Предопределённый выбор
Александра Захарова любила, когда в их доме собирались друзья отца. Они рассказывали весёлые истории о театральной жизни, обсуждали новые проекты, бурно спорили и вообще были не похожи на тех людей, с которыми девочка сталкивалась в школе или на улице. Кстати, школу она не любила и абсолютно спокойно могла отправиться вместо занятий в «Детский мир» рассматривать красочные витрины. Она мечтала о театре, а всё остальное ей было просто неинтересно. Александра всегда отличалась довольно твёрдым характером и была намерена поступать только в театральный.
Родители тогда попросили Сашу почитать им что-нибудь и потом едва смогли скрыть разочарование: дочь Марка Захарова и Нины Лапшиновой читала очень плохо, постоянно пришептывала, игнорировала знаки препинания и ничего не знала об интонации. Марк Анатольевич решил срочно нанять для наследницы репетиторов, но его супруга стала заниматься с девочкой сама.
На прослушиваниях в Щукинское театральное училище она читала Достоевского, успешно дошла до последнего испытания и вдруг решила вместо диалога Сонечки и Раскольникова прочесть басню Крылова, состоящую всего из пяти строк. Юрий Катин-Ярцев, набиравший курс, лично встал на её защиту, сообщив приёмной комиссии, что девочка очень талантлива, но просто не слишком умна. Правда, использовал для этого он более грубые выражения. В общем, в училище Александра Захарова поступила благодаря Владимиру Этушу, решительно заявившего: «наших» детей надо брать!
Принцесса «Ленкома»
После окончания училища Александра Захарова была намерена работать в «Ленкоме» и на показ пришла с отрывком из спектакля «Мамаша Кураж и её дети», где играла немую дочь. После этого её сразу были готовы взять сразу пять театров, но Марк Захаров сомневался и устроил тайное голосование, во время которого члены худсовета должны были решить судьбу его дочери. В театр её взяли, и она десять лет работала исключительно в массовке, хотя в других театрах вполне могла с самого начала играть главные роли.
Она уже снялась в «Криминальном таланте», «Заложнице», «Формуле любви», но в театре по-прежнему играла четвёртую фрейлину на заднем плане в «Трубадуре и её друзьях». А потом даже не отец, а Глеб Панфилов предложил ей первую значимую роль, Офелию в «Гамлете».
Позже она начала играть и в спектаклях отца, стала ведущей актрисой «Ленкома» и смогла доказать своё право на выбранную профессию. Коллеги актрисы отмечают, что Александра Захарова очень талантлива, она никогда не жалуется и выходит на сцену в любом состоянии, даже если ей приходится превозмогать боль.
Отец всегда был к ней требовательнее и строже, чем к другим актёрам, и Александра Марковна старалась не подвести его. Много лет спустя после начала своей артистической карьеры она сказала, что Марк Анатольевич не только родил её, но и создал, как актрису. Он даже придумал ей цвет волос, ведь от природы она брюнетка, а не блондинка, какой привыкли видеть актрису.
Всю жизнь Александра Захарова ощущала поддержку и заботу отца, всегда находилась под защитой его любви. Но в сентябре 2019 года Марка Анатольевича не стало. И она осталась совсем одна. Мама, Нина Лапшинова, скончалась ещё в 2014 году, а личная жизнь актрисы не сложилась: её единственный брак с Владимиром Стекловым продлился всего 9 лет и закончился разводом в 2000 году.
Жизнь после потери
Александра Захарова очень тяжело переживала уход отца. Погрузиться в депрессию ей не давала работа, коллеги по театру и желание завершить то дело, которое начал Марк Захаров. Актриса признавалась: после ухода отца у неё было полное ощущение прыжка с самолёта. Вот только парашюта за её спиной почему-то не было.
Зато в руках был блокнот Марка Анатольевича с его записями. Они хранят его мысли и заметки, сделанные на разных кусочках бумаги и старательно подклеенные с подписью «отогнуть». Иногда Александре Марковне кажется, что он именно для неё писал эти записки, фиксировал мысли и новые идеи. Он вообще в последние месяцы жизни часто наставлял дочь, а она и сегодня часто слышит его слова: «Не порть породу!».
Вскоре после смерти отца Александра Захарова приступила к работе над постановкой, которую начал отец. Сценарий к «Капкану» по произведениям Владимира Сорокина художественный руководитель «Ленкома» переписывал 17 раз. Но вот работу над постановкой закончить так и не успел.
Директор «Ленкома» Марк Варшавер предложил Александре Марковне стать сорежиссёром «Капкана» вместе с Игорем Фокиным. И она согласилась. Эта новая и совершенно неизвестная для неё работа стала спасением. Она хотела сделать спектакль таким, каким его видел отец. В его записях она нашла не просто подробное описание каждой сцены, а своеобразную его «раскадровку». И она разгадывала этот ребус, чтобы понять, каким видел спектакль сам Марк Захаров.
Коллеги поддерживали дочь великого режиссёра, как могли. Все понимали, что актриса никогда не занималась постановками, но она была ближе всех к Марку Захарову и понимала его, как никто другой. На репетициях её слушались почти беспрекословно. А сама Александра Марковна чувствовала незримую помощь отца. 2 декабря 2019 года состоялась премьера спектакля «Капкан», как и планировал Марк Анатольевич.
Жизнь Александры Захаровой продолжается. Из 26 репертуарных спектаклей «Ленкома» она играет в шести, в кино её не приглашают, как говорит сама актриса, из-за того, что когда-то она сама отказывалась от участия в проектах, предпочитая кинематографу театральную сцена. И сегодня ей хочется, чтобы Московский государственный театр Ленком Марка Захарова сохранил тот дух и ту атмосферу, которая была при её отце. Независимо от того, кто будет руководить театром.