Своим успехом он во многом был обязан актерам, сыгравшим главные мужские роли, – Николаю Еременко и Талгату Нигматулину, но в этом фильме снялись и замечательные актрисы, о которых зрителям практически ничего не было известно. Для некоторых из них «Пираты» стали едва ли не единственной творческой вершиной, после чего они кардинально сменили профиль деятельности.
Дилором Камбарова – островитянка Маа
Кинокарьера экзотической красавицы, исполнившей в «Пиратах ХХ века» роль островитянки Маа, – узбекской актрисы Дилором Камбаровой – продлилась всего 20 лет. Она начала сниматься в кино с 14 лет. Режиссер фильма «Без страха» Али Хамраев заметил ее среди школьниц, отдыхавших в пионерском лагере, и пригласил на пробы. Свой выбор он объяснял так: «Она существовала как бы отдельно ото всех, в совсем другом ритме… Тонкая, грациозная, с легкими, длинными руками».
Уже в следующем своем фильме спустя год Хамраев доверил юной дебютантке главную роль. Он называл ее «актрисой одного дубля», которая умела мгновенно входить в образ. После школы Камбарова решила получить актерское образование, окончила Ташкентский театрально-художественный институт и стала актрисой киностудии «Узбекфильм». Позже Дилором переехала в Москву и продолжила обучение во ВГИКе в актерской мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
На съемочную площадку «Пиратов ХХ века» 22-хлетняя Дилором попала, еще будучи студенткой ВГИКа. К тому моменту у нее уже была довольно солидная фильмография – около 15 работ, но большинству зрителей она запомнилась в образе островитянки Маа, которая помогала советским морякам расправиться с пиратами.
После этого актриса сыграла главные роли в фильмах «Триптих», «Шанс», «Продавец снов» и несколько ролей второго плана, но «Пираты ХХ века» остались ее самой яркой и самой известной киноработой. В 1985 г. ей было присвоено звание Заслуженной артистки Узбекской ССР. Камбарова продолжала сниматься в кино до начала 1990-х гг., но в период кризиса осталась без работы.
Актриса была замужем за режиссером Владимиром Хотиненко, у них родилась дочь Полина, но вскоре этот брак распался. К тому моменту Камбарова успела сменить профиль деятельности и попробовала свои силы в качестве модели. После развода с мужем актриса приняла решение эмигрировать в США вместе с дочерью. Там она поселилась в Сиэтле и успешно продолжила карьеру фотомодели. Сейчас Камбаровой 63 года, она по-прежнему живет в Америке, но о том, как сложилась ее профессиональная и личная жизнь, нет никакой информации.
Наталья Хорохорина – буфетчица Маша
Роль буфетчицы Маши досталась 25-летней выпускнице Щепкинского театрального училища Наталье Хорохориной. К тому моменту она сыграла 6 эпизодических ролей в кино, а первую громкую популярность ей принесли «Пираты ХХ века». Съемки в этом фильме открыли ей путь в большое кино и стали началом ее успешной кинокарьеры, но при этом разрушили личную жизнь. Об этом актриса рассказала только годы спустя.
Во время учебы Наталья вышла замуж за студента Щепкинского училища Виктора Корешкова. К моменту съемок в «Пиратах» она состояла в браке уже 3 года. Как только юная красавица появилась на съемочной площадке, ей начали оказывать знаки внимания и Николай Еременко, и Талгат Нигматулин, и другие мужчины из съемочной группы. Вот только она к их ухаживаниям оставалась безучастной – все ее мысли были о муже, в разлуке с которым она очень скучала. Ей не давали покоя нехорошие предчувствия, и в перерыве между съемками актриса помчалась домой. Супруга дома не оказалось, а когда он пришел, с порога заявил ей о том, что у него начались отношения с коллегой по театру Натальей Гундаревой, и что он хочет расстаться с супругой. Позже актриса жалела о том, что они так поспешно приняли решение о разводе, ведь его брак с Гундаревой не был счастливым и продлился всего 2 года.
Вернувшись на съемки «Пиратов», актриса еле сдерживала слезы, но никому из коллег не рассказала о своем несчастье. Она так переживала, что сильно похудела, и ее героиню к концу фильма на экранах было просто не узнать. Но плакать она позволяла себе только тогда, когда оставалась в одиночестве – актриса на всю жизнь запомнила установку, которую дал ей педагог в училище: «Все домашние дела и переживания должны быть оставлены за порогом театра».
После того, как фильм вышел на экраны, на молодую актрису обрушилась невероятная популярность – ее останавливали на улицах, просили автограф. На Хорохорину обратили внимание другие режиссеры, в 1980-х гг. она очень много снималась, вот только главных ролей ей не предлагали. Когда в 1990-х гг. работы ни в кино, ни в театре не было, Наталья снималась в рекламе, а в 2000-х гг. вернулась на экраны и на театральную сцену.
Хотя в кино ей по-прежнему не доставалось главных ролей, ее актерскую карьеру нельзя назвать неудачной, ведь в фильмографии 66-летней актрисы уже более 120 работ! А вот ее личная жизнь сложилась не так счастливо. Во второй раз актриса вышла замуж за хирурга, с которым прожила в браке 12 лет. У них родилась дочь, но когда ей было 10 лет, родители развелись. С тех пор актриса замуж больше не выходила.
Майя Эглите – судовой библиотекарь Айна
Роль судового библиотекаря Айны, возлюбленной героя Николая Еременко, исполнила 25-летняя латвийская актриса Майя Эглите. Она родилась и выросла в Риге, а к моменту съемок успела окончить театральный факультет Латвийской государственной консерватории и начала выступать на сцене Государственного театра юного зрителя. С 19 лет Майя начала сниматься в кино и за год до съемок в «Пиратах» сыграла одну из самых ярких своих киноролей в фильме «Театр». Она вышла замуж за актера ТЮЗа Энрико Авотса, а во время съемок в «Пиратах», по иронии судьбы, так же, как и Хорохорина, узнала об измене мужа, и их брак распался. Замуж больше актриса не выходила.
Ее актерская карьера продлилась всего 13 лет, свою последнюю роль она сыграла в 1986 г., после чего ушла из театра и сменила профиль деятельности: на протяжении почти 15 лет Эглите работала диктором на телевидении. В 1990-е гг. она пробовала заниматься бизнесом, связанным с недвижимостью, позже занялась преподаванием – читала лекции о здоровом образе жизни и правильном питании. Она стала директором Латвийского института среды и здоровья и председателем правления Латвийского зеленого креста, а затем – профессором Рижского университета им. П. Страдыня.
За кадром фильма «Пираты ХХ века» осталось много интересных деталей: Почему зрители присылали гневные письма Николаю Еременко.