Для того чтобы порадовать зрителей необычным зрелищем, дамы не жалели сил, времени и фантазии, а кавалеры послушно вставали в указанное им место и принимали необходимую позу. Этот вид искусства, совершенно забытый сегодня, был популярен даже в семье королевы Виктории.
Живые картины сегодня относят к редкому виду пантомимы. Раньше для подобного выступления один или несколько людей, одевшись в соответствующие наряды, создавали сцену, подражающую какому-либо известному произведению искусства, эпизоду из истории или литературного произведения. Замерев на некоторое время, выступающие радовали зрителей видом «ожившей картинки». Несмотря на кажущуюся простоту и бесхитростность, подобные развлечения требовали развитого художественного вкуса и артистического таланта. История сохранила для нас имена некоторых дам, настолько искусных в этом аристократическом развлечении, что их выступления даже собирали зрителей.
Одной из самых известных исполнительниц живых картин в конце XVIII века считалась леди Гамильтон. Свои выступления она называла аттитюдами (позировками). Любимыми темами постановок были античные произведения искусства, а вдохновение талантливая дама черпала в коллекциях древних греческих и римских ваз. Хозяйки салонов были счастливы заполучить модную исполнительницу хоть на один вечер, а зрители приходили в восторг от того, с каким искусством и изяществом Эмма Гамильтон устраивала эти постановки. Главными атрибутами для создания античных костюмов дамы в то время считали шали, которых в арсенале каждой модницы было множество. Драпируя их, создавали и туники, и покрывала для головы.
Гёте, посетивший в 1787 году дом лорда Гамильтона, оставил описание такого представления в своем «Путешествии по Италии»:
«Кавалер Гамильтон… заказал ей греческую одежду, которая к ней очень идет; при этом она распускает свои волосы, берет несколько шалей и делает целый ряд изменений в позах, жестах, линиях и т. д., так что под конец просто кажется, что грезишь. То, что столько тысяч художников желали бы изобразить, видишь здесь совершенно готовым в движениях и неожиданных изменениях. Она является стоящая, коленопреклоненная, сидящая, лежащая, серьезная, печальная, насмешливая, страстолюбивая, кающаяся, ласкающая, грозящая, робкая и т. д.; одно сменяется другим, одно вытекает из другого. Она умеет для каждого выражения приноровлять и изменять складки покрывала и делает себе сотни различных головных уборов одними и теми же платками. Старый кавалер светит ей при этом.»
Не оставались в стороне от любимого аристократией развлечения и царские семьи. К сожалению, об изяществе поз леди Гамильтон мы можем судить только по зарисовкам художников, но в конце XIX века, благодаря фотографии, подобные картины стали запечатлевать на пленку. История сохранила уникальные кадры, сделанные в октябре 1888 года в замке Балморал – летней резиденции английских монархов. Многочисленные внуки королевы Виктории, собравшиеся вместе, целых два дня занимались созданием и представлением живых картин. Идея устроить это развлечение принадлежала зятю королевы, принцу Генри Баттенбергскому, а сама королева принимала активное участие в подготовке костюмов и образов. Сохранившиеся фотографии позволяют нам увидеть своими глазами, как это выглядело.
На следующем фото мы можем увидеть принцессу Аликс Гессенскую, она с распущенными волосами изображает девушку, готовящуюся к постригу, а вокруг нее в монашеских одеяниях - принцессы Мод, Луиза и Виктория Уэльские, принцесса Фредерика Ганноверская и мисс Робсон. Будущей русской императрице на этом снимке 16 лет.
Живая картина, изображающая трагическую сцену из «Ромео и Джульетты», привела в восторг строгую королеву Викторию. Она отметила, что сэр Флитвуд Эдвардс в ней «выглядел болезненно настоящим».
Живая картина «Эльза» изображает героев вагнеровского «Лоэнгрина».
Одной из популярных тем подобных представлений всегда была история. Так, например, на следующей картине принцесса Беатрис Баттенбергская предстает в образе Елизаветы Тюрингенской.
Конечно, не обошлось и без любимых в то время античных сюжетов, а пальма в кадке и старая бутафорская ваза создали необходимый колорит.
Историки считают, что подобные «пластические опыты» отразились на поиске путей развития многих видов искусства. Постановками интересовались художники и хореографы, а позднее появился жанр постановочной фотографии, который как будто бы вырос из подобных забав скучающих аристократов.