100 современных российских художников, которых вы должны знать. Часть 6
706
просмотров
В этой подборке очень разные люди: и юные творцы, которые только покоряют российское арт-поле, и признанные мировые звезды. Но всех их объединяет одно - они работают здесь и сейчас.

Начало: 100 современных российских художников, которых вы должны знать. Часть 1

51. Морозов Дмитрий ::vtol::

Медиахудожник и музыкант работает под псевдонимом ::vtol::, создает технологические, кинетические и звуковые инсталляции, часто связанные с самыми неожиданными объектами или явлениями.

Так, дыхание в противогазе заставляет работать маленький ручной орган; раскаты грома в разных точках планеты в реальном времени, передающиеся по интернету, включают одну из лампочек на огромной сфере, олицетворяющей земной шар. Эффектные установки художника оценили во многих городах мира, от Сингапура до Венеции и Парижа. 

52. Муромцева Екатерина

52. Муромцева Екатерина Екатерина Муромцева. Из серии «Больше нас». 2017

Философ и художник работает в социально-политическом поле. Она занимается искусством с жителями домов престарелых, снимала фильм по сочинениям современных школьников о том, как жили СССР; писала огромные акварели, где люди теряют лица, превращаясь в коллективное тело под взглядом «Большого брата».

Екатерина Муромцева. Праздники, 2015

Это «коллективное тело» художницы одновременно задает вопрос о месте человека в современной российской истории и ставит проблему памяти об этой самой истории.

53. Мухин Игорь

53. Мухин Игорь Без названия, 1985

Классик российской фотографии и главный хроникер 1980-90-х. На его пленках сохранились главные герои переломной эпохи и сама атмосфера того времени. Был и ведущим фотографом российского рока со времен его андеграундного существования - снимал едва ли не всех культовых музыкантов и публику на концертах.

Виктор Цой. Квартирник

Отдельные его книги посвящены стрит-фотографии и динамичной жизни большого города в разные десятилетия. В них есть смятение, отчаяние и надежда митингов, бесконечных строек и нелегальной торговли и в то же время много витальности и поэзии человеческих отношений и целующихся пар. 

54. Насыбуллова Маяна

54. Насыбуллова Маяна Маяна Насыбуллова. Ленин-неваляшка из проекта «Ленин для души», 2016

Художник и скульптор из Сибири стала известной после участия в Триеннале российского современного искусства в московском музее «Гараж» в 2017-м. Критики отметили ее проект о памяти «Актуальный янтарь» - серию залитых в смолу бытовых предметов.

Маяна Насыбуллова. Дурные мысли из серии «Viva la violence», 2020

Памяти и осмыслению социума были посвящены и последующие проекты - ироничные серии «Ленин для души», «Родина слушает» и другие. Скульптурные формы в своих инсталляциях Маяна соединяет со звуковыми работами и живописью, которая ей дается так же хорошо, как и пространственные объекты.   

55. Нахова Ирина

55. Нахова Ирина Ирина Нахова. Комната № 1. 1983

Войдя в круг концептуалистов в 1970-е в совсем юном возрасте, Ирина Нахова быстро стала заметной фигурой. Именно она была одной из первых русских художников, которые стали работать в жанре тотальной инсталляции - ее серия инсталляций «Комнаты» в собственной квартире вошла в историю.

Ирина Нахова. Частичный Триумф I. 1989

С тех пор в ее искусстве всегда присутствует компонент личной истории, а архитектура – важная составляющая практики. В 2015-м она представляла Россию на Венецианской биеннале.

56. Орлов Борис

56. Орлов Борис Борис Орлов. Имперский бюст (Матрос). 1975

Орлов представляет направление соц-арта в скульптуре. Художник стал знаменит своими бюстами, в которых античные скульптурные портреты приобрели черты современности благодаря советской геральдике. Главные темы Орлова – власть, имперское мышление и его истоки.

Борис Орлов. Бюст императрицы. 1988

При этом художник исследует «большой имперский стиль», находя параллели в эстетике и идеологии разных империй – от античности до Советского Союза. После распада СССР, Орлов обратился к теме «конца истории», реконструируя миф об исчезнувшей цивилизации.

57. Осмоловский Анатолий

57. Осмоловский Анатолий Путешествие в страну Бробдингнегов (Маяковский / Осмоловский). 1993/2003 Фото: Игорь Мухин

Художник и теоретик искусства, сооснователь движения «Экспроприация Территории Искусства», в 1990-е был одним из активных представителей Московского акционизма. Он сотоварищи выкладывал телами слово «х…й» на Красной площади («вызов состоянию дел в экономике и политике СССР»), строил баррикаду из коробок в центре Москвы, курил сигару на плече памятника Маяковскому.

Анатолий Осмоловский. Золотой плод Натали Саррот. 2006

В XXI веке занялся созданием объектов и скульптур, а с 2011-го занимается основанным им институтом современного искусства «База» для художников и критиков.

58. Острецов Гоша

58. Острецов Гоша Гоша Острецов. Ценители прекрасного, 2014

Начинал как дизайнер одежды, наследующий эстетику русского авангарда, жил в Париже, где работал ассистентом дизайнеров Жана-Шарля де Кастельбажака и Жана-Поля Готье. Там стал заниматься собственным художественным творчеством. Острецов создает серии картин и скульптур, основанных на эстетике комиксов.

Гоша Острецов. Полицейский-лгунишка, 2013

Они посвящены альтернативным, антиутопическим по духу моделям общества, персонажи и структуры которых освобождены от устоявшихся рамок, создают новую мифологию. Он был участником экспозиции Российского павильона на 53-й Венецианской биеннале.

59. Отдельнов Павел

59. Отдельнов Павел Павел Отдельнов. «56.2354828/43.5809789», 2016

Тонкий живописец, известный тематическими проектами, исследующими неочевидные болевые точки окружающей действительности в настоящем и недавнем прошлом.

Павел Отдельнов. Стоунхендж. 2013

Одна из ключевых его серий – «Промзона», основанный на истории семьи художника, три поколения которой работали на химических заводах города Дзержинска и застали индустриализацию 1930-х, производство химоружия во время Второй мировой войны и упадок крупного производства в 1990-е. Двигаясь от частного к общему, меняя оптику, художник рассказывает одновременно трагические истории конкретных людей и большой страны.

60. Парщиков Тимофей

60. Парщиков Тимофей Тимофей Парщиков. Burning News, 2009

Автор фотосерий, снятых как в России, так и за рубежом, стремится к эффектному, киногеничному кадру. Так, прославившая его серия Suspens, объединена темой тревожной неопределенности, которой, по идее, лишена атмосфера крупных городов. Нужные ракурсы и антураж обнаруживаются в самой городской жизни, подсмотренной, как правило, в вечернее время.

Тимофей Парщиков. Неаполь 2008. 2006–2014

Постановочная серия «Горящие новости» обращается к теме агрессивной природы новостей: горящие газеты обжигают руки держащих их читателей. Для Парщикова любая фотография стремится выявить неочевидную событийность, упускаемую из виду в потоке жизни. Его персональные выставки прошли в России, Франции, Германии, Италии и других странах. 

Продолжение: 100 современных российских художников, которых вы должны знать. Часть 7

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится