1. Сабрина
На момент съемок «Сабрины» Одри Хепберн уже была настоящей знаменитостью, а потому имела право выдвигать собственные требования относительно съемочного процесса, а также самостоятельно выбирать художника по костюмам для работы над своими нарядами. Тогда выбор Одри пал на Юбера Живанши, который на тот момент не был широко известен публике.
Интересно, что модельер также не имел представления о том, кто такая Одри Хепберн, ведь «Римские каникулы» еще не появились во Франции. Живанши решил не тратить время на индивидуальный пошив платьев для актрисы и предложил выбрать наряды из его новой коллекции. Удивительно, но Хепберн не возражала – ей понравились творения французского модельера. Кроме того, они выполняли главное требование Одри – были пронизаны парижским шиком. Так в гардеробе Сабрины появилась одежда, которая позже стала визитной карточкой стиля самой Хепберн. В частности, платья с четырехугольным вырезом – Живанши предложил его актрисе, прекрасно зная, что она комплексует насчет своих выпирающих ключиц.
Другие костюмы для героини Одри создавала уде Эдит Хэд – известная художница, которая на сегодня имеет целых восемь «Оскаров» за дизайн костюмов. Собственно, именно она и получила награду, когда «Сабрина» вышла на большие экраны. А вот Юбера Живанши даже не упомянули в титрах, поэтому он не смог претендовать на «Оскар».
2. В джазе только девушки
Удивительно, но эта знаменитая картина получила «Оскар» только за костюмы. Над нарядами для героев фильма работал Орри-Келли, один из самых известных дизайнеров того времени. Он активно сотрудничал с Мэрилин Монро не только на площадке, но и в жизни, добавляя в ее стиль нотку провокационности и сексуальности. Знаменитые «голые» платья, вокруг разгорелся невероятный скандал после выхода «В джазе только девушки», были разработкой именно Орри-Келли. Публика искренне считала, что под ними на Мэрилин не было нижнего белья, хотя если присмотреться, на спине актрисы можно заметить едва заметные полосы в области крепления лифа.
Впрочем, модельер и создатели фильма все равно очень рисковали, выпуская Монро на площадку в таких нарядах. Дело в том, что события картины происходят в 1920-е годы. В то время девушки носили платья прямого фасона с заниженной талией. Но проследить эту тенденцию можно только по гардеробу Дафны и Джозефины. А вот Мэрилин, по задумке режиссеров, должна была сниматься исключительно в облегающих платьях. Чтобы одежда сидела на актрисе идеально, Орри-Келли приходилось зашивать ее на Монро прямо на съемочной площадке.
3. Великий Гэтсби
В 2014 году на экраны вышла очередная экранизация романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». Причем задолго до премьеры фильма публикой активно обсуждался не звездный состав, а костюмы. Но это и неудивительно – наряды для фильма создавались модным домом Prada. Несмотря на то, что костюмы имели не так много общего с модой 1920-х годов, как платья в экранизации 1975 года, они передали самое главное – настроение. Беспечность, безудержное веселье, нарочитый блеск – все, что было так характерно для той эпохи.
Художник по костюмам Кэтрин Мартин прекрасно осознавала, что Дейзи должна была выглядеть сказочно, воздушно, эфемерно, как будто в любой момент может исчезнуть. В этом ей помогли разбеленные цвета, в частности, серый и персиковый. Модный в 1920-х годах крой платья также сыграл на руку Кэтрин – он придал Дейзи легкости и беспечности.
По задумке режиссера База Лурмана в образе главной героини должно было быть много блеска. Платья не могли справиться с этой задачей на 100%, поэтому пришлось прибегнуть к украшениям. Диадема, созданная Tiffany & Co, действительно сделала образ Дейзи невероятно дорогим. Визуально она напоминает головной убор индейца, но при этом выглядит невероятно изящно. С помощью диадемы художники добавили Дейзи немного дерзости и игривости, которых ей не хватало.
4. Анна Каренина
Большинство режиссеров, которые берутся за съемки исторических фильмов, стараются как можно детальнее отобразить моду того времени в костюмах героев, чтобы полностью воссоздать настроение эпохи. Однако Джо Райт пошел другим путем. Он попросил художника по костюмам Жаклина Дюррана передать через наряды Анна ее характер и настроение.
В платьях Киры Найтли есть и кринолин, и декольте, и узкая талия, затянутая корсетом. Цвет нарядов меняется в зависимости от настроения и состояния души Анны – по оттенкам прекрасно можно понять, что она чувствует в тот или иной момент фильма. На бал, где она знакомится с Вронским, девушка приходит в черном платье, которое передает все масштабы надвигающейся на нее трагедии. В моменты беззащитности на Карениной можно увидеть белую одежду, в минуты отчаяния – серую. А в финале картины на сцене вновь появляется черное платье.
Но фильм прославился не только шикарными нарядами. Не менее бурные обсуждения вызвали украшения Анны, созданные Chanel. Интересен тот факт, что актриса сама договаривалась с представителями дома, чтобы они согласились предоставить драгоценности на съемки фильма. Так в шкатулке главной героини появилось роскошное бриллиантовое колье Camelia Poudre, общий вес которого составил 6,8 карата, а стоимость – 2 миллиона долларов.
5. Властелин колец: Возвращение короля
Несмотря на то, что художник по костюмам «Властелина колец» не менялся на протяжении всей трилогии, «Оскар» он получил только после выхода на экраны третьей, заключительной части. Ричард Тейлор работал над костюмами для эльфов, орков, хоббитов и других персонажей вместе с Найлой Диксон, Дженис Мейсван, Лиз Макгрегор и другими. В своей работе команда опиралась на иллюстрации, взятые из книг Толкина, авторами которых были Алан Ли и Джон Хоу. Всего коллективом было создано примерно 19 тысяч костюмов! При этом многие наряды нужно было состарить, чтобы они выглядели соответствующе тому миру, в котором жили главные герои.
Наиболее трудоемкими были образы эльфов. Для создания их костюмов художники использовали парчу. Чтобы сделать сияние ткани более естественным, команде пришлось специально протирать ее наждачной бумагой. Повседневная одежда шилась из зеленого и коричневого материала, чтобы подчеркнуть мудрость и древность расы. Нередко на одежде использовался растительные детали.
Платья Арвен – это отдельная история, ведь они должны были выглядеть благородно, величественно и даже эфемерно. Чтобы воплотить эту задумку в жизнь, художники использовали бархат и парчу серого, бордового, лилового цвета. Оттенки нарядов также были символичными – они отражали метания эльфийки. Расслабиться Арвен смогла только на коронации Арагорна – в этой сцене она предстает в светлом платье, которое символизирует новую жизнь.
6. Алиса в Стране чудес
Для работы над костюмами в фильме «Алиса в Стране чудес» Тим Бертон пригласил Колин Этвуд, свою давнюю коллегу. Она не стала сильно отходить от образов, описанных в книге Льюисом Кэрроллом, но добавила несколько изюминок. Например, вместо белого передника, Колин украсила подол голубого платья Алисы животными и птицами. После того, как девочка попала в нору, ее наряды начинают меняться.
Образ Шляпника вместе с художницей продумывал Джонни Депп. Именно актер предложил, чтобы костюм отражал настроение персонажа и менял цвет в зависимости от того, что чувствовал герой. Потрясающая шляпа также имеет занимательную историю. По словам Колин, она случайно купила ее в Италии – оказалось, что головной убор является копией настоящей шляпы тех лет.
Дизайн костюма Красной королевы опирается на символику карточных червей и гармонично объединяет белый, черный и красный. Художница намеренно старалась подчеркнуть дурной вкус героини Хелены Бонем Картер, а потому перегрузила образ сердечками, полосками и прочими деталями. А чтобы голова Красной королевы казалась больше в несколько раз, Колин предложила вшить в платье контрастную вставку, сужающую силуэт, утянуть талию Хелены до предела и удлинить шею за счет воротника.