а оригинальное издание стоит целое состояние. Сюжет довольно невинный. На Землю падает кусок метеорита, обладающий невероятными свойствами, и Тинтин вместе с капитаном Хэддоком отправляется в научную экспедицию, чтобы изучить инопланетную скалу, упавшую в море. Главное здесь в деталях. В первой версии альбома главный противник Тинтина и капитана — организатор альтернативной экспедиции, некий американский финансист по фамилии Блюменштейн. Изображен он в духе антисемитских карикатур, к тому же в альбоме появляется небольшая уличная комическая сцена с участием двух торгующихся евреев — и они уж точно показаны совершенно как в нацистской пропаганде. Позже Эрже убрал последний эпизод, США заменил на выдуманное государство Сан-Рико, а Блюменштейну изменил фамилию. Но и это не помогло. Эрже назвал злоумышленника Больвинкель — на фламандском диалекте bollewinkel означает «лавка со сладостями» — и получил возмущенное письмо от еврейской семьи Больвинкель из Нью-Йорка.
Наконец, среди ученых — участников экспедиции исключительно представители стран, поддерживавших в войне Германию или сохранявших нейтралитет: сама Германия, Бельгия, Испания, Португалия, Швеция.
Вместе со своим автором Тинтин прошел через все главные исторические события эпохи, в том числе через стыдные эпизоды. Но секрет популярности приключений Тинтина прежде всего в безупречном этическом выборе, к которому в конце концов приходит сам Эрже и приводит своего героя. Тинтин не только репортер, исследователь и детектив. Почти в каждом альбоме он защищает более слабого, обиженного, представителя меньшинства. В «Голубом лотосе» он вступается за рикшу, которого избивает иностранец; в «Акулах Красного моря» — за бестолковых паломников, рискующих попасть вместо Мекки в рабство; в «Драгоценностях Кастафиоре» — за цыган, которых подозревают в краже. И эти качества заставляют забыть о первых версиях первых альбомов.