«Разгром немецких войск под Москвой», победитель 1943 года - «Лучший документальный фильм»
Советский документальный фильм Ильи Копалина и Леонида Варламова был снят в самое тяжёлое время для СССР, когда враг вплотную приблизился к Москве, а советская армия несла колоссальные потери. Тем более значимой оказалась победа в битве за Москву. Для показа в американском прокате фильм перемонтировали и переозвучили. В США он шёл под названием «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»). В то время очень трудно было переоценить актуальность и значимость картины, снятой фронтовыми операторами, а потому победа на «Оскаре» была вполне понятна.
«Война и мир», победитель 1969 года – «Лучший иностранный фильм»
Фильм Сергея Бондарчука стал настоящим шедевром. Зрелищность, масштабность, талантливая игра актёров, уникальный режиссёрский подход, величие батальных сцен и сегодня, во время высоких технологий, будоражат воображение. Не зря многие называют эпопею лучшей экранизацией «Войны и мира» Льва Толстого.
«Братья Карамазовы», номинант 1970 года – «Лучший фильм на иностранном языке»
К сожалению, режиссёр Иван Пырьев так и не успел закончить съёмки фильма, он скончался от инфаркта в феврале 1968 года, а третью часть снимали уже Кирилл Лавров и Михаил Ульянов, которые были исполнителями главных ролей. К сожалению, «Оскар» фильм не взял, уступив алжирскому триллеру «Дзета».
«Чайковский», номинант 1972 года – «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший саундтрек»
Несмотря на то, что в фильме Игоря Таланкина идёт повествование не обо всей жизни великого композитора, а лишь о нескольких эпизодах, картина даёт представление о мироощущении Петра Чайковского, истоках его таланта. И на протяжении всего фильма звучит потрясающая музыка.
«...А зори здесь тихие», номинант 1973 года – «Лучший фильм на иностранном языке»
Пронзительная история о группе девушек-зенитчиц никого не оставляет равнодушным. С момента создания фильма прошло уже почти полвека, а картина Станислава Ростоцкого по-прежнему остаётся востребованной широким кругом зрителей.
«Дерсу Узала», победитель 1976 года – «Лучший фильм на иностранном языке»
Работа над фильмом по одноименному роману путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева велась на протяжении трёх лет. Для съёмок картины был приглашён японский режиссёр Акира Куросава, особое видение которого и позволило в результате картине получить престижную награду.
«Белый Бим Черное ухо», номинант 1979 года – «Лучший фильм на иностранном языке»
Фильм Станислава Ростоцкого был снят по одноименной повести Гавриила Троепольского, которая и сегодня входит в обязательную программу по литературе в американских колледжах. Картина получилась очень трогательной, а в финале редкий зритель сможет удержаться от слёз.
«Москва слезам не верит», победитель 1981 года – «Лучший фильм на иностранном языке»
Фильм Владимира Меньшова знают, любят и смотрят уже несколько поколений зрителей. Судьба трёх юных провинциалок, приехавших покорять столицу, кажется простой и понятной. Но есть в картине нечто трогающее за душу светом, добротой, надеждой на счастливое будущее и верой во всепобеждающую силу любви.
«Частная жизнь», номинант 1983 года – «Лучший фильм на иностранном языке»
Картина Юлия Райзмана о судьбе человека, на протяжении многих лет руководившего предприятием и вынужденного уйти на пенсию из-за реорганизации. Вместе с пенсией в его жизнь пришли одиночество и непонимание со стороны близких. И только взгляд на себя самого со стороны позволил главному герою всё же попытаться что-то изменить. В фильме нет никакой идеологической подоплёки, а в центре внимания находится человек и его способность адаптироваться к новым обстоятельствам.
«Военно-полевой роман», номинант 1985 года – «Лучший фильм на иностранном языке»
В фильме Петра Тодоровского присутствует война и послевоенный быт. Но он, в первую очередь, о любви. Первой, а потому наивной и трогательной, обречённой быть несчастливой. И о взрослой любви, с ответственным отношением и пожеланием счастья даже в ущерб самому себе.
«Корова», номинант 1990 года – «Лучший короткометражный анимационный фильм»
Мультипликационный фильм был снят режиссёром Александром Петровым по одноименному рассказу Андрея Платонова. Режиссёру удалось на экране во всех деталях передать состояние мальчика, тяжело переживавшего смерть своего друга, степной коровы черкасской породы.
***
Современное кино просто невозможно себе представить без ярких спецэффектов, которые привлекают зрителей ничуть не меньше, чем увлекательный сюжет и талантливая актёрская игра. Визуальные эффекты в кинематографе постоянно совершенствуют, а работают над ними лучшие специалисты по компьютерной графике. Кинопремии «Оскар» за лучшие визуальные эффекты были удостоены больше 70 фильмов.