Из глубины веков дошли к нам былины о борьбе русских богатырей: Добрыни Никитича со Змеем Горынычем на реке Почайне вблизи Киева и Алеши Поповича с Тугариным Змиевичем; бесчисленные песни и сказания о Егории Храбром — Святом Георгии, которого по традиции изображали воином, сидящим на коне и поражающим копьем Змия (Змея). И не случайно со времен Ярослава Мудрого это изображение встречается на княжеских печатях и монетах, а со времен Дмитрия Донского Святой Георгий — покровитель Москвы, вокруг которой формируется молодое Русское государство.
Всадник-змееборец впервые появился на гербе Московского княжества при Иване III. Сохранилась печать великого князя Ивана (1479 год), на которой изображен воин, поражающий копьем маленького крылатого дракона. Вскоре изображение этой сценки стало известно любому жителю России. Копьеносца начали чеканить на самой мелкой монете. Потому, кстати, ее и прозвали в народе «копейка». Позже изображение Святого Георгия, победителя Змия, появляется на гербе Русского государства.
О единоборстве со свирепым Змием повествуют многочисленные предания о братьях-кузнецах Кузьме и Демьяне, о Никите, или Кирилле, Кожемяке. Никита Кожемяка — герой народной сказки, записанной в нескольких вариантах в разных областях России, Украины и Белоруссии, на сюжет змееборства. Кожемяка (иначе — Кирилл, Илья Швец), до убиения Змия и освобождения царевны, в доказательство богатырской силы разрывает несколько сложенных вместе бычьих кож. В наиболее полных вариантах (белорусском и украинском) дочь киевского князя, унесенная Змием, узнает, что он боится одного Никиты Кожемяки; просит отца отыскать богатыря (художественный образ героя, защищавшего земли Киевской Руси, русский народ от нашествий врагов или от злой нечисти, созданный сказителями в былинах, сказаниях, песнях), которого посыльные князя застают за работой; он от неожиданности разрывает 12 кож. Сначала отказывается, но, тронутый просьбами и плачем детей, присланных князем, обматывается пенькой, обмазывается смолой и — после боя со Змием — освобождает, княжну. В память победы урочище близ Киева (на киевском Подоле) долго звалось Кожемяками.
В северорусском пересказе иное окончание. Змий, опрокинутый Никитой Кожемякой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита сковал соху в 300 пудов, запряг в нее Змия и провел борозду от Киева до моря; затем, деля море, он убил Змия и утопил его труп, — с тех пор та борозда называется Змиевыми валами. Свершив святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять. Борозда Никитина и теперь кое-где по степи видна. Протянулась она на тысячу верст глубоким рвом и валом сажени на две высотою. Кругом мужики пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.
Так рассказывает народ о появлении Змиевых валов, которые на тысячи километров протянулись по всей Украине, от ее восточных границ до западных.
Откуда взялись эти валы, кто их соорудил, для каких конкретные целей?
Существует несколько версий появления этих грандиозных инженерных сооружений, не уступающих, а по некоторым оценкам специалистов — превосходящих по своим масштабам строительства и затрате человеческого труда строительство Великой Китайской стены.
Одна из них — скифская — гласит о том, что во II веке до н. э. в северном Причерноморье появились сарматские племена. Для защиты от них скифы-земледельцы построили оборонительные сооружения, в том числе Змиевы, Траяновы и Перекопские валы.
Согласно славянской версии — цели строительства те же, что и в скифской теории, но в качестве строителей указываются праславяне, разнообразие теорий основывается на отсутствии достоверных данных о культурной и этнической принадлежности Зарубинецкой и Черняховской археологических культур.
Готская теория утверждает, что Змиевы и Траяновы валы, названные именем римского императора Марка Ульпия Траяна, были построены северочерноморским Королевством Готов (которое ассоциировалось с Черняховской культурой) для защиты! от кочевников-гуннов. К слову, во время Великой Отечественной войны нацистская Германия использовала эту теорию для обоснования территориальных претензий на Украину и Крым. По политическим причинам после войны официальной советской историей существование Готского государства в северном Причерноморье отрицалось, признавался только факт миграции готских племен через эти территории.
В девятом томе третьего издания Большой Советской Энциклопедии на странице 547 отмечено, что «Змиевы валы, народное название древних оборони[тельных] сооружений, проходивших южнее Киева, по обоим берегам Днепра, вдоль его притоков. Название связано с легендой о том, как рус[ские] богатыри, победив Змия, впрягли его в плуг и вспахали огромные борозды. Остатки З[миевых] в[алов] сохранились по рр. Вить, Красная, Стугна, Трубеж, Сула, Рось и др[угих] и достигают местами неск[ольких] десятков км длины и до 10 м высоты. Подобные сооружения известны также на Приднестровье. Время сооружения З[миевых] в[алов] не установлено. Нек[ото]рые исследователи считают, что они были возведены земледельч[ескими] племенами в І тыс[ячелетии] до н. э. для защиты от скифов. Существует также предположение, что З[миевы] в[алы] сооружены в Х—ХІ вв. в Киевском гос[ударст]ве при кн[язе] Владимире Святославовиче и его преемниках для обороны от печенегов и половцев».
Основной целью валов было задержать кочевников, предупредить город об опасности и дать возможность дружине собраться. Вдоль внутренней стороны располагались сторожевые села, а снаружи валы были обнесены глубокими рвами, заполненными водой. В эти рвы время от времени скатывались головы непрошеных гостей.
Укрепление представляло собой искусственно созданные земляные валы, дополнявшиеся рвами. Отдельные их участки (состояли из нескольких укрепленных линий, представлявших в совокупности значительные по масштабам строительства и протяженности сооружения. Общая протяженность валов составляла около 1 тыс. км. Создавались они, как правило, уступом в сторону степи, фронтом на юг и юго-восток и образовывали единую I систему противоконных заграждений, достигавших 10-12 м в высоту при ширине основания в 20 м. Часто валы усиливались на верхних площадках деревянным частоколом (иногда стенами) с бойницами и сторожевыми вышками. Протяженность отдельных валов составляла от 1 до 150 км. Для прочности в валы закладывались деревянные конструкции. У подножий валов, обращенных в сторону врага, рылись рвы.
Исследовано около десятка различных конструкций «змиевых валов», в зависимости от характеристик грунта, рельефа и, гидрографии местности. Отдельные участки валов состояли из нескольких линий укрепленных валов и рвов с эшелонированием на глубину свыше 200 км. Позади валов во многих местах найдены признаки городищ и укреплений, служивших для размещения войсковых формирований. На направлениях вероятного движения противника у валов выставлялись стражники, которые в случае опасности разжигали дымные костры, являющиеся сигналом для сбора на угрожаемом направлении подкрепления для отражения нападения врага.
Валы воздвигались на территории всей Украины:
- Змиевы валы на Харьковщине — два мощных редута длиной 20 и 25 километров возле Харькова и Змиева соответственно;
- Змиевы валы на Волыни — обобщающее название огромного количества небольших по размерам и длине валов, которые помещаются в четырехугольнике Львов — Луцк — Ровно — Тернополь;
- Змиевы валы на Подолье — название цельного вала, который тянется от среднего течения реки Буг к районам центральной Черкащины и небольшого количества меньших валов этого же района:
- Змиевы валы на Киевщине — наибольшая в Украине система укреплений на правом берегу Днепра, которая состоит из валов различной высоты и длины. Ей принадлежит первое место на Украине по общей протяженности;
- Змиевы валы возле Переяслава — двухваловая система укреплений неподалеку от нынешнего города Переяслав-Хмельницкий Киевской области;
- Змиевы валы Посулья — название широкого вала, который тянется по правому берегу реки Сула от ее устья к среднему течению и его ответвлений, которые доходят почти до города Сумы;
- Змиевы валы Полтавщины — два перерывчатых вала, которые расположены на правых берегах рек Ворксла и Хорол;
- Крымские валы — трехрядная система укреплений между Азовским и Черным морями на Керченском полуострове.
Кто же все-таки строил гигантские валы, объем которых только на территории Украины соизмерим с объемом всех египетских пирамид? Киевские князья или их далекие предки?
Энциклопедическая справка не дает ответа. Причин этому несколько. Во-первых, приведенная выдержка является сокращенной перепечаткой статьи о валах, помещенной в предыдущем издании энциклопедии. Во-вторых, некоторые издания попали под влияние сторонников версии «киевских князей», которые, в подтверждение своей гипотезы, предъявляли вырытый из вала топор Х — ХI веков н. э., игнорируя события, датируемые до Владимира Красное Солнышко. В-третьих, вопрос действительно непростой и требует еще тщательного исследования и изучения. Поэтому к сведениям, которые приведены в энциклопедии, можно добавить, что в седой древности такие оборонительные сооружения, как рвы и валы, служили довольно распространенным средством защиты территорий у самых различных народов.
Первые письменные упоминания о валах можно отнести к середине первого тысячелетия до новой эры. Так, Геродот писал, что для защиты от скифов местное население выкопало широкий ров и построило огромный вал от Таврийских гор до самой широкой части Меотийского моря (древние названия Крымских гор и Азовского моря). Это оборонительное сооружение получило название «Киммерийского вала».
Несколько раз валы Среднего Поднепровья упомянуты летописью: 1093 годом — два вала южнее низовьев Стугны, правого притока Днепра, за Треполем (современное село Треполье); 1095 и 1149 годами — оба Переяславских вала; 1151 годом — вал южнее среднего течения Стугны к югу от Василева (современный г. Васильков). При этом летопись не дает прямого ответа на вопрос о значении валов как искусственных сооружений. Они упоминаются при описании военных действий как против половцев, так и между древнерусскими князьями, но без определения их конкретной роли в этих действиях: войска «проидоша вал»; «прошедше вал»; «ставшим межи валома»; «пришедше к валови»; «изидоша стрилци из валу»; «ста межи валома»; «иде за вал»; «пришедше к валови и не проходяче валу». В летописи 1223 года говорится о появлении в южнорусских степях орд Чингисхана, которые прошли через половецкие владения и, согласно одному из летописных списков, «придоша близ Руси, идеже зовется вал Половечьский».
А вот, к примеру, в письме к германскому императору Генриху II Брунон сообщал, что Владимир Святославич с дружиной два дня сопровождал его по пути к печенегам до границы своего государства, которое он окружил от бродячего (кочевого) врага очень мощным и очень длинным «ограждением». К сожалению, в литературе нет единого мнения о значении примененного Бруноном латинского термина «sepe» (ограждение). Его переводят и как «засеки, завалы», и как «частокол», и как «изгородь», и как «забор, паркан, деревянное ограждение». Аналогом описанному Бруноном сооружению, по мнению большинства исследователей, может быть только Змиев вал с деревянной стеной наверху.
К такому типу оборонительных сооружений относится и Великая Китайская стена, строительство которой было начато в третьем веке до новой эры. Однако не везде на всем протяжении она сохранила вид двойной зубчатой стены с башнями через 100 шагов. На многих участках это либо глинобитный вал, либо вал, образованный бесформенной грудой камней.
В Европе в начале новой эры оборонительные валы сооружали римляне. Для укрепления огромной пограничной линии Римской империи в первом и втором веках новой эры (строительство велось более ста лет) были построены Задунайские и Зарейнские валы, которые носили название «Германской границы».
Валы пересекали всю Германию по диагонали с юго-востока на северо-запад. Незначительные остатки этих валов сохранились и сегодня. В народных легендах они носят название «Чертовых [ стен».
В начале второго века новой эры император Адриан для защиты римской провинции Британии от воинственных шотландцев построил оборонительную линию, пересекающую всю Англию с запада на восток от берегов Ирландского моря до берегов Северного моря. Сюда входили ров и стена высотой 6 метров с башнями через каждые 1,5 км, сложенная из крупного камня. Эта 117-километровая оборонительная линия получила название «Адриановых валов».
Позже Марк Аврелий расширяет владения Римской империи, и за Британией оборонительная линия строится на северной границе провинции Валенция, получившая название «Валы Антонина».
Подобные фортификационные земляные сооружения возводились и у восточных границ Римской империи. На территории современных Венгрии, Болгарии, Румынии и Сербии в различные периоды строились целые системы валов, часть которых 'впоследствии носила название «Римских». Однако до сих пор хронология строительства этих валов специалистами пока не установлена. Приписывать строительство валов только римлянам безосновательно, потому как, например, на территории Польши, не входившей в состав Римской империи, можно встретить оборонительные валы и рвы. Так, на юго-западе Польши они носят название «Валов Храброго», «Шленских», на севере — «Старых окопов». А вот, во многих местах страны — просто валы, без всякого названия.
Но наиболее ярко выраженные и протяженные системы валов расположены на территории Украины и Молдовы, где они известны под самыми распространенными названиями, такими как: «Трояновы», или «Траяновы», и «Змеиные». Однако на отдельных участках эти же валы носят другие, свойственные только этой местности названия, а именно: «Большой вал», «Малый», «Великий», «Черный», «Атаманский», «Половецкий», «Турецкий», «Турецкая гребля», «Окоп», «Перейма» и т. д. В других местах названия «Троянов» и «Змиев вал» дублируют друг друга, а иногда один и тот же вал на одном участке носит название «Змиев вал», а на другом «Троянов».
Наибольшего распространения получила версия о том, что название «Трояновы валы» произошло от имени римского императора Траяна (53-117 гг.), который вел многочисленные войны на восточных границах Римской империи, присоединяя все новые и новые провинции и параллельно укрепляя границы старых провинций на территории современных Болгарии, Сербии, Венгрии и Румынии. Во времена Траяна было построено множество различных сооружений: гавани, мосты, осушительные системы, общественные здания, дороги и оборонительные валы. Многие из этих сооружений пользовались заслуженной всемирной известностью и служили образцами для последующих поколений. Вершина инженерной мысли — римские водопровод, пантеон, форум с 39-метровой колонной, украшенной рельефными изображениями сцен из дакийских походов Траяна, мост на Дунае. Этот Траянов мост — самый длинный мост античности, перекинутый в 103-105 годах по проекту Аполлодора Дамасского через Истр (Дунай) к востоку от Железных ворот.
Это был первый в истории мост через крупнейшую реку Европы. Некоторые из этих сооружений существуют и служат людям и поныне.
Наиболее известны Трояновы валы, расположенные у черноморского побережья Румынии. В этом месте укрепленная линия длиной около 60 км пересекает перешеек между Дунаем и Черным морем в районе городов Чернавода и Констанца и состоит из трех валов: двух земляных и одного каменного. Высота этих валов колеблется от 3 до 6 метров.
Наибольшая оборонительная линия Трояновых валов расположена в Молдове и на юге Одесской области, где различают Верхний и Нижний Трояновы валы. Верхний Троянов вал начинается на правом берегу Днестра на 12 км южнее города Бендеры и тянется непрерывной стокилометровой линией через низины и водоразделы на запад к городу Леово, расположенному на реке Прут. Отсюда другой вал идет на юг по левому берегу Прута до селения Вадалей- Исаки. Но это еще не Нижний Троянов вал.
Он начинается у реки Прут и ломаной линией соединяет реку с северными оконечностями дунайско-черноморских озер-лиманов: Ялпуг, Катлабуг, Китай и Сасык.
Другая группа Трояновых валов сохранилась в Поднестровье в Винницкой, Хмельницкой, Тернопольской и Львовской областях.
Общая протяженность Трояновых валов более 400 км.
К сожалению, Трояновы валы, как, впрочем, и все другие валы Украины, изучены слабо. И хотя достаточно большое количество специалистов приписывают строительство этих валов императору Траяну, имеется целый ряд факторов, которые не соответствуют этой гипотезе.
Например, стратегическая схема оборонительных валов всегда предусматривала размещение рва впереди вала так, чтобы нападающий противник сначала был вынужден опускаться в ров и только затем преодолевать вал. В то же время в оборонительной линии у Констанцы, состоящей из трех параллельных валов, с южной стороны самого меньшего вала, который считается самым древним, видны остатки рва. Такая схема говорит о том, что защищались не римляне, а от римлян, или этот вал был построен в другое время.
Далее, несколько валов, носящих имя императора, расположены почему-то за пределами Римской империи. К тому же нет твердой уверенности в правильном названии валов: «Трояновы валы» или «Траяновы валы». Даже Большая Советская энциклопедия (БСЭ, 2-е изд. Т.43., 1956, с. 304) называет их Трояновы валы, тут же оговаривая, что правильнее называть их «Траяно - выми».
В подтверждение этого фактора можно проследить за тем, что далеко за пределами границ Римской империи, по всей территории Украины: в Луцкой, Ровенской, Житомирской, Хмельницкой, Кировоградской, Полтавской, Донецкой Николаевской и других областях, есть селения с такими названиями, как Трояничи, Троян, Трояны, Трояновка, Троянка, Трояново и др. Только на Украине их наберется около двух десятков, не говоря уже о других странах. Например, в России в Курской области, под Железногорском, все названия этих селений пишутся и произносятся с четким определением буквы «о».
В Болгарии, которая, казалось бы, была в составе Римской империи на правах провинции и в которой бывал сам император Траян, есть город Троян и Троянский перевал, названия которых тоже пишутся с буквой «о», но никак не «а».
Имя Трояна многократно упоминается в древнерусских литературных памятниках. Так, в «Слове и откровении Св. Апостола», изданном крупнейшим историком русской литературы профессором Н.С. Тихонравовым по рукописи XVI века, говорится «. мняше боги многы Перуна и Хорса, Дня и Трояна и инии многы.»; в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» (XII или XIII век): с от камени ту устроя Трояна, Херса, Велеса, Перуна.»; в памятнике XII века — «Слово о полку Игореве» — имя Трояна упоминается четыре раза: «. рища в тропу Трояню .», «. были вечи Трояны .», «. на землю Трояню .», «. на седьмом веце Трояни.». Во всех этих источниках имя Трояна выступает как символ божества времен древнего язычества. И действительно, в древнеславянской мифологии существовало божество, которое входило в ряд славянских божеств вместе с Велесом, Перуном, Хорсом и Дыем и носило имя Триглава, Трояка или Трояна. Очевидно, поклонение Трояну существовало на самых ранних этапах славянского язычества, так как сведений о нем дошло к нам значительно меньше, чем о других языческих богах, таких как Яровит, Святовит, Дажьбог, Белбог, Дый, Перун, Хорс, Лада, Велес и др. Известно только, что Триглава -Трояна древние почитатели изображали в виде идола с тремя головами на одном туловище. Это был бог- воин, Наездник, атрибутами его святилища были меч и вороной конь, который, как и белый конь бога Святовита, изображаемого с четырьмя головами, считался вещим.
Известный русский филолог Ф.И. Буслаев в своей работе «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (Т.1. Спб, 1861) говорит о том, что эти и некоторые другие дошедшие до нас сведения о Трояне дают основания предполагать, что Троян был «ратным» богом, представителем доблести и силы, охранителем народа. Подобные и близкие по смыслу ратные боги существовали и у других народов. Например, в древнегреческой мифологии — Арес; в древнеримской — Марс и т. д. Возможно, что в древности оборонительные валы носили имя ратного божества как сооружения, относящиеся к войне. Можно увидеть некоторую аналогию названию «Трояновы валы» в названии «Марсово поле» в Париже. И в первом и во втором случаях идет речь о названии местности, имеющей непосредственное отношение к военному делу.
Позже о языческом божестве Трояне, очевидно, забыли, а вот выдающаяся военная, строительная и политическая деятельность императора Траяна надолго осталась в народной памяти.
Есть сооружения, построенные во времена императора, которые получили название «Траяновы». Созвучие «Троян» — «Траян» привело к тому, что через много лет все валы в юго-западной части Украины, в Молдове и на востоке современной Румынии стали называть «Траяновыми».
Но все же это не означает, что император не строил валов. Наоборот, он восстанавливал и приспосабливал для создания оборонительных линий старые валы и усиленно строил новые. Однако всех валов, которые сегодня носят имя Траяна, император построить не мог не только теоретически, но и физически.
Нечто подобное произошло и при поиске строителей Змиевых валов. В отличие от Трояновых, строительство Змиевых валов приписывается династии Рюриковичей, начиная от Владимира Святославовича.
Обосновывая эту версию, авторы исходят из следующих предпосылок:
Во-первых, Змиевы валы — это огромные сооружения, общая протяженность которых более 1000 км. Для их строительства необходим был труд сотен тысяч людей в течение достаточно длительного периода, что, по мнению сторонников этой версии, было бы под силу только такому мощному централизованному государству, каким была Киевская Русь.
Во-вторых, при археологических раскопках внутри отдельных валов найдены предметы, датируемые Х-ХII веками новой эры.
В-третьих, древние летописи повествуют, что князь Владимир Красное Солнышко для защиты от кочевников велел строить города вдоль границ своего государства. Кроме этого, упоминание об укреплении границ Киевской Руси сохранилось в письме католического миссионера Брунона к императору Генриху II (1008 г.), в котором Брунон описывает сцену прощания с князем Владимиром на границе Киевского княжества. Прощание происходило у ворот вала, которым, по заявлению католика, Владимир оградил свое княжество.
Конечно, на первый взгляд, предпосылки весомые. Однако каждой из них можно противопоставить другие. Например, русские летописи при описании событий 980, 1093, 1095, 1146, 1149, 1151, 1169, 1223 годов восемь раз упоминают о рвах и валах. Но как?! Валы и рвы указаны только как ориентиры местности, где происходили описываемые в летописях события. И ни слова не сказано ни о времени их строительства, ни об использовании их как оборонительных сооружений.
Детальные исследования валов проводил известный киевский ученый, математик, исследователь Змиевых валов А.С. Бугай, который взял пробы в разрезах у основания валов для радиоуглеродного анализа. Дело в том, что сами валы изначально построены как земляная насыпь, на основе деревянного сруба. Причем дерево во избежание гниения обжигалось, что придавало ему также дополнительную твердость. А древесные остатки можно очень точно датировать. В свое время в московском геологическом институте и в институте геохимии и физики минералов Академии Наук Украины для определения возраста этих угольков были выполнены специальные радиоуглеродные анализы. Результаты параллельных анализов совпали и показали, что возраст угольков весьма солидный и определяется для различных образцов, взятых из разных валов, от 2100 до 1200 лет! При этом точность анализа колеблется ±50-70 лет. Радиоуглеродный анализ показал, что из 14 проб, взятых на различных участках валов, самым старым оказался вал длиной 30 км, датируемый 150-м годом до новой эры. Большинство же проб (10 из 14) были датированы II-V веками н.э., причем 6 из них было IV века. Еще 2 пробы были отнесены к VI веку.
Это были времена наступления сарматских племен на городища готов-земледельцев, пришедших из районов Польши и Прибалтики и ассимилировавшихся на территории Украины, и последующей затем великой миграции хунно-булгарских племен из южно-монгольских и алтайских степей, вперемешку с финноугорскими племенами, изначально проживавшими в районах реки Волга. Получается, что еще в конце III века (около 280 г.) началось строительство валов между речками Тетерев и Ирпень, а к моменту приближения угрозы гуннского (хуннского) нашествия были брошены дополнительные ресурсы и шло уже параллельное строительство средних валов на протяжении всей первой половины IV века. Другими словами, обследованные валы строились в период со II века до новой эры по VII век новой эры, то есть еще задолго до возникновения Киевской Руси.
Таким образом, центральная власть интегрирует все разрозненные валы в единый мощный укрепрайон. Выходит, Змиевы валы строились на протяжении десятков лет как антимиграционные заграждения, сдерживающие передовые конные отряды переселенцев из степи в богатую лесостепь.
И действительно, Змиевы валы — это огромные сооружения, общая протяженность которых в несколько раз больше Трояновых валов. Змиевы валы можно встретить в любом уголке Украины от Львова до Харькова: в Поднестровье, Побужье, Волыни, Подолии, Киевщине, Полтавщине и Харьковщине. Только на Киевщине общая протяженность больших и малых валов превышает 800 км. И если возможно предположить, что часть валов на Киевщине была построена киевскими князьями, то в других районах Украины древность Змиевых валов можно доказать документально. Подтверждением этому могут служить Змиевы валы, расположенные в центре Харьковской области. Здесь, между верховьями рек Коломак и Мож, сохранились древние валы.
Они пересекали так называемый Муравский шлях — древнейший путь от Крыма в глубь русских земель, проходивший по гребню водораздела бассейнов Днепра и Дона. Эти валы настолько стали особенностью данной местности, что при заселении земель Слободской Украины, в которую входила вся Харьковская область, часть Сумской, Полтавской, Донецкой и Луганской областей Украины и Белгородской, Курской и Воронежской областей Российской Федерации, в середине XVII столетия населенные пункты, построенные вблизи валов, получили] названия: Валки, Старые Валки, Валковый и Перекоп.
Сохранился любопытный документ — челобитная белгородского воеводы Афанасия Тургенева, который в 1636 году писал царю Михаилу Федоровичу, что на Муравском шляху есть татарский перелаз в урочище Валки: «А те де Валки, ученены изстари, в крепких местах веден насыпной вал чрез Шлях от лесу до лесу, а леса де пришли ровни, большие, и меж-де тех лесов насыпной вал 3 версты, а ве- ден-де те Валки меж вершин польских рек Мжа и Коломака. А едучи-де от Белгорода Муравским шляхом по сакме к тем Валкам, по правую сторону вершины речки Коломак тянет в реку в Ворскол, а по реке Ворсколу и на той реке усть речки Коломака поставлен литовский город Плотавой ниже Валок верст с 50, а по левую сторону речки Мож тянет в Северский Донец. Опричь-де того урочища мимо Валок татарского проходу Муравским шляхом иного места нет, и белго- родские-де станичники ездят к урочищу мимо-де тех Валок, а иной-де дороги Муравским шляхом мимо тех Валок нет» (Е. Альбовский. Валки, украинский город Московского государства. По документам архива министерства юстиции, ст. 21І, лл. 37-39).
Выдержка из этого документа доказывает, что строительство валов могло быть только до монгольского нашествия, так как татаро-монголы в этих краях только грабили и разрушали, ничего не строя. Не могло быть такого строительства и во времена Киевской Руси. Святослав Игоревич (942-972гг.) и Владимир Святославович (948-1015 гг.) на рубеже первого тысячелетия новой эры сражались с печенегами буквально на околицах Киева. Походы Владимира Мономаха (1053-1125 гг.) и его сына Ярополка (1082-1139 гг.), а затем Игоря Святославовича (1152-1202 гг.) к Северскому Донцу были походами в глубь половецких земель.
После смерти Владимира Мономаха междоусобицы удельных князей усилились, и в столетний период накануне татаромонгольского нашествия под предводительством Батыя (1240 г.) на киевском престоле побывало более 40 князей! Безусловно, в те тяжелые для Киевской Руси времена Змиевы валы, расположенные вдали от основных княжеских центров (Киев, Чернигов, Переяслав-Русский, Новгород-Северский, Путивль, Курск), не могли строиться, так как ослабленная бесконечными междоусобицами и половецкими набегами Русь не располагала достаточными ресурсами для такого масштабного строительства.
Очевидно, что первостроителей Змиевых валов необходимо искать в более глубоких пластах древнерусской истории. Даже само название «Змиевы валы» призывают к этому. И хотя тема «змееборства» — одна из самых древних и распространенных тем мирового фольклора (индийские Веды, египетский миф о борьбе Гора с Сэтом, Зигфрида в древнегерманском эпосе и др.), на юге Украины она обретает очертания конкретных событий, некогда здесь происходивших.
Многовековая борьба наших предков с царскими скифами, кочевым ираноязычным народом, отпечаталась в полусказочном сюжете, приведенном Геродотом в четвертой книге его «Истории». Царские скифы, вернувшись в Мидию из многолетнего похода, продолжают воевать со «своими рабами», которыми они считали все окружающие их племена и только делили их на уже завоеванных и еще не завоеванных. Из утверждений царских скифов, эти рабы «оградили свою землю, выкопав широкий ров от Таврийских гор до самой широкой части Меотийского озера». И неспроста для наших предков во все последующие времена образ страшного Змия олицетворял собой не менее страшного завоевателя.
Изображение змеи отражало древнейший культ предков — родоначальников скифов. Змееногая богиня, «полуженщина-полузмея» — мать Скифа, родоначальника скифского племени, часто изображалась на щитах, кочанах и доспехах скифских воинов и их коней.
Л.Ф. Арриан, выдающийся греческий писатель, историк и географ, живший в начале Н века н. э., писал, что военные эмблемы скифов представляли собой чучела змей и драконов, изготовленных из различных цветных лоскутов и насаженных на высокие шесты. При движении эти чучела надувались ветром и извивались как живые существа, издавая при этом резкий свист.
Для земледельческих племен народ со «змеиным стилем» украшений (драконами, грифонами, змеями и змеевидными богинями) был змеиным народом и образно изображался Змием, требующим дани и жертв. Выходит, что для защиты от агрессивных соседей пришлось сооружать огромные многокилометровые валы. При этом валы были не только оборонительными сооружениями, но и условной границей своих земель и земель народа-Змия, что, очевидно, и послужило причиной их названия — Змиевые валы.
Помнил о тех временах и город Змиев Харьковской области, более тысячи лет сохранивший свое название. Дьяки Разрядного приказа Лихачев и Данилов, составлявшие описание карты Большого Чертежа, первого географического справочника России, увидевшего свет в 1667 году, упоминали город Змиев. Еще раньше Змиев упоминался в царском указе 1571 года, где намечался путь сторожевых разъездов от Путивля до Можа и вниз до Змиева кургана и городища.
В начале VIII века н.э. на месте Змиева была белокаменная крепость, входившая в систему белокаменных крепостей верховьев Северского Донца (Салтовская крепость, Чугуевская, Мохначская и др.). Все эти крепости были построены создателями салтовской культуры на месте древних городищ, обнесенных валами и рвами. Некоторые исследователи называют эти городища скифскими.
Были ли эти городища и валы скифскими или защищали от скифов, или они все же были воздвигнуты готами-земледельцами против великого переселения гуннов, пока неизвестно. На этот вопрос смогут ответить будущие тщательные и всесторонние исследования сохранившихся Змиевых валов.