Штрихи к портрету Юрия Пименова: первые шаги, странствия по миру и параллельные пути
0
883
просмотров
Вокруг творчества Юрия Пименова не утихают споры. Одни считают его прекрасным живописцем, другие — типичным советским художником, прогнувшимся под власть. Да, советский быт и весь уклад жизни Пименов изображал в светлых и радостных тонах. Но что водило его кистью — свойственный этому человеку позитивный взгляд на мир, страх перед властью или банальное желание жить спокойно и благополучно? Попробуем разобраться.

На первый взгляд, в творческой биографии Юрия Пименова всё предельно ясно. Автор картин «Даешь индустриализацию!», «Работницы Уралмаша», «Новая Москва» и т. п. стал народным художником СССР, лауреатом Ленинской и дважды лауреатом Сталинской премий, был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Напрашивается вывод: Пименов был конъюнктурщиком, и государство его щедро отблагодарило.

Но есть в биографии Юрия Пименова факты, которые расшатывают эту простую конструкцию.

Весеннее окно Юрий Иванович Пименов 1948

1. Первые шаги

Юрий Пименов родился в 1903 году в Москве. Его отец был помощником присяжного поверенного, а мать происходила из купеческого рода. Учитель рисования в гимназии заметил талант мальчика и помог ему поступить в Замоскворецкую школу рисования. Немало времени подросток проводил в Третьяковской галерее, возле пейзажей Саврасова, Сомова, Левитана. Вряд ли он тогда мог представить, что через два десятка лет сам напишет картину, которая займет место в одном из залов Третьяковки. Кроме того, Юра Пименов был завсегдатаем галереи Сергея Щукина. И также, любуясь полотнами импрессионистов, скорее всего, не предполагал, что выберет именно это направление живописи. Но — не сразу.

Московские крыши Юрий Иванович Пименов 1952

2. Вперед!

В 1920-м Юрий Пименов поступил во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), там он учился у Сергея Милютина, Вадима Фалилеева и Владимира Фаворского. Но на дальнейшее творчество Пименова повлияли не только учителя, но и соученики — Александр Дейнека, Александр Тышлер, Петр Вильямс, Андрей Гончаров.

Художники в мастерской (А.Д. Гончаров и Ю.И. Пименов) Юрий Иванович Пименов 1928

В 1925-м группа выпускников Вхутемаса основала ОСТ — Общество художников-станковистов. В числе учредителей были Юрий Пименов и его однокашники Вильямс и Дейнека.

ОСТ-овцы отвергали реализм в духе передвижников, их работы по стилистике были близки к конструктивизму и европейскому экспрессионизму. Главной темой станковистов стала жизнь молодой советской страны — труд, спорт и т. п. Картины Пименова в этот период — яркие и динамичные, их отличает графичность и четкость композиции.

Футбол Юрий Иванович Пименов 1926
Юрий Иванович Пименов 1927
Инвалиды войны Юрий Иванович Пименов 1926
Пианист Юрий Иванович Пименов 1926

В этих работах — и взгляд на жизнь молодого художника (Пименову немногим за двадцать), и, безусловно, отклик на соцзаказ. Да и госзаказ тоже. К примеру, картину «Даешь тяжелую индустрию!» Юрий Пименов написал для выставки художественных произведений к 10-летию Октября (и получил за нее премию). Работы для этой экспозиции выполнялись по госзаказу. Правда, художники сами выбирали темы, но, разумеется, их согласовывали с комиссией.

Однако награды на крупных выставках не означали безусловного успеха. Многие работы Пименова подвергались острой критике, их называли чересчур плакатными; об «Инвалидах войны», к примеру, писали, что эта картина «не имеет ничего общего с нашей действительностью», а в его «Беге» увидели искажение облика советского человека. Но главное — членов ОСТа в целом упрекали в буржуазности и формализме. Правда, тогда, во второй половине 1920-х, такие обвинения еще не звучали приговором.

На Северном фронте. Взятие английского блокгауза Юрий Иванович Пименов 1928
Порт Юрий Иванович Пименов 1931
Бега Юрий Иванович Пименов 1928
Италия. Из цикла «Запад» Юрий Иванович Пименов 1932

3. Странствия по миру

В 1920−30-х советское государство еще не отгородилось железным занавесом, а напротив, стремилось презентовать во всем мире свои достижения, в том числе и в искусстве. Так что молодых художников критиковали за буржуазность, но в то же время они могли участвовать в крупных международных выставках и выезжать за рубеж.

Дальняя дорога. Из серии «Вещи людей» Юрий Иванович Пименов 1959

Так, Юрий Пименов принимал участие в международной передвижной выставке в Нью-Йорке (1932 г.), в токийской выставке «Женщина и дети» (1933 г.), а также в групповых выставках художников в русском павильоне на Венецианской биеннале (в 1928-м, 1930-м, 1932-м, а также в 1950-х и 1970-х).

Венеция. Лавка соломенных шляп Юрий Иванович Пименов 1958
Венеция. Одинокая продавщица цветов Юрий Иванович Пименов 1958
Венецианские окна Юрий Иванович Пименов 1958

В 1937 году он получил медаль на Всемирной выставке в Париже, а в 1939-м возглавил группу, создавшую гигантское панно «Физкультурный парад» для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Физкультурный парад Юрий Иванович Пименов 1939

4. Попутчица

В 1931 году Юрий Пименов женился на машинистке-стенографистке Наталье Бернадской. Они прожили вместе всю жизнь. Наталья Константиновна стала не просто женой художника и, как это часто бывает, его моделью и музой, но и помощником. Она училась у Пименова, со временем сама стала художником театра и помогала мужу в создании театральных костюмов.

Портрет Н.К. Пименовой в белой шляпе. Юрий Пименов. 1943.

Пименов писал: «В моей жизни жена помогает мне чрезвычайно. Она всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки. (…) Она всегда давала мне верные советы, когда надо было принять самые честные, а следовательно, самые правильные решения. И выручала в трудное время болезни и в обязательные для художника годы неудач. И просто жила рядом…».

«Трудное время болезни» и «годы неудач», о которых упоминал Юрий Пименов, наступили для него в начале 1930-х. Жизнь вокруг менялась, причем не в лучшую для художника сторону.

5. Крутой поворот

В 1931 году в Обществе станковистов произошел раскол. Часть ОСТовцев образовала новую группу под названием «Изобригада». В нее вошел и Юрий Пименов. Члены «Изобригады» в своей программе заявили, что будут избавляться от «буржуазного влияния» и укреплять «пролетарский сектор в искусстве». Но Пименова по-прежнему критиковали за формализм.

Строительный этюд . Юрий Пименов. 1930 / Девушка с книгой. Юрий Пименов. 1931

Надо сказать, что критика, даже самая безжалостная, в 1920-х была лишь частью творческой полемики и не приводила к каким-либо репрессиям. Но постепенно ситуация стала иной. В 1932-м постановлением партии все существовавшие творческие объединения были ликвидированы. Взамен был создан единый для всех Московский областной союз советских художников (со временем он станет Московским отделением Союза советских художников).

В 1934 году на Первом съезде советских писателей единственно верным методом для всей советской культуры был признан социалистический реализм.

Дискуссии вокруг сугубо творческих вопросов и критика художественных произведений все чаще приобретали политический подтекст.
Пименов заболел. Его друг, художник Александр Лабас впоследствии писал о том, что Пименова укусила бешеная собака, он не верил в успешность лечения и был в угнетенном состоянии духа. Но проблемы были не только со здоровьем.
Сам Юрий Пименов вспоминал: «Это было мое трудное время. У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать. К тому же меня постигли и профессиональные беды: одну книжку, которую я иллюстрировал, за рисунки признали формалистической, и я оказался без денег и без работы, так как после этой книжки работы в журналах мне не давали, и мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена».

Юрий Пименов с женой Натальей.

Пименов часами ходил по Москве или уезжал за город. То ли во время этих долгих прогулок, то ли в разговорах с женой он нашел для себя новый путь. Юрий Пименов отказывается от индустриальной и спортивной тематики и обращается к теме города и человека — к обычной жизни, а не трудовым подвигам.

Но главное — он коренным образом меняет стиль.

Из его полотен уходят плакатность и экспрессия, взамен появляются нежные прозрачные краски и мелкие мазки в духе импрессионистов.

Женщина в гамаке Юрий Иванович Пименов 1934

Почему он сделал такой поворот? Возможно, Пименов позволил критикам убедить себя в том, что он грешит формализмом и «как-то мало двигается вперед» (так писал Игорь Грабарь). А может, он и в самом деле перерос раннее увлечение экспрессионизмом, или же увидел мир иначе после тяжелой болезни. А может быть, Пименов просто не мог больше оставаться без работы и жить на заработки любимой жены?..

Тихое кафе Юрий Иванович Пименов 1971

Так или иначе, наступил перелом. Юрий Пименов не просто изменил манеру письма — он уничтожил многие ранние работы. Причем даже те картины, которые уже находились в музеях. Художнику удалось забрать их из музейных собраний после обещания предоставить взамен новые работы. В итоге многие значимые произведения Пименова 1920-х сохранились лишь на фотографиях.

6. Дороги

В 1937-м Юрий Пименов написал картину «Новая Москва». Это полотно прославило художника, четко определило и его живописную манеру, и тему. Пименов смотрит на жизнь родного города — его людей, новостройки и новый быт — с любовью и без пафоса. Здесь же прозвучала и тема дороги, которая станет для Юрия Пименова одной из главных.

Новая Москва Юрий Иванович Пименов 1937

«Меня всегда интересовали и дороги, и люди. Эти темы — люди на дорогах; дороги, уходящие куда-то, — можно понимать локально, а можно и очень широко, как широкие понятия «дороги жизни».

Художник дважды возвращается к композиции «Новой Москвы» — в 1944-м и 1960-м.

Фронтовая дорога. Юрий Пименов. 1944. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург / Новая Москва. Юрий Пименов. 1960.

Асфальтированное столичное шоссе, протоптанные в снегу тропинки, колеи фронтовых путей и мостки — теме дороги как символу человеческой судьбы Пименов был верен всю жизнь.

Следы шин Юрий Иванович Пименов 1944
Стюардесса Юрий Иванович Пименов XX век
Юрий Иванович Пименов 1966
Девочки и мостик Юрий Иванович Пименов 1959

7. Параллельные пути

Юрий Пименов много и более чем успешно работал в театре и кинематографе. Еще будучи студентом Вхутемаса, Пименов делал иллюстрации для различных журналов, в том числе — для «Советского экрана». А во второй половине 1920-х он начал работать в театре, был художником-оформителем, создавал декорации и костюмы, писал мир закулисья.

«Именно театр давал мне много работы в ту пору, когда моя живопись „не шла“, когда меня прорабатывали за „импрессионистичность“ и обвиняли в тысячах несуществующих формалистических грехов. Тогда театр просто помогал мне жить. Это был хлеб мой насущный, это была и моя любовь».

Эскиз декорации к спектаклю «Под чужим небом (Дипломаты)» Юрий Иванович Пименов 1932

Кстати, две Сталинские премии (в 1947-м и 1950-м) художник получил именно за оформление театральных спектаклей.

Также Юрий Пименов работал в кино — к примеру, делал декорации для «Кубанских казаков», участвовал в создании фильма «Красное и черное». Но главное — Пименов стал мастером рекламного киноплаката.

Юрий Иванович Пименов 1935
Юрий Иванович Пименов 1974
Юрий Иванович Пименов 1974
Афиши под дождем Юрий Иванович Пименов 1973

8. Светлый путь

Может показаться, что после создания «Новой Москвы» перед Пименовым развернулся светлый путь (кстати, именно так назывался фильм Григория Александрова, вышедший на экраны в 1940-м; в нем героиня Любови Орловой, как на картине Пименова, едет по Москве, а затем летит над столицей в открытом авто).

На самом деле, Пименов так и не обратился к соцреализму. Сам он свою манеру письма определял как «реалистический импрессионизм». Но импрессионизм в СССР никогда не был «благонадежным» направлением.

Проливной дождь Юрий Иванович Пименов 1957

В конце 1930-х критика воздавала должное великим французским мастерам прошлого, но неоимпрессионистов не жаловала. Ну, а после 1946 года, когда в СССР развернулась кампания борьбы с преклонением перед Западом, импрессионизм однозначно оценивали как реакционное течение в буржуазном искусстве.

Ожидание Юрий Иванович Пименов 1959

Тем не менее, Юрий Пименов остался верен себе. Он продолжал писать любимую Москву — уже не пафосные «сталинки», а новостройки на окраинах.

Новые номера. Из серии «Новые кварталы» Юрий Иванович Пименов 1963
Район завтрашнего дня Юрий Иванович Пименов 1957
Окно Юрий Иванович Пименов 1977
Лирическое новоселье Юрий Иванович Пименов 1965
Движущиеся границы города Юрий Иванович Пименов XX век

Он писал не «социалистическое строительство», а новые дома, которым не приходилось дрожать от бомбежек, в которых не будет тесноты коммуналок. Он любовался молодыми и красивыми людьми, видел их счастье и любовь. И можно сегодня, из другой эпохи, не соглашаться с оптимизмом Пименова и вменять ему в вину то, что за цикл работ «Новые кварталы» он получил Ленинскую премию. А можно просто разделить с ним радость от нового дня, летнего дождя и от тарелки с малиной на столе. И в сотый раз убедиться в справедливости выражения: красота — в глазах смотрящего.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится