Долгое время причиной ее гибели считали чахотку. Однако современные эндокринологи заинтересовались несколькими особенностями внешности красавицы и выдвинули теорию, что у нее была аденома гипофиза, а скончалась она от гипофизарного инсульта.
При помощи современного алгоритма распознавания лиц, используемого в криминологии, исследователи провели сравнительный анализ нескольких картин с изображением Симонетты. Расположив их в хронологической последовательности, они проследили, как менялись черты красавицы Ренессанса, и сравнили их с историей болезни современной девушки.
Теорию подкрепил и «луч молока», бьющий из груди Симонетты на одной из картин Боттичелли. Это могло быть признаком пролактиномы — той самой опухоли гипофиза. Без лечения эта болезнь приводит к бесплодию, а у Симонетты Веспуччи за восемь лет брака не было детей. Марко Веспуччи после ее смерти снова женился и стал отцом девятерых — значит, причина была явно не в нем.
Были и другие проявления болезни. Например, у Симонетты было легкое косоглазие. Оно считалось прелестным проявлением женской красоты и не мешало девушке покорять сердца, но могло свидетельствовать о том, что происходит сдавливание перекреста зрительных нервов — симптом аденомы. И наконец, исследователи разглядели на «Аллегорическом портрете» Симонетты слегка деформированные пальцы — следствие нарушения выработки гипофизом гормона роста.
Наконец, теорию гипофизарного инсульта подтверждают последние дни молодой женщины. Согласно сохранившимся письмам к Лоренцо Медичи, за несколько дней до смерти Симонетту Веспуччи мучили жестокая лихорадка, рвота, боли в грудной клетке и одышка. Это было не похоже на туберкулез, от которого ее старательно лечили. Когда она скончалась, помощник Лоренцо отправил ему письмо со словами:
Благословенная душа Симонетты отлетела в Рай. Но ее смерть стала триумфом красоты: если бы вы видели ее мертвой! Она была не менее красива и хороша, чем при жизни.
Вся Флоренция скорбела, узнав горестную весть. Тело Симонетты везли к месту захоронения в открытом гробу, и сопровождали его толпы людей.
Боттичелли, потерявший свою любимую музу, завещал похоронить себя у ног прекрасной Симонетты. Он продолжал рисовать ее по памяти и создал еще множество прекрасных картин с ее изображением. Его действительно погребли рядом с той, чью красоту он так одержимо воспевал, спустя 43 года.
А Джулиано Медичи ненадолго пережил свою даму сердца. Он погиб ровно через два года, день в день, от кинжала убийцы в соборе Санта-Мария-дель-Фиоре.
Болезнь гипофиза или туберкулез унесли жизнь несравненной Симонетты — еще долго будет загадкой. Одно неоспоримо: недуг не испортил ее внешность, и в сердцах современников она осталась самой красивой женщиной эпохи.