Что скрывала под маской клоунесса Кира Крейлис-Петрова, звезда «Окна в Париж» и «Кухни»
705
просмотров
12 мая, не дожив полтора месяца до своего 90-летнего юбилея, ушла из жизни заслуженная артистка России Кира Крейлис-Петрова. В ее фильмографии – более 70 работ, но свою первую главную роль она сыграла только в 71 год, продолжая выходить на театральную сцену и сниматься в кино до 85 лет.

Она обладала ярким комедийным дарованием, и хотя большинство ее ролей были эпизодическими, актриса наверняка запомнилась миллионам зрителей, например, по фильму «Окно в Париж» и сериалу «Кухня». Свое предназначение она видела в том, чтобы смешить людей, хотя в ее собственной жизни поводов для веселья было очень немного…

Блокадное детство

Блокадное детство Кира с матерью

В начале 1930-х гг. многих девочек, рожденных в Ленинграде, называли именем Кира в честь первого секретаря Ленинградского обкома ВКП (б) Сергея Кирова. И когда в 1931 г. в семье машинистки и шофера родилась дочь, они тоже решили назвать ее Кирой. По ее словам, уже лет с 4-5 она чувствовала себя артисткой и другого будущего для себя не представляла. Ей нравилось всех смешить и находиться в центре внимания, и только эта профессия давала такую возможность.

Кира с матерью и сестрой

Когда Кире было 10 лет, началась война. Вместе с матерью и старшей сестрой она осталась в блокадном Ленинграде и пережила все ужасы голодной жизни в осажденном городе с первого до последнего дня. Позже она говорила, что не выстоять и не сойти с ума ей удалось только благодаря тому, что она в силу возраста тогда не осознавала всей серьезности ситуации, к тому же с детства обладала теми качествами, которые позволяли справляться со всеми бедами и в дальнейшем, – непосредственностью, жизнелюбием и неизменным чувством юмора.

Актриса в молодости

О своем блокадном детстве Кира позже рассказывала: «Я постоянно всех смешила и даже помню, во время блокады – я в классе третьем была – сидели мы в подвале школы, была страшная бомбежка, все рушилось, гремело, выло, и вдруг совсем маленькие детишки стали от страха плакать. Не знаю, как я сообразила, но взяла и намазала сажей под носом нечто вроде маленьких усиков, причесалась под Гитлера и стала его изображать. Как клоун. И все стали хохотать и забыли про эти взрывы, из-за которых школа могла рухнуть прямо на нас».

Кадр из фильма *Живет на свете женщина*, 1959

Практически никто из одноклассников и соседей Киры не выжил, а они с матерью и сестрой выстояли. Живым вернулся с фронта и отец, но он оставил семью и ушел к другой женщине. Тогда они лишились не только кормильца, но и жилья, и на протяжении 15 лет скитались по родственникам и съемным углам, пока наконец не получили комнату в коммуналке.

Талант смешить людей

Талант смешить людей Кира Крейлис-Петрова в фильме *Улица полна неожиданностей*, 1957

Когда Кира узнала о том, что в Ленинград приехали педагоги из Школы-студии МХАТ, чтобы провести набор абитуриентов, она решила попытать счастья на вступительных экзаменах. Поначалу она совсем растерялась, увидев сотни красивых нарядных девушек в коридорах, ведь сама не обладала привлекательной внешностью, да к тому же на ней было старенькое платье с заплаткой. Когда Кира заявила приемной комиссии, что собирается читать басню «Ворона и Лисица», она услышала тяжелый вздох разочарования – они уже просто устали слушать одно и то же от всех абитуриентов. Кира разозлилась: «Сидите тут, на все вам наплевать! Вы уже все артисты, на сцене играете, в кино снимаетесь, а я!..» И с теми же эмоциями начала читать басню. Ее непосредственность произвела впечатление на педагогов, они хохотали и были совершенно очарованы. В итоге она стала единственной девушкой, которой удалось поступить, и Кира слышала за спиной злобное шипение отвергнутых красавиц: «Как могли взять такую замухрышку!»

Кадр из фильма *Влюблен по собственному желанию*, 1982

Годы учебы в Школе-студии МХАТ Кира называла позже одним из самых счастливых периодов своей жизни. Черная полоса бед и несчастий, наконец, завершилась, и она радовалась каждому новому дню. Сам ректор называл ее жемчужиной смеха, педагоги высоко оценивали ее комедийный талант и прочили блестящее будущее в амплуа характерной актрисы. Еще тогда она поняла, что ее главная миссия на сцене и на съемочной площадке – смешить людей. Кира и за кадром часто попадала в нелепые комические ситуации, но никогда не огорчалась, услышав смех за спиной, ведь и сама умела над собой посмеяться.

Кира Крейлис-Петрова в фильме *Окно в Париж*, 1993

Кира осознавала, что даже в молодости не была красавицей, но она и не стремилась в кадре выглядеть как можно лучше и не боялась стареть. Однажды режиссер Игорь Владимиров сказал ей, что с ее типажом она в пожилом возрасте будет даже более востребованной в профессии, чем в юности, и оказался прав. Когда ее ровесницы, игравшие в молодости романтических героинь, остались в зрелые годы без работы, Кира Крейлис-Петрова оказалась невероятно востребованной. Она говорила: «Я не боюсь быть некрасивой, старой. Чем страшнее, тем смешнее! Моя сестра относится к искусству, так скажем, по-мещански, и все время упрекает меня: «Кира, ну подними ты немного голову, чтобы не было второго подбородка! Когда же ты будешь играть графиню, красивую даму?!» Я отвечаю: «Надя, ну если деревенская бабка – моя роль, мне эта красота даром не нужна!» Я лучше, наоборот, зуб гнилой приделаю и нос красным замажу… Я счастлива, что характерная актриса!».

«Что тебе снится, крейсер Петрова?»

«Что тебе снится, крейсер Петрова?» Кира Крейлис-Петрова в сериале *Улицы разбитых фонарей-2*, 1998

После завершения учебы ей предлагали остаться в Москве, но она хотела вернуться в родной Ленинград, а там ни в одном из театров для нее не нашлось места в труппе. И тогда Кира отправилась в Сахалинский драмтеатр. По дороге в поезде она познакомилась с начинающим актером и режиссером Яковом Крейлисом, и уже через месяц после знакомства он сделал ей предложение. Вместе они прожили 45 лет и были очень счастливы вместе. Хотя большую часть жизни они прожили в очень стесненных материальных условиях, над своим безденежьем оба подшучивали. Они окружили друг друга заботой и вниманием, Яков души не чаял в жене, приносил ей на затянувшиеся репетиции домашние обеды и не сводил с нее глаз.

Заслуженная артистка России Кира Крейлис-Петрова

После свадьбы Кира взяла двойную фамилию – Крейлис-Петрова, из-за чего тоже постоянно попадала в комические ситуации. Актриса рассказывала: «Крейлис – это фамилия моего мужа Якова Яковлевича. Он был латыш. У нас из-за этой фамилии случалась масса неприятностей. Во-первых, меня всегда переспрашивают: «Как-как? Крейсер-Петрова? Прелесть-Петрова?» Иногда я отмахиваюсь: «Пишите, как хотите!» Был у нас в театре такой артист Рэм Лебедев, так он всегда пел мне: «Что тебе снится, крейсер Петрова?».

Королева комедийных эпизодов

Королева комедийных эпизодов Кира Крейлис-Петрова в сериале *Недлинные истории*, 2002

Уже в юности Кира Крейлис-Петрова поняла, что в амплуа характерной актрисы никогда не будет получать много ролей, и что они не могут быть главными. Ей всегда доставались эпизоды – и в театре, и в кино, а свою первую главную роль она исполнила только в 2002 г., в одной из частей комедийного сериала «Недлинные истории», когда ей уже исполнился 71 год.

Кира Крейлис-Петрова в сериале *Женская логика-4*, 2004

Но даже эпизоды в ее исполнении были просто блестящими, и зрители обращали на нее внимание и запоминали актрису, даже если она появлялась в кадре всего на несколько минут. Самыми известными ее киноработами стали: мать главной героини в фильме «Влюблен по собственному желанию», теща Горохова в фильме «Окно в Париж», колоритная вахтерша в сериале «Улицы разбитых фонарей», секретарь жилкооператива в сериале «Женская логика-4», бабушка Максима в сериале «Кухня».

Заслуженная артистка России Кира Крейлис-Петрова

Этот сериал принес громкую популярность многим ее коллегам: Как «Кухня» изменила жизни актеров.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится