Битвы Дедов Морозов
703
просмотров
Вот и началось время ёлок. Ещё с конца ноября их заботливо поставили на улицах, площадях, в кафе и торговых центрах. В новогодних витринах красуются хорошо знакомые персонажи – Дед в красном, Дед в синем. Дед Мороз против Санта Клауса. Это значит, состязание продолжается. Ближе к концу месяца ряженые синие и красные бородачи наводнят улицы. И где-нибудь обязательно сцепятся. Из-за чего? Кто победит? Попробуем провести небольшое предновогоднее расследование. Итак…

Дедушка Мороз, ау!

У каждой культуры есть персонаж, который обозначает переход из одного года в другой. Начнём с хорошо всем известного Дедушки. В привычном для нас виде он появился всего лишь в XIX веке. Прямой связи с новогодним праздником не имел и фигурировал как повелитель зимних стихий. Заботился о природе, а к людям относился по настроению: мог пожалеть, а мог и наказать. В известной сказке Одоевского одарил Рукодельницу золотыми монетками и бриллиантиком, а Ленивицу ледышкой и застывшей ртутью. Но народный фольклор ещё жёстче: Ленивица замерзает насмерть под ёлочкой в лесу.

Корни Дедушкиной мизантропии имеют давнюю природу. До того, как его «одомашнили», он был лесным карликом со скверным характером. И то понятно: у северных славянских народов зима – трудное время года. На земле властвует Мороз (он же Трескун, Студенец, Мраз, Мразко, Зюзя и т.п.). Сколько продлятся морозные дни, хватит ли дров, выживут ли озимые? Суровое божество нужно задобрить, выставив на окно плошки с кутьей и мёдом. Если угощение не понравится и холода не пойдут на убыль, то оставалось только одно - отвести в лес красивую девушку.

Иллюстрация к сказке "Дед Мороз". 1888 год.

Лайт-версия Одоевского преследовала две цели: уйти от людоедского канона и прочесть мораль. Книжку он написал в 1834 году. Можно ли считать этот год официальным годом рождения Деда Мороза? Не совсем. Старик не привязан к новогодним торжествам, да и характер у него сложный.

Только во второй половине XIX века Дед Мороз трансформируется в новогодний символ – доброго духа. У него появляется мешок, посох и спутница - внучка Снегурочка. Считается, что она была придумана только в 1936 году. Но на самом деле, она существовала и раньше. По Афанасьеву – девушку слепили себе бездетные старик и старуха. У Островского Снегурочка была дочкой Мороза и Весны. В том и другом случае персонажи погибали по недосмотру взрослых.

В 1936 году обновлённая версия снежной девочки появляется в виде внучки Дедушки Мороза. Кто её родители и есть ли у дедушки бабушка, не объясняется. Небольшая толика здравого смысла позволяет предположить следующее: молодая, трудолюбивая, без роду-племени - явно приёмная. А где Дедушка мог взять подобного персонажа? В лесу, под ёлкой, там, куда её привели в качестве жертвы. Просто девица не замёрзла, но и не вернулась к людям, а осталась в снежных чертогах доброго дедушки. Так всё окончательно становится на свои места.

Помимо белочек, зайчиков и снеговичков, в Дедушкой свите «засвечивался» мальчик. На советских новогодних открытках он чаще всего изображался розовощеким, спортивным школьником. Мальчишка щеголял в лыжном костюме и шапочке с цифрами, знаменующими наступающий год. Этот герой кажется нам совсем «свеженьким». Но чтобы понять, кто он на самом деле, мы продолжим наши поиски и обратимся к другому мощному старику.

Советская новогодняя открытка

Санта Клаус и мистер Крампус

Всем давно известно, что Санта Клаус – Святой Николай. Жил он в городе Миры Ликийские (посёлок Демре на территории современной Турции) в IV веке нашей эры. В родном городе Николая и сейчас стоит храм Баба Ноэль Килизе – церковь Деда Мороза. С детства Николай был трудолюбив и милосерден, за что в зрелые годы был выбран архиепископом. За архиепископом Николаем числится одно примечательное чудо: в Рождество он помог разорившемуся горожанину. Тот собирался продать своих дочерей на «блудодеяние». Николай тайно подбросил в сад три мешочка с золотом. По другой версии будущий святой отправил их прямиком в дымоход. Пролетев дымоход, подарки распределились в чулки несчастных барышень, развешенные для просушки.

Но не всё так просто со стариной Клаусом (он же Синтер Клаас, он же Баббо Натале, Баба Ноэль, Пер Ноэль, Святой Микола и многие другие). Несмотря на гуманизм и всепрощение, Николай прекрасно осведомлён и о неблаговидных людских, а особенно детских, делишках. В Германии, например, для двоечников и хулиганов, у него припасены розги. Иногда показательная порка поручается родителям. Но не это ещё самое удивительное. На юге Баварии и Австрии телесными наказаниями занимается отдельный прелюбопытный персонаж.

Зовут его Крампус. Он похож на чёрта: страшный, лохматый, рогатый и зубастый. Наказывает непослушных детей, а самых вредных может заковать в кандалы и посадить в мешок. В некоторых районах Баварии и Австрии отмечают Krampustag (День Крампуса). Жители города наряжаются в ужасные костюмы и пугают соседей и прохожих. И кабы Крампусом единым… А то есть ещё и Чёрный Питер из Нидерландов, Отец Фуэтар с юга Франции, Пельцникель, солдат Рупрехт, Люцер, Ганс Трапп из Германии и некоторые другие отталкивающие личности. Роль – запугивающая.

Есть у Санты любопытный финский «клон» – Йолупукки. Внешне – всё тот же упитанный дед в красном и с мешком . Правда, вместо оленей – козлы. Даже имя – йольский козёл говорит само за себя. Йоль – праздник зимнего солнцестояния, почти совпадающий с Рождеством. Функция йольского козла заключалась в проверке готовности каждой семьи к празднику. Козла нужно было ублажать разными вкусностями, дабы не разозлился. Ближе к XIX веку Йолупукки утратил вначале козлиную морду, потом рожки, а после превратился в симпатичного бородатого увальня, хотя древнее имя осталось.

Так кто победит?

Так кто победит? Французская рождественская открытка с Дедом Морозом и ангелом. 1914 год

Для того, чтобы это понять, вернёмся к детскому персонажу – мальчику. В отечественном варианте он олицетворял собой Новый год. Но так ли он случаен?

В причудливой свите Санты тоже есть персонаж-мальчик. Более того, в ряде областей Франции, в Швейцарии и в Германии он приносит подарки или, как минимум, «засвечивается» в компании рождественского святого. В Бельгии, например, после главных подарков от Санты, может дополнительно положить конфету под подушку. В Орлеане для него оставляют в камине тлеющее полено. В Эльзасе перед домом ставят стакан вина, а для ослика, на котором он путешествует, привязывают клок сена.

Это младенец Иисус. Иногда – Добрый ангел.

Именно он как безусловный символ света и грядущей весны приходит, когда, одолев макушку зимы, день начинает прибавляться. Когда сильный и добрый святой Николай справляется с зимними, языческими духами, не просто уничтожая их, а включая в естественный круговорот, смену времен года, войну стихий, вечное движение.

Так и наш Дедушка Мороз – наследник древнего славянского пантеона, стоит на страже гармонии, равновесия в природе, чтобы мальчик Новый Год торжественно пришёл к каждому из нас.

А «меряться бородами» с Санта Клаусом или утверждать, что только один он имеет монополию на радость детворы, Дедушка вряд ли будет. Задача-то у них общая: помочь нам встретить младенца – Новый Год, оставив в прошлом году все свои беды и горести. С Новым Годом!

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится