Дикарь (Gauguin – Voyage de Tahiti, Франция, 2017 год)
Снимать в 2017 году фильм о такой противоречивой личности, как Поль Гоген, — довольно смелый поступок (хотя для многих неоднозначные подробности биографии художника стали открытием даже в 2019-м после разгоревшегося в медиа спора о его наследии). Тем более — снимать этот фильм, основываясь на дневнике Гогена «Ноа Ноа», в котором, скорее всего, вымысла гораздо больше, чем правды. В частности поэтому кинокартина французского режиссера Эдуарда Дюлака не пытается проследить весь жизненный путь художника, а сосредотачивается лишь на тех двух годах, которые он провел на Таити в первый свой приезд. Правда, по признанию самого режиссера, даже записи и без того ненадежного рассказчика Гогена были изложены сценаристами весьма вольно. И щедро приправлены драмой.
Действие фильма начинается в Париже, откуда художник отчаянно стремится уехать. И учитывая то, насколько унылой и плоской выглядит здесь французская столица, никакого удивления желание Гогена сбежать не вызывает. Пытаясь показать художника еще более несчастным и нищим, сценарий старательно обходит вниманием тот факт, что собрать деньги на поездку и прощальную пирушку Гогену помог весьма прибыльный аукцион, организованный силами его друзей и коллег. На самой же вечеринке художник печально сидит в одиночестве и будто бы мечтает поскорее с нее убраться, хотя в жизни Гоген не упускал случая повеселиться и покутить.
Пожалуй, по большей части «Дикарь» держится на фигуре Венсана Касселя, обросшего для роли внушительной бородой. Но, как написал в своем обзоре критик The New York Times Бен Кенигсберг, недостаточно просто отрастить бороду и взять в руки кисть, чтобы сделать отличную драму. Поэтому градус драматичности в фильме накручивается искусственно. Роль таитянской возлюбленной Гогена Теха’аманы в ленте Дюлака сыграла 17-летняя Тухэй Адамс, и в ее случае создателям пришлось сглаживать острые углы, поскольку в реальности «жене» художника было всего 13. Роль Теха’аманы в этом фильме скорее декоративная, и чтобы добавить ей хоть немного выпуклости (а заодно заставить Гогена пострадать еще немного), сценаристы сочинили не слишком убедительный любовный треугольник.
Овири. Волк на пороге (Oviri. Gauguin, le loup dans le soleil, Дания, Франция, 1986 год)
В фильме датского режиссера Хеннинга Карлсена, как и в предыдущей ленте, тоже рассказывается лишь о двух годах жизни Поля Гогена, но о следующих. Тех, которые он провел во Франции между двумя путешествиями на острова. Из первой поездки на Таити художник привез на родину огромное количество своих новых картин и скульптур в полной уверенности, что в Париже эти ни на что не похожие работы ждет грандиозный успех. Но его соотечественники оказались не готовы к такому искусству, самого Гогена и его картины критиковали и высмеивали. Впрочем, есть в этой драматической сцене один светлый момент: на выставке появляется Эдгар Дега, покупает одну из картин и делает Гогену странный комплимент, говоря, что тот пишет «по-волчьи».
Позже соседская девочка по имени Юстин спрашивает Гогена о словах Дега, и тот пересказывает ей басню Лафонтена, поясняя, что волк скорее умрет с голоду, чем позволит надеть на себя ошейник за миску еды. Отношения художника с 14-летней Юстин — в каком-то смысле центральная часть фильма, мы видим Гогена именно ее глазами, и ее голос звучит за кадром. И выглядят эти отношения очень неоднозначно. Она позирует ему обнаженной, страдает, слыша страстные крики других женщин из его квартиры, и ее совершенно не смущает тот факт, что на Таити Гоген «женился» на 13-летней. Но при этом, когда Юстин целует художника, делает ему очень странный интимный подарок и говорит, что готова на все, Гоген ей отказывает, ссылаясь на взявшиеся непонятно откуда отцовские чувства.
«Волк на пороге» поддерживает и продолжает традицию романтизации образа страдающего художника. И хотя из-за небольшого бюджета количество локаций ограничено, а разговоров в ленте больше, чем действия, фильм все же стоит посмотреть хотя бы ради игры Дональда Сазерленда, который великолепно попал в образ со своими пышными усами и прозрачными глазами под тяжелыми веками. Исполнительница роли Юстин — датская актриса Софи Гробёль — не так давно прославилась, сыграв главную героиню в популярном сериале «Убийство». Отдельного внимания заслуживает камео Макса фон Сюдова — он исполнил роль шведского драматурга Августа Стриндберга, мрачного и грубого женоненавистника. Его образ, вероятно, должен был контрастно оттенить фигуру страстного и жизнелюбивого Гогена, но это не очень срабатывает, учитывая то, как художник сам обращается с женщинами.
Гоген – дикарь (Gauguin the Savage, США, 1980 год)
Фильм Филдера Кука «Гоген — дикарь» обошел стороной кинотеатры, и увидеть его можно было только на телеэкранах. Возможно, это и к лучшему, потому что кинолента напоминает любительскую постановку провинциального театра. Правда, почему-то с довольно знаменитыми актерами. Во многом этот фильм похож на экранизацию «Жажды жизни» с Кирком Дугласом в роли Винсента Ван Гога. Такой же зашкаливающий уровень пафоса, такие же картонные декорации, чистенькие комнаты и карикатурный грим. Вот только «Гоген — дикарь» был снят на четверть века позже, когда существенно изменились и технические возможности кинопроизводства, и в целом подход к созданию фильмов.
В этом фильме повествование начинается в важной точке на жизненном пути художника: биржевой маклер Поль Гоген увольняется и торжественно заявляет жене, что решил посвятить себя живописи (хотя на самом деле все было немного не так). В целом создатели кинокартины не позволяли себе больших вольностей и старались не отходить от реальной истории Гогена, если не считать мелких неточностей вроде дат и мест, в которых он создал ту или иную работу. Но, к сожалению, это фильм совершенно не спасает. Гоген в исполнении отличного актера Дэвида Кэррадайна старательно хмурит брови и изрекает возвышенные банальности, совершенно карикатурный Ван Гог с приклеенными рыжими бровями кривляется и размахивает бритвой. Ситуацию немного спасает Линн Рэдгрейв, исполнившая роль Метте Гоген, но ей здесь досталось слишком мало экранного времени.
«Гоген — дикарь» по большей части прошел мимо внимания критиков, а те, кто его все же заметил, не оставили от фильма камня на камне. Очень справедливое замечание, которое можно применить к большинству фильмов о художниках, высказал еще тогда, в 1980 году, обозреватель The Washington Post Пол Ричард: «Гоген сделал себе имя на живописи, а живопись по какой-то причине всегда вызывает у телевизионщиков благоговейный трепет и серьезность. Ошарашенные высокой культурой, они каким-то образом превратили высокомерного и непокорного художника в любящего папочку с тягой к бродяжничеству».