Судьба Адели Блох-Бауэр, загадочной музы Густава Климта
0
820
просмотров
Как бы вы описали этот взгляд — умоляющий? вызывающий? По портретам Адели Блох-Бауэр трудно судить, что происходило за этими прозрачными тёмными глазами. Эту женщину культовый австрийский художник Густав Климт изобразил не один раз...

Дважды — на заказанных семьей портретах, а также есть предположения, что она же позировала для полуобнаженной фигуры в «Юдифи и Олоферне», и, возможно, для счастливой героини с закрытыми глазами в «Поцелуе». В ней сочетались глубина и загадка. Именно Адель олицетворяет уязвимость и силу женщины в венском обществе, переживавшем глубокие преобразования на рубеже веков.

Портрет Адели Блох-Бауэр I (Золотая Адель) Густав Климт 1907

Оба портрета — культовый и вызывающий много споров «Адель Блох-Бауэр I» (1907) и менее известный, но не менее потрясающий «Адель Блох-Бауэр II» (1912) — в последний раз выставлялись вместе в 2016 году в нью-йоркской галерее Neue Galerie. Там же были представлены образы и других женщин, но именно «Золотая Адель» воплощает собой вершину «золотого периода» в творчестве Климта.

В послевоенной Вене её образ стал воплощением австрийской культуры — портрет «Адель Блох-Бауэр I» долгое время называли «австрийской Моной Лизой». Позже картина стала символом справедливости. В 2015 году на экраны вышел фильм «Женщина в золотом» — голливудская версия истории о конфискации полотна у семьи евреев Блох-Бауэров во время Второй мировой войны и долгой, но в конечном итоге успешной борьбе за его реституцию. На протяжении последнего столетия многие зрители задавались вопросом: кто же такая Адель Блох-Бауэр?

Адель Бауэр родилась в Вене в 1881 году. Она была дочерью директора банка и железной дороги и получила привилегированное культурное воспитание. В семье было семеро детей, Адель — младшая. В 19 лет девушку выдали замуж за сахарного магната Фердинанда Блоха, который был на 17 лет старше её. Совместного свадебного фото не сохранилось. Зато до нас дошел снимок Адель.
Фердинанд настолько обожал жену, что впоследствии присоединил её фамилию к своей. Их брат и сестра ранее тоже вступили в брак, взяв двойную фамилию Блох-Бауэр — через дефис. Собственно, благодаря этой паре Адель познакомилась с Фердинандом.

«Симфония в золоте»

Семья много внимания уделяла искусству, и не только коллекционировала, но и заказывала картины. А индивидуалист и бунтарь Густав Климт был одним из их любимых художников.

Первый портрет первоначально обсуждался в письме, которое 22-летняя Адель написала 41-летнему Климту в 1903 году. Фердинанд заказал его в качестве подарка к годовщине её родителей. Это произошло через несколько лет после того, как Климт стал соучредителем Венского Сецессиона, и вскоре после того, как из-за его скандальных — якобы порнографических — фресок Венский университет отказал художнику в государственных заказах.

Адель Блох-Бауэр, ок. 1910.

Подарок не состоялся: отец умер в 1905 году. А потрясающий образ Адель, написанный маслом и сусальным золотом, был впервые выставлен на всеобщее обозрение в 1907 году. На портрете изображена раскрасневшаяся героиня с обнажёнными плечами, сидящая на стилизованном троне. Она смотрит на зрителя одновременно с уязвимостью и гордостью, а её кисти странно переплетены на переднем плане. Один из её пальцев у Адель был деформирован, и она пыталась это скрыть во время многочисленных сеансов позирования (Климт создал около 200 этюдов к портрету).

Фоном для картины стало пышное буйство сверкающей восточной и эротической символики — треугольники, глаза, яйца. «Портрет Адели Блох-Бауэр — это золотая симфония, уникальный символический триумф», — сказал венский искусствовед Тобиас Наттер. Этот портрет считается шедевром модерна.

Более поздняя картина стала драматическим отходом от прежней. «Как Климт мог так измениться? — спрашивает Наттер. — Пять лет спустя со второй Аделью он сделал нечто совершенно иное, налицо огромная стилистическая эволюция». На этот раз художник изобразил свою героиню с волосами цвета воронова крыла, в широкополой чёрной шляпе, величественно стоящей лицом к зрителю. Фоном стала картина из ярких узорчатых обоев. «Что меня восхищает в этом изображении, так это обновление благодаря силе цвета», — указывает искусствовед.

Вся эта роскошь

Вся эта роскошь Густав Климт, «Портрет Адели Блох-Бауэр II». Частная коллекция

Здесь Адель Блох-Бауэр предстаёт как гранд-дама, но её глаза скрывают более зрелую меланхолию. Несмотря на богатство и привилегированное положение, её судьбу вряд ли можно назвать лёгкой. Племянница Мария Альтман, которая в 2006 году отсудила портреты Адели у Австрийского государства, вспоминала свою тётю как «довольно холодную, интеллектуальную женщину». По своей инициативе Адель изучала немецкую, английскую и французскую классическую литературу. «Она хорошо разбиралась в политике и была социалисткой. Но она не была счастлива. Это был брак по договорённости, и он был бездетным после двух выкидышей и смерти ребёнка, — рассказывала Альтман. — Я помню её очень элегантной, высокой, темноволосой и тонкой. Она всегда одевалась в шёлковые белые платья и курила через длинный золотой мундштук».

Женщины Густава Климта излучают не только чувственный эротизм, но также силу и уверенность. Критики и искусствоведы десятилетиями называли Климта «Frauenversteher» — «дамским угодником». Многие полагают, что с Аделью у него был длительный роман. Есть даже легенда, по которой Фердинанд Блох-Бауэр заказал художнику портрет своей жены, узнав об их связи. Оскорблённый муж якобы хотел, чтобы любовники проводили вместе так много времени, что вскоре опротивели друг другу.

Однако у этой истории нет никакого подтверждения.

А на картинах Климта его муза Адель Блох-Бауэр всегда кажется отстранённой, величественной и даже возвышенной.

В жизни Адель была по крайней мере одна сфера, в которой она существенно преуспела. Как и многие другие представительницы венской еврейской буржуазии, позировавшие Климту, она обладала значительной социальной и интеллектуальной властью, будучи хозяйкой своего салона. Одной из её «коллег» была, например, Берта Цукеркандль. У неё было более низкое социальное происхождение, но она прославилась как «кукловод венской культурной сцены» — благодаря ей образовалось множество творческих связей. Именно Берта познакомила Климта с Огюстом Роденом, а создание Сецессиона почти наверняка обсуждалось в её гостиной.

Портрет Серены Ледерер Густав Климт 1899,
Портрет Элизабет Ледерер (баронессы Элизабет Бахофен-Эхт) Густав Климт Живопись, 1916
Поцелуй Густав Климт 1908
Юдифь и Олоферн Густав Климт 1901
Берта Цукеркандль
Портрет Амалии Цукеркандль (незавершенное) Густав Климт 1918

Другими интеллектуалками и подругами Климта была Серена Ледерер и её дочь Элизабет, баронесса Бахофен-Эхт. Обе они позировали художнику, а Серена за 40 лет собрала самую крупную для своего времени частную коллекцию его произведений. С 1900 года Климт начал фокусироваться на женщинах как героинях своих работ.

Еженедельные салоны Адели Блох-Бауэр посещали композиторы Густав Малер и Ричард Штраус, писатель Стефан Цвейг. Позже её доктор Юлий Тандлер — он также был политиком, выступавшим за строительство социального жилья и пособия от государства — повлиял на взгляды Адели на социальную реформу и женское право.

Женские портреты Климта, созданные в тот период, отображают не только смещение роли женщин в обществе, но также важность моды и дизайна — не только с художественной, но и с социальной точки зрения. Для большинства этюдов, сделанных к «Адели Блох-Бауэр I», натурщица позировала в потрясающем плиссированном — но полностью лишённом корсета, свободном и текущем — «реформационном» платье, которые в то время носили буржуазные дамы с прогрессивными взглядами.

Густав Климт, набросок для портрета «Адель Блох-Бауэр I» (1903). и Густав Климт, набросок для портрета «Адель Блох-Бауэр I» (1903).

Кроме двух портретов Адель кисти Климта, Блох-Бауэры также приобрели у художника четыре пейзажа и рисунки. Супруги гордились своей коллекцией произведений искусства, в которой были и работы и других известных австрийских художников (например, картины Фердинанда Георга Вальдмюллера). В 1919 году, после того, как пара переехала в свое новое владение на Элизабетштрассе рядом с венской Академией изобразительных искусств и Художественно-историческим музеем, Адель обустроила комнату, посвященную Климту. Это было настоящее святилище: картины — на стенах, фото художника — на столе.

Экслибрис для Адель Блох-Бауэр создал Коломан Мозер

В 1918 году, когда Австро-Венгерия пала, Фердинанд и Адель решили взять чешское гражданство, будучи владельцами усадьбы с парком в местечке Паненске-Бржежаны (Panenske Brezany) в 20 км к северу от Праги. Там была их летняя резиденция (о ней писал «Пражский следопыт»), а Вена по-прежнему оставалась домом.
Когда не стало ее матери, Адель задумывается о том времени, когда не станет уже и ее. Она составляет завещание, в котором, среди прочего, оговаривает внушительные суммы на благотворительные цели, и оставляет распоряжения насчет картин — то самое, которое будет оспорено впоследствии.

Адель Блох-Бауэр, 1920
Адель Блох-Бауэр, 1920
Фердинанд Блох-Бауэр, 1935
Оскар Кокошка. Портрет Фердинанда Блох-Бауэр. 1936

Адель Блох-Бауэр умерла от менингита в 1925 году, будучи всего лишь 43-х лет от роду. Согласно ее желанию, тело было кремировано — эта светская дама давно отвернулась от религии, иудаизма — так на нее, 15-летнюю повлияла смерть любимого брата Карла от пневмонии. Возможно, судьба не была жестока и сжалилась над Адель, не дав ей дожить до тёмных времён, которые начались в Австрии в 1930-х. После смерти комната-святилище в честь Климта оставалась такой же, как и при жизни владелицы. Когда страну в 1938 году аннексировали немецкие национал-социалисты, работы из коллекции Блох-Бауэров, включая образы Адель, были конфискованы. Оба портрета кисти Климта стали собственностью галереи Бельведер в Вене, где оставались до 2006 года, пока не вернулись к Марии Альтман — единственной выжившей прямой родственнице Фердинанда Блох-Бауэра, племяннице Адели.

Всего ей было возвращено пять картин Климта. Однако в довесок к картинам Альтман получила непомерно высокие суммы страховки и затраты на хранение. Портрет «Адель Блох-Бауэр I» она продала Рональду Лаудеру — наследнику косметической империи Estée Lauder и основателю Neue Galerie, где картина стала частью постоянной экспозиции. Второй портрет, а также три пейзажа Климта были проданы на аукционе Christie’s.

Дома в Унтерах на озере Аттерзее Густав Климт 1916
Яблоня I Густав Климт 1912,

В апреле 2016 года одна из улиц неподалёку от главного железнодорожного вокзала Вены получила название Bloch-Bauer Promenade в честь Адели и Фердинанда. «Австрия очень скучает по картинам, особенно по „Адели Блох-Бауэр I“. Но теперь они принадлежат всему миру», — заявляет Наттер.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится