Люсьен родился в семье Эрнста Фрейда, еврейского австрийского архитектора, и был внуком всемирно известного невролога Зигмунда Фрейда. В начале 1930 годов он с семьёй эмигрировал в Англию, где получил образование в школе искусств. После службы в Торговом флоте Люсьен начал рисовать. Ранние картины Фрейда имели сюрреалистическое влияние, но по мере того, как его стиль созревал, его искусство с каждым разом приобретало ярко выраженный реализм.
В течение десятилетий Люсьен писал интенсивные, драматические портреты, прося друзей, членов семьи, а иногда даже знакомых позировать для него. Искусство Фрейда было очень уникальным, и, хотя он часто рисовал обнажённых мужчин и женщин, он разрушил чрезмерный эротизм обнажённых картин, показывая тела в более гротескном и даже временами обветшалом свете.
Фрэнсис Бэкон родился в семье британских родителей в Дублине, Ирландия, в 1909 году. Он был одновременно потомком и тезкой знаменитого философа, генерального прокурора и лорда-канцлера Англии, другого Фрэнсиса Бэкона, который жил в середине 1500-х и начале 1600-х годов до своей смерти в 1626 году. Фрэнсис вырос как в Ирландии, так и в Англии, обучаясь дома, а не посещая школу из-за тяжёлой астмы. Его детство было сложным в частности из-за сложных отношений с отцом, который не раз проявлял жестокость по отношению к мальчику.
В семнадцать лет Фрэнсиса выгнали из дома после того, как отец застукал его за примеркой одежды матери. Молодой художник решил поехать в Берлин и Францию, города, гораздо более приемлемые для его гомосексуализма. В конце 1920-х годов Бэкон вернулся в Лондон и начал работать не только художником, но и декоратором интерьеров. Его работы привлекли внимание критиков, и Фрэнсис начал продавать своё искусство на выставках, и его популярность неуклонно росла.
Картины Фрэнсиса искажают его сюжеты, часто навязчиво, в отличительном стиле под влиянием сюрреализма. На картинах Бэкона смелые, яркие цвета сливаются воедино, создавая знакомые тени и блики человеческого лица. Его полотна разделяют сильные эмоции, как в лицах его подданных, так и даже в деталях фона. Фрэнсис обратился за вдохновением к Старым мастерам, говоря, что его произведения «заслуживают либо Национальной галереи, либо мусорной корзины».
В середине 1940-х годов Люсьен и Фрэнсис встретились, и между ними мгновенно установилась связь. Хотя это держалось в строгом секрете, они оставались друзьями на протяжении десятилетий, разговаривая почти каждый день. Вместе они рисовали, пили, играли в азартные игры и часто спорили. В скором времени из-за вечного соперничества это привело к тому, что Люсьен проиграл большую часть того, что у него было, в том числе - собственную машину.
Мужчины яростно изучали работу друг друга, оба буквально рвали друг друга в клочья и регулярно обменивались резкими критическими замечаниями. Но при этом каждый из них старался написать портрет другого, тем самым выражая своё уважение и почтение, расценивая это как дань дружбе.
Помимо скандальной дружбы с Бэконом, было также известно, что у Люсьена было несколько романов, а также четырнадцать детей от разных любовниц. И совсем неудивительно, что отношения Фрейда с детьми оставались сложными на протяжении всей его жизни.
В то время как некоторые работы Фрейда и Бэкона имеют сходство друг с другом, у них были очень разные способы рисования. Фрэнсис был быстр и спонтанен, изображая больше сущности предмета, чем реалистичное изображение того, как они выглядят. С другой стороны, в то время как Люсьен писал портрет Бэкона, художник потратил гораздо больше времени, наконец, закончив портрет друга через три месяца. К сожалению, портрет Фрэнсиса Бэкона, написанный Фрейдом, был украден в конце 1980-х годов и до сих пор так и не был найден.
Работая над серией картин своей матери, Люсьен потратил около четырёх тысяч часов. В то время как художники играли на публику, высказывая презрение к стилям друг друга, было ясно одно, что несмотря на всю свою публичную неприязнь, они оказывали значимое и весомое влияние на творчество и стиль друг друга.
В 1969 году Фрэнсис написал триптих Люсьена, но вскоре после завершения работы дружба подошла к концу. По-видимому, ссора была результатом снобизма Фрейда и большой неприязни Бэкона к этому. Однако, несмотря на то, что пути пары разошлись, портрет по-прежнему пользовался огромной популярностью.
На картине Фрейд сидит на деревянном стуле, в геометрической коробке, обрамляющей его тело. Его лицо изображено как почти закрученная, искажённая и фрагментированная маска цветов. Красные и розовые оттенки контрастируют с глубоким синим и серым. В каждой отдельной картине угол, под которым зрители видят Фрейда, меняется, временами становясь почти головокружительным. Серовато-коричневый цвет покрывает нижнюю половину картин, его горизонт соединяет каждую картину друг с другом.
Яркий жёлтый цвет покрывает верхние половины, создавая ещё более резкий контраст, чем цвета, затеняющие лицо Люсьена. Как и другие портреты, написанные Фрэнсисом, складывается впечатление, будто нарисовано психологическое отражение субъекта, а не сам субъект. Ноги Фрейда скрещены, на каждой из картин изображён разный угол его ступней и ног. Хотя портрет, возможно, выражал некоторые личные чувства Фрэнсиса Бэкона по отношению к Фрейду, во всех картинах Бэкона есть ощущение, что он рисует свою собственную психику больше, чем психику своего субъекта.
В 2013 году данная работа была продана на аукционе Christie's почти за сто сорок три миллиона долларов, побив рекорд по самым дорогим произведениям искусства, проданным на аукционе. Эта продажа побила предыдущий рекорд «Крика» Эдварда Мунка, проданного на аукционе Sotheby's.
Несмотря на то, что они испытывали большое презрение друг к другу как в личном, так и в художественном смысле, ясно, что у художников была сильная связь. Фрейд повесил одну из ранних картин Бэкона на стену своей спальни, заявив: «Я уже давно смотрю на неё, и хуже не становится. Это действительно необыкновенно». Под поверхностью оскорблений и пререканий, казалось, скрывалось глубокое восхищение и уважение друг к другу.
В 1992 году, в возрасте восьмидесяти двух лет, Фрэнсис Бэкон скончался от сердечного приступа во время отпуска в Испании. Люсьен скончался в 2011 году в Лондоне в возрасте восьмидесяти восьми лет из-за многолетней борьбы с болезнями в сочетании со старостью.
Беря во внимание столь своеобразные отношения двух художников, стоит отметить тот факт, что каждый из них оставил неизгладимый след в истории искусства как поодиночке, так и совместно, подарив миру множество впечатлений от картин, глядя на которые определённо есть над чем задуматься.
В следующей статье, читайте также о том, кто из известных художников скоропостижно скончался при загадочных обстоятельствах и почему до сих пор на этот счёт ходит множество разногласий.