Предчувствия предков о космосе
903
просмотров
Теперь, когда мы постоянно становимся свидетелями все новых и новых побед в космосе, трудно представить себе время первых робких космических мечтаний. И тем более интересно проследить тот путь, который прошла научная фантастика, повествующая о грядущем выходе человека в космос.

Если вы думаете, что мечта о покорении космоса и межпланетных путешествиях зародилась в XIX — XX веках, то вам придется внести поправку в свои представления. Хотите — верьте, хотите — нет, но уже жрецы Древнего Вавилона и китайские астрономы около 5000 лет тому назад имели первые представления о космосе и небесных телах. От этих рекордсменов древности эстафета познания перешла к античным грекам. А дальше одно астрономическое открытие последовало за другим.

Плутарх из Херонеи. Иллюстрация к «Сравнительным жизнеописаниям» перевода Джейкса Амьота, 1565 год

Получив первые знания о размерах нашей планеты, древние ученые стали себе лучше представлять и размеры Луны, и расстояние до нее, и вообще, каковы космические расстояния. Некоторые из них, включая Пифагора, выдвинули даже предположение о том, что где-то могут существовать еще миры, подобные нашему. Так, в частности, Плутарх в одном из своих сочинений утверждал, что Вселенная бесконечна. В своей книге «О лике, видимом на диске Луны», он выдвинул смелую гипотезу, что Луна является второй Землей, имеет гораздо большие размеры, чем вся Греция, и у нее есть свое население. Правда, при этом он почему-то посчитал, что на Луне живут дьяволы, которые именно оттуда время от времени прилетают на Землю.

Плутарх умер в 127 году нашей эры, но его идеи не затерялись во тьме веков. Сорок лет спустя греческий софист и сатирик Лукиан Самосатский написал «Правдивые истории». Несмотря на название, это был, по существу, сборник первых фантастических рассказов. В одном из них Лукиан повествует о том, как ужасная буря подхватила корабль Одиссея и подняла его над морем. Ветер нес его высоко над водой, и путешественники в течение семи дней и ночей не знали, что их ожидает. На восьмой день корабль достиг Луны.

Герой другой повести фантаста, Икароменипп, уже не полагался на стихию. Для полета он использовал крылья грифа и орла, и стартовал с вершины Олимпа. Сделав остановку на Луне, он полетел дальше, «меж звезд и прибыл на небо на третий день полета», установив, таким образом, новый космический рекорд.

Николай Коперник перед астрономами мира. Изображены Гиппарх, Птолемей, Галилей, Браге, Кеплер, Ньютон, Лаплас. Гравюра Яна Стифи

Средневековая инквизиция надолго отбила у вольнодумцев желание описывать иные миры. И то, что сейчас называют «революцией в астрономии», было связано с изобретением телескопа и с выходом в свет трех книг: «О вращениях небесных сфер» Николая Коперника, «Новая астрономия» Иоганна Кеплера и «Звездный вестник» Галилео Галилея.

И хотя эти сочинения никак нельзя отнести к категории занимательного чтива, каждое из них наделало немало шума, вызвав волну интереса к устройству окружающего мира и заложив прочную основу для мечтаний о новых межпланетных путешествиях.

В 1634 году был напечатан посмертно труд Кеплера «Сон», написанный им в минуты досуга. Последняя книга ученого опять-таки представляла собой фантастическое описание Луны. Еще две повести на эту же тему написал и известный путешественник Сирано де Бержерак. Первая из них называлась «Полеты на Луну», а вторая — «Комическая история государств и империй Солнца». Многое в этих книгах было заимствовано из работ предшественников. Однако некоторые способы достижения Луны поражали своей «новизной». Так, автор придумал поднимать «железный экипаж» путем непрерывного подбрасывания вверх кусков магнитной руды; в другом случае для этого использовался ящик с прикрепленными к нему большими пороховыми ракетами.

Иллюстрация к книге Сирано де Бержерака «Иной свет, или Государства и империи Луны», 1657 год

Впрочем, Кеплер и Сирано были не единственными литераторами Средневековья, которых интересовала тема межпланетных путешествий. Примерно в те же годы в Англии вышло в свет еще одно произведение, посвященное путешествию на Луну. Оно называлось «Человек на Луне, или Рассказ о путешествии туда». Автором книги, как ни странно, был епископ Фрэнсис Годвин. Вслед за ним свой труд «Рассуждения о новом мире и о другой планете» издал другой английский священник, Джон Уилкинс. К третьему изданию своей научно-популярной книги он добавил главу, в которой утверждал, что можно построить «летающую колесницу», в которой могли бы разместиться несколько человек. С помощью соответствующих средств, которые, как Уилкинс надеялся, наука скоро изобретет, эти люди могли бы управлять своим кораблем и подняться на такую высоту, которая позволила бы им достичь Луны.

Самое интересное, что такая «колесница» и в самом деле была изобретена — братья Монгольфье изготовили первый воздушный шар. К сожалению, ни один аэростат не способен долететь до Селены. Были нужны новые идеи.

«…Раздался ужасный, неслыханный, невероятный взрыв! Невозможно передать его силу — он покрыл бы самый оглушительный гром и даже грохот извержения вулкана. Из недр земли взвился гигантский сноп огня, точно из кратера вулкана. Земля содрогнулась, и вряд ли кому из зрителей удалось в это мгновение усмотреть снаряд, победоносно прорезавший воздух в вихре дыма и огня…» — так описал Жюль Верн выстрел гигантской «Колумбиады» в своем знаменитом романе «С Земли на Луну», увидевшем свет в 1865 году. Талантливый литератор предугадал многие особенности космического полета. Например, то, что его большая часть будет проходить в невесомости. Да и снаряд пушки фантаста приводнился в том же районе Атлантики, где многие десятилетия спустя совершат посадку американские астронавты.

Снаряд Жюля Верна для полета на Луну («С Земли на Луну»). Иллюстрация к изданию 1872 года

Мюнхенский астроном Макс Валье, ознакомившись с идеей Жюля Верна, решил, что людей выстреливать из пушки, наверное, не получится. И поэтому предложил послать на Луну лишь ядро диаметром 1,2 м, вольфрамовая оболочка которого должна быть заполнена свинцом для лучшей баллистики. Металлический ствол пушки (900 м в длину) укреплялся с наружной стороны бетонной «рубашкой». Саму пушку предлагалось разместить где-нибудь на горной вершине высотой не менее 5 км в экваториальной зоне, а для лучшего разгона ядра перед выстрелом из дула следовало выкачать весь воздух.

Похожий вариант старта с планеты предлагали и два французских автора — Жорж Ле Фор и Анри де Графиньи. Причем для разгона снаряда до возможно большей скорости они советовали использовать наряду с основным зарядом еще и дополнительные, располагавшиеся в боковых камерах и взрывавшиеся последовательно по мере того, как снаряд проскакивал мимо них.

Впрочем, посчитав, что и при постепенном разгоне старт все-таки получится с очень большими перегрузками, в своем следующем проекте эти же авторы решили использовать для посылки снаряда на Луну силы природы. Они решили поместить 600-килограммовый межпланетный снаряд в кратер вулкана, который при извержении и должен был выбросить «посылку» в космос.

Одна из идей Жюля Верна о полете на Луну. Книжная иллюстрация

Наконец, еще один проект пальбы космонавтами из пушки предложили американцы в 1924 году. Длина вертикально установленной пушки должна была, по их мнению, составить 5,5 км, а снаряд в стволе разгонялся до 11,2 км/с. Пассажиров же от перегрузок должна была предохранить система пружин и гидравлических цилиндров.

Впрочем, ни один из этих проектов не был осуществлен на практике. Человечество пошло другим путем — грузы и людей в космос стали вывозить с помощью ракет.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится