Приключения субкоманданте Маркоса
624
просмотров
Кто этот человек? Лицо Сапатистской Армии Национального Освобождения, всегда закрытое пасамонтаной, живая икона альтерглобализма, Че Гевара эпохи постмодерна, совершенно в духе постмодернистской парадигмы отказавшийся от собственной личности, положив свою персональную идентичность на алтарь сопротивления системе неолиберальных ценностей.

Радикальный философ и писатель, называющий себя субкоманданте Маркос – буквально, «заместитель командующего», взявший в качестве псевдонима фамилию одного из погибших товарищей. Если он – «заместитель», то кто тогда командующий? Вопрос остается открытым, и под этим титулом может подразумеваться как дань уважения Эрнесто Че Геваре, так и то, что «командующего» в полном смысле слова у сапатистов не существует. Армия Национального Освобождения позиционировала себя как движение, отстаивающее интересы земледельческих индейских общин Мексики, принцип коллективного управления которых прямо противоречит созданию образа одного лидера. Титул команданте, павшего в боливийских джунглях 9 октября 1967 года, перешел к народу. От имени которого начал говорить человек без лица и с трубкой в зубах.

Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Кому только не приписывалась эта фраза – от Уильяма Уоллеса до бойцов Ирландской Республиканской Армии. По-настоящему крылатой она стала в исполнении испанской коммунистки Долорес Ибаррури, но первым ее произнес национальный герой Мексики Эмилиано Сапата, бывший одним из легендарных лидеров революции 1910–1917 годов. Именно в его честь получило свое имя движение сапатистов.

Национальный герой Мексики Эмилиано Сапата (на фото – справа, вместе со своим братом Эуфремио)

Сапатистская Армия Национального Освобождения, изначально носившая название Фронт Национального Освобождения, в качестве основной опоры своего движения видящая беднейшие крестьянские общины южных мексиканских штатов, населенных преимущественно индейцами, могла бы быть охарактеризована как леворадикальная организация, основные идеологические постулаты которой близки к тому, что принято называть либертарным социализмом. Если бы не одно «но». Одним из основных принципов сапатизма, неоднократно озвученным самим Маркосом, является отрицание в том числе и общепринятой идеологической и политической классификации.

Флаг САНО.

«Фронт…» был создан группой молодых мечтателей, вдохновленных как теориями революционной борьбы и стратегией партизанской войны Че Гевары, так и победой революции на Кубе и в Никарагуа. Индейские общины южных мексиканских штатов, и, в первую очередь, штата Чьяпас, ставшего впоследствии одним из главных центров сапатистского движения в Мексике, обратились к партизанам с просьбой защитить их от произвола крупных землевладельцев и негласно финансируемых теми карательных отрядов вооруженных мародеров. Тесные контакты с индейскими племенами оказали существенное влияние на формирование сапатистской идеологии, изначальная радикальная левизна которой претерпела существенные изменения под воздействием принципов коллективного самоуправления и мировоззренческих традиций и обычаев коренного населения Мезоамерики.

Штат Чьяпас, находящийся на границе с Гватемалой. Около четверти населения штата (порядка миллиона человек) владеют индейскими языками.

Североамериканский Договор о Свободной Торговле (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой в качестве одного из предварительных условий, на которых последняя могла бы присоединиться к договору, требовал внесения изменений в Мексиканскую конституцию, делающих возможным процесс приватизации общинных земель. Каковые изменения и были внесены в 1992 году. 1 января 1994 года, когда договор вступил в силу, около четырех тысяч вооруженных людей в масках, львиную долю из которых составляли индейцы, заняли семь муниципальных центров вышеупомянутого штата Чьяпас.

Уже на следующий день, в связи с подключением к подавлению восстания правительственных войск, и, в том числе, авиации, сапатисты были вынуждены уйти в труднодоступные горные районы. Перемирие было объявлено спустя 12 дней, и начался процесс мирных переговоров. Которые завершились спустя почти год принятием соглашений, на словах обещающих отмену изменений в конституции и уважения прав коренных народов Мексики. Основную ставку сапатисты предпочли сделать не на вооруженную борьбу, но на привлечение внимания мировой общественности к ситуации в регионе, а также на действия в легальном правовом и политическом поле – что также является одной из основных черт, отличающих САНО от подавляющего большинства организаций подобного рода. САНО миновала судьба многих повстанческих военизированных организаций, с течением времени превратившихся в горстку вооруженных маргиналов.

Периодически на территории, контролируемые сапатистами, происходят нападения вооруженных групп людей правых и ультраправых взглядов, негласно поддерживаемых властями штата. Последнее нападение произошло в мае 2014 года, в ходе него пострадало в общей сложности 15 человек, один из которых был убит.

В целях политической борьбы был создан Сапатистский Фронт Национального Освобождения. Что также принесло свои плоды – даже на конец 2010-х годов движение остается популярным и находящим свой отклик и свою аудиторию как на территории Мексики, так и по всему миру. Сапатисты контролируют некоторые районы Мексики, в том числе на правах автономии от центральной власти.

«Вы на непокоренной земле сапатистов. Здесь народ командует, а правительство подчиняется». Надпись внизу: «Северная зона. Совет хорошего правительства. Торговля оружием, выращивание наркотиков, употребление наркотиков, распитие алкоголя и незаконная продажа леса строго запрещены. Нет уничтожению природы».

В своем интервью Габриэлю Гарсия Маркесу от 2001 года субкоманданте Маркос также говорил о том, что одним из главных стремлений организации, называющей себя «Сапатистской Армией…» является желание перестать быть армией. «…Если САНО продолжит свое существование как вооруженная военная сила, это станет ее поражением. Поражением, в смысле поражения ее идейных позиций, ее взгляда на мир. И кроме этого, и еще худшим, чем это стало бы, если бы САНО пришла к власти и начала править, как революционная армия. Для нас это было бы поражением».

Маркес и Маркос.

Так кто же такой субкоманданте Маркос? Существует версия, что зовут его Рафаэль Себастьян Гальен Висенте, возраст его колеблется между сорока и пятьюдесятью годами, хотя сам субкоманданте в качестве даты своего рождения предпочитает называть 1 января 1994 года – дату индейского восстания в Чьяпасе. Выпускник Национального Университета Мексики, никогда не снимающий пасамонтану, автор двадцати одной книги, всем транспортным средствам предпочитающий лошадь, доктор наук и профессор философии, взявший в руки автомат, но не теряющий убеждения в том, что «главное оружие – это слова» (цитата из интервью Г. Гарсиа Маркесу от 2001 года). Но не лучше ли тогда предоставить слово ему самому?

«…Маркос — это гей в Сан-Франциско, черный — в Южной Африке, мексикашка — в Сан-Исидро, анархист в Испании, палестинец в Израиле, индеец майя на улицах Сан-Кристобаля, еврей в Германии, цыган в Польше, индеец мохок в Квебеке, пацифист в Боснии, одинокая женщина в метро после десяти вечера, крестьянин без земли, бандит в трущобах, безработный рабочий, несчастливый студент и, конечно, сапатиста в горах. Маркос — это все угнетенные, оскорбленные и задавленные меньшинства, которые восстают и говорят: хватит».

Последнее публичное выступление субкоманданте Маркоса, в котором он объявлял о прекращении своего существования в качестве персонажа, говорящего от лица САНО, состоялось 25 мая 2014 года.

Продолжение наверняка следует. Что за Новая Испания без Зорро?

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится