Именно здесь в 1890 году было организовано Товарищество Южно-Русских художников, наследующее традиции реалистической и жанровой живописи «передвижников», чьей целью стала популяризация искусства, здоровая творческая конкуренция и возможность для художников жить за счет продаж своих произведений.
Началом художественного просвещения в Одессе стало открытие Общества изящных искусств, образованного в 1865 году. Его президентом стал светлейший князь Семен Михайлович Воронцов, вице-президентом — архитектор и академик Франц Моранди. Общество начало сбор средств и вскоре открыло «школу рисования, черчения, живописи и лепления», началось регулярное проведение художественных выставок. Многие преподаватели работали на общественных началах. Школа набирала обороты и через 20 лет обрела собственное, специально выстроенное здание на улице Преображенской, 14/16.
За 30 лет работы Общества изящных искусств Одесса превратилась в центр культурной жизни юга Российской империи. Художественное общество города было вовлечено во все новшества столичного мира искусства. В 1886 году в Одессе одновременно открылись две передвижные выставки — Академии искусств и Товарищества передвижных художественных выставок. К этому добавилась персональная выставка Ивана Айвазовского.
Местные художники начали задумываться о собственном обществе, объединявшем прогрессивных мастеров, но лишь 1890 году накал страстей достиг нужной точки, и группа художников под руководством выпускника Московской школы живописи и Дюссельдорфской академии искусств Николая Скадовского приняла решение: Товариществу южно-русских художников — быть! Членами-учредителями нового Товарищества стали художники Кириак Костанди, Евгений Буковецкий, Генндий Ладыженский, Николай Кузнецов, Афанасий Размарицын, директор рисовальной школы Александр Попов, скульптор Борис Эдуардс. Большинство из них уже состояли в ТПВХ и представляли принципы работы передвижных выставок. 11 марта 1890 года на первом собрании был разработан Устав нового общества, а уже 8 апреля того же года открылась первая выставка ТЮРХ. Летом 1891 года была организована большая передвижная экспозиция, которую успешно показали в Херсоне, Кишиневе, Севастополе и других городах.
Николай Скадовский возглавлял ТЮРХ лишь два года, вплоть до скоропостижной кончины. Новым председателем Правления ТЮРХ в 1892 году стал Александр Попов. Выпускник отделения исторической живописи Императорской Академии художеств, ученик Верещагина и Чистякова, за годы обучения Попов бы отмечен всеми наградами Академии и в 1885 году стал академиком. В том же году Попов получил назначение в Одессу, на должность директора в рисовальной школе Общества изящных искусств. Он полностью реформировал систему обучения, привлек к работе молодых преподавателей. Его коллегами и соратниками стали Кириак Костанди и Геннадий Ладыженский.
Начав обучение в школе рисования при Обществе изящных искусств, Кириак Костанди получил возможность поступить в Академию художеств благодаря Ивану Айвазовскому. В годы обучения в Санкт-Петребурге Костанди попал под влияние реалистического движения «передвижников», ярых противников классического и салонного искусства. Он много общался с Ильей Репиным, Иваном Крамским, дружил с «передвижниками» Алексеем Афанасьевым и Николаем Дубовским. Костанди также закончил педагогические курсы при Академии художеств (1879−1881). Свою первую «большую» картину «У больного товарища» художник, по рекомендации Ильи Репина, представил в 1884 году на XII передвижной выставке — и с большим успехом, а год спустя вернулся в Одессу.
Геннадий Ладыженский, замечательный акварелист и выпускник Академии художеств, приехал в Одессу годом ранее. Бесконечно влюбленный в искусство, Ладыженский нашел Одесскую рисовальную школу в ужасном, по его мнению, состоянии, и счел необходимым поставить об этом в известность Академию художеств. Были уволены практически все старые педагоги, изменены программы обучения. Ладыженский стал во главе гипсо-фигурного класса, а Кириак Костанди возглавил натурный класс. При них Одесская рисовальная школа стала обладать «резко отличительным ликом среди других художественных школ России». Справедливости ради стоит отметить, что в 1883 году, еще до того, как директором стал Александр Попов, 14 выпускников Школы поступили в художественные академии — притом не только Санкт-Петербурга, но и Мюнхена, Вены, Флоренции. В дружный творческий коллектив Школы влились новые преподаватели — братья Николай и Дмитрий Кузнецовы, Леонид Пастернак, Афанасий Размарицын, которые также примкнули к ТЮРХ.
Молодые участники ТЮРХ были недовольны привилегиями учредителей, а также системой распределения средств, вырученных от выставок. Их мнение учли, и уже в 1893 году был принят новый Устав Товарищества, разработанных Петром Нилусом и Евгением Буковецким. Действительные члены ТЮРХ по-прежнему пользовались привилегиями и выставляли свои работы без одобрения жюри, а также выбирали себе места для развески. Однако доходы непосредственно от работы выставок, а именно — суммы, полученные от продажи билетов, каталогов и репродукций — распределялись поровну между всеми участниками экспозиции. В фонд ТЮРХ отчислялись 5% от продажи картин. Также согласно нового Устава новое Правление избиралось каждые три года. Финансовая сторона дела была приемлемой и выгодной для художников, количество членов Общества постоянно росло.
Ежегодные выставки ТЮРХ начинали свою работу 1 октября (кроме 1914 года). За годы работы Товарищества его действительными членами были 85 художников, участниками экспозиций — около 350 художников. Всего за годы своего существования ТЮРХ провело порядка ста выставок, в том числе благотворительных, а также регулярно представляло картины своих членов на всероссийские и международные выставки. В свою очередь, на одесские выставки Товарищества регулярно присылали свои произведения известные мастера из Москвы и Санкт-Петербурга, Киева и Варшавы, такие, как Валентин Серов, Исаак Левитан, Николай Пимоненко, Евгений Лансере, Николай Фешин, Василий Кандинский. По инициативе ТЮРХ в 1898 году было создано Одесское литературно-художественное общество, годом позже при участии Товарищества был создан городской музей — сегодня Одесский художественный музей.
Несмотря на то, что основатели ТЮРХ горячо поддерживали реалистическую школу передвижников, горячее южное солнце, море, природа украинских степей делали их работы более живыми, яркими, насыщенными цветом и светом. Искусствоведы считают, что пейзажи членов общества были куда ближе к барбизонцам и импрессионистам. Объединенные общими интересами, дружбой и творчеством, члены ТЮРХ часто собирались вместе на неформальные собрания, которые многие годы проводились в домах художницы Екатерины Петрококино и ее племянника, Евгения Буковецкого. Знаменитые «четверги» проходили в теплой атмосфере приязни, единения духа и творческого куража. Художники музицировали и пели, рисовали шаржи, устраивали веселые розыгрыши. Так же, с большой выдумкой и энтузиазмом, члены ТЮРХ относились к ежегодным благотворительным балам, которые оформлялись с большим вкусом. Регулярно проводились любительские спектакли, благотворительные аукционы, художники участвовали в работе литературно-артистического общества.
В начале XX века многие художники попали под влияние новейших художественных течений. Однако ТЮРХ по-прежнему оставался столпом реализма. Как писал Кириак Костанди своему бывшему ученику, «молодежь по-своему права, на то она и молодежь». В 1902 году Кириак Костанди стал бессменным Председателем правления ТЮРХ. Общество по-прежнему оставалось открытым для всех желающих выставить свои работы, и большинство художников, закончивших Одесскую рисовальную школу, вливалось в его ряды. На выставках ТЮРХ дебютировали Владимир Баранов-Россине, Василий Кандинский, Павел Волокидин, Натан Альтман, Амшей Нюренберг, братья Бурлюки и многие другие художники, получившие в дальнейшем мировое признание.
На революцию 1905 года ТЮРХ отреагировал выпуском художественно-сатирического журнала «Звон» — впрочем, вышло всего два номера. Также Товарищество выделило средства на помощь жертвам погромов. В годы реакции Кириак Костанди продолжал отстаивать принципы реалистической живописи, отвергая упаднические настроения, слащавую экзальтацию и декадентство. При этом нельзя сказать, что ТЮРХ закоснел в реализме, как это стало с «передвижниками»: на выставках всегда было место для работ художников, которые были склонны к творческому эксперименту. Такие работы, как правило, встречались публикой и критиками с изрядной долей иронии и насмешки вплоть до 1909 года, когда скульптор Владимир Издебский не привез в Одессу свой первый Салон, на котором был представлен широкий спектр новаторских художественных техник и стилей.
Для молодых одесских художников это был азартный вызов и толчок к поиску новых путей и смыслов, новых техник и способов взаимодействия с миром. Газета «Одесские новости» 4 декабря 1909 года писала: «Какая-то оргия красоты и мощи, расточительность, увлекающая и смущающая…» И там же. 8 декабря 1909 года — критика художников ТЮРХ: «Наконец-то, наконец, эти мертвые люди, эти тусклые одесские умы, эти изъеденные молью и червями … сердца заволновались, заспорили, увлеклись… Только не спать, не спать, не спать».
«Старая гвардия», конечно же, высказывала негодование. Кириак Костанди на первом Салоне Издебского бурно отреагировал на выставленные работы и даже попытался учинить скандал. Пресса неистовствовала, сравнения были отнюдь не в пользу ТЮРХ, которое обвиняли в провинционализме. Отметим, что финансового успеха Салоны не имели, а Издебский потерял на этом предприятии около 5 тысяч рублей. Тем временем, картины членов ТЮРХ продолжали продаваться. Рисунок можно было приобрести по цене от 5 до 150 рублей, средняя цена живописной картины колебалась в пределах 300−500 рублей.
В годы Первой мировой войны ТЮРХ пропустил выставку 1914 года, в остальном же художники старались не прерывать традиции Общества, по-прежнему собирались в доме Буковецкого на Княжеской, 27. Последние передвижные выставки прошли летом 1918 года и в октябре 1919-го.
31 октября 1921 года не стало Кириака Константиновича Костанди. Вскоре деятельность ТЮРХ прекратилась, многие из ее самых активных участников эмигрировали. Талантливый, чуткий и принципиальный педагог, Костанди воспитал десятки художников, среди которых известные живописцы Петр Нилус, Митрофан Греков, Исаак Бродский, Алексей Шовкуненко, Степан Колесников. По предложению Евгения Буковецкого, ученики, друзья и коллеги почтили память Кириака Костанди, организовав Общество его имени, которое продолжило традиции ТЮРХ и просуществовало до 1929 года.