Книга культовой шведской детской писательницы Астрид Линдгрен появилась на свет в 1945 г. благодаря ее дочери – когда Карин заболела воспалением легких, мать, чтобы как-то ее отвлечь и облегчить ее состояние, рассказывала ей истории о девочке Пиппи – такое имя придумала Карин. В русском переводе это имя переиначили, чтобы оно не звучало двусмысленно, и у нас эту героиню знают как Пеппи. Позже писательница признавалась, что наделила героиню многими чертами своего характера – в детстве она сама была такой же непоседливой и энергичной выдумщицей.
Советский фильм «Пеппи Длинныйчулок», снятый режиссером Маргаритой Микаэлян в 1984 г., был второй экранизацией книги Астрид Линдрген. Первая была создана еще в 1968 г. в Швеции, и за рубежом ее считают классической – образ, созданный Ингер Нильссон, был близок к книжной Пеппи, а сюжет почти не расходился с оригиналом. Однако в СССР этот фильм не нашел признания среди зрителей.
Советская версия была снята, скорее, по мотивам произведений Линдгрен – в сценарии было много отступлений от оригинального сюжета, а образ главной героини заметно отличался от своего литературного прототипа – девочка была блондинкой, а не рыжеволосой, к тому же выглядела старше книжной Пеппи. Именно по этим причинам кандидатуру Светланы Ступак вначале и забраковали – в свои 13 лет она никак не подходила на роль 9-летней озорницы. Но когда на пробах ее попросили вообразить себя дочерью вождя негритянского племени и вести себя раскованно, вдруг оказалось, что, несмотря на различия во внешнем облике, у нее есть самое главное – та неукротимая энергия, задор и озорство, которыми должна обладать настоящая Пеппи. Так Светлана получила свою первую роль в кино.
В ее пользу послужил и тот факт, что с детства она занималась акробатикой, мечтая выступать в цирке, и могла выполнять сложные трюки без дублера. В цирковое училище ее не приняли из-за искривления позвоночника, а вот в цирковую студию при Доме культуры в Москве приняли. Там ее и заметила ассистент режиссера. Позже Светлана Ступак вспоминала: «Для меня эта роль была детской игрой. Я не задумывалась, что снимаюсь в кино и эта роль проживет десятилетия. Мне просто нравились костюмы, лошадки, возможность полазать по препятствиям, повисеть на канате. Знаете, для родителей я что в детстве, что позже была большой проблемой из-за моей гиперактивности». Вскоре это стало проблемой не только ее родителей, но и всей съемочной группы – она была такой же неукротимой и неуправляемой, как ее героиня, что доставило режиссеру немало хлопот. Однажды съемку пришлось отменить из-за того, что девочка, никого не предупредив, отправилась в заброшенный фруктовый сад собирать яблоки и вернулась оттуда через несколько часов с расцарапанными коленями и растрепанными волосами. В другой раз она явилась с опухшим носом, так как накануне подралась во дворе с мальчишками.
Курьезы случались не только со взбалмошной главной героиней, но и с другими актерами. Михаил Боярский сыграл отца Пеппи. По сюжету, он и герой Льва Дурова должны были бросаться в море, чтобы спасти от гибели главную героиню. А съемки проходили поздней осенью в Таллине. Боярский рассказывал: «И все как-то мучительно долго тянулось: то осветители неправильно свет ставили, то оператор не мог выбрать кадр съемки. Эти минуты ожидания казались вечностью. Затем пошел дождь, мы на берегу уже стали замерзать. И Дуров заявил съемочной группе: «Через три минуты мы идем в воду. Если вы не успеете нас заснять — ваши проблемы». Что там началось! Просто паника. Дуров мне крикнул: «Мишка, пошли!» И мы с диким криком «Ура!» кинулись в воду. Ощущение – как будто кипяток обжигает: настолько вода была холодной. Еле догребли до Пеппи – и мигом обратно. На берегу режиссер Маргарита Микаэлян встретила нас оглушительным криком: мол, мы убили ей картину – плыли неестественно, спасали некрасиво! Да как объяснишь, что в такую холодрыгу по-другому и быть не могло! После этой сцены всем принесли водки. Но мне досталось только, чтобы сверху ею натереться».
Немало проблем режиссеру доставил и юный Федор Стуков, известный по роли Тома Сойера. На этот раз ему досталась роль Томми, но незадолго до начала съемок он во время игры в футбол с мальчишками во дворе упал и сломал руку. Позже актер рассказывал: «Снимался я в гипсе по плечо, приходилось прикрывать курточкой, чтобы в кадре не было видно. По сюжету надо было петь и танцевать. Боль адская! Тогда я впервые и задумался: может быть, выбрать «более сидячую» профессию? И в итоге стал режиссером». После этого в его кинокарьере действительно была долгая пауза, во время которой Федор Стуков окончил Щукинское училище, стал телеведущим и режиссером сериалов и реалити-шоу. В начале 2000-х он вновь появился на экранах в нескольких фильмах.
А вот Светлана Ступак, исполнившая роль Пеппи, вскоре навсегда пропала с экранов. В 1984-1985 гг. она снялась еще в двух фильмах, и на этом ее кинокарьера завершилась. В эпоху перестройки начали снимать совсем другое кино, и те роли, которые ей предлагали, ее не устраивали – девушка не хотела играть жен бандитов и проституток. Ей довелось сменить несколько профессий – она работала менеджером ресторана, официанткой, секретарем и продавцом. Сейчас Светлана живет в Москве с дочерью Лизой и ведет непубличный образ жизни. Интересно то, что Ингер Нильссон, сыгравшая Пеппи в шведском фильме, тоже впоследствии не продолжила актерскую карьеру и стала секретарем.