Джорджо Вазари больше двадцати лет работал над «Жизнеописаниями наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Хотя и до него были авторы, описывавшие судьбы художников, именно Вазари-Аретино считают предтечей искусствознания и даже основоположником этой науки — настолько масштабным был его труд, охвативший биографии 178 итальянских творцов эпохи Возрождения и сменившего её периода маньеризма. Главные достижения Вазари — целенаправленный исследовательский подход, систематизация данных и попытка создать целостную картину истории искусства.
Джорджо Вазари — человек с интересной судьбой: он создал искусствоведческий труд такого значения, что тот заслонил своей славой художественное творчество живописца. А ведь Аретино интересен и как художник — мастер религиозного и мифологического жанров, баталист и портретист.
Вазари писал вычурные, композиционно сложные картины, насыщенные аллегориями. Тому, кто хочет составить представление о маньеризме, достаточно взглянуть на эти работы — и станут ясны особенности стиля.
Биография Джорджо Вазари
Джорджо Вазари появился на свет 30 июля 1511 года в семье гончара, проживавшего в Ареццо — небольшом городке, расположенном в итальянском регионе Тоскана. Интересно, что фамилия семейства происходит как раз от слова vasaiо, означавшего «гончар». А вот прозвище, которое впоследствии получил живописец — Аретино — дано по месту его рождения.
Когда ребёнку было одиннадцать лет, его отдали учиться живописи. Талант мальчика, помогавшего расписывать храм, заметил кардинал Сильвио Пассерини (Silvio Passerini). Он отправил 13-летнего паренька в столицу Тосканы — Флоренцию, являвшуюся одним из центров искусства Италии.
Молодость у художника была непростой. Он был ещё подростком, когда потерял отца, и все тяготы по содержанию большой семьи (а было у Аретино пять братьев и сестёр) легли на его плечи. Выручили талант и трудолюбие: несмотря на свой юный возраст, Вазари-Аретино быстро приобрёл уважение в профессиональной среде и обзавёлся влиятельными покровителями из аристократического семейства Медичи.
У Джорджо было немало наставников. Сначала его учил француз Гильом де Марсилья (Guillaume de Marseille), волей судьбы оказавшийся в Ареццо, а после переезда в блистательную Флоренцию учителями юноши стали художники-маньеристы Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto), Баччо Бандинелли (Baccio Bandinelli) и Россо Флорентино (Rosso Fiorentino).
Довелось Джорджо Вазари учиться и у самого Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti). Именно этот живописец был для него олицетворением гениальности.
Но сам Аретино не стал преемником идей Возрождения. Ему более близки оказались принципы маньеризма, отринувшего ренессансную ясность и простоту во имя затейливости и эффектности.
Творчество Джорджо Вазари всецело отражает особенности эпохи, в которой ему довелось жить: он родился на излёте Позднего Возрождения, когда ещё творил великий Микеланджело, но уже наступил кризис ренессансного мировоззрения. В искусстве возобладали принципы маньеризма с его стремлением к внешним эффектам, за которыми скрывалось тревожное мироощущение и поиски новых художественных смыслов.
Картины мастера были типичны для маньеризма. Для его кисти характерны:
- изломанность поз (живописцы-маньеристы постоянно искали наиболее эффектные позы для своих персонажей, нередко пренебрегая естественностью и пропорциями);
- многофигурные композиции;
- красочность (несмотря на то, что он предпочитал холодную палитру);
- детальная, мастеровитая проработка деталей;
- экспрессивность и порой даже аффективная эмоциональность, что особенно заметно в картинах, посвящённых мученичеству святых (впоследствии эту несколько театральную драматизацию сюжетов, свойственную маньеризму, разовьёт и выведет на уровень высокой драмы зарождающееся барокко).
Постепенно живописец стал весьма небедным человеком. Но, как говорил сам Аретино, влекла его не нажива, а слава.
Знал ли он, что истинную славу и бессмертие ему принесут 5-томные «Жизнеописания» знаменитых художников? Как бы то ни было, в 1550 году Вазари издаёт первую версию своего труда, над которым до этого работал много лет.
Но результат его не удовлетворил. Следующие восемнадцать лет Вазари посвятил доработке «Жизнеописаний» (параллельно он продолжал писать картины и открыл в 1562 году во Флоренции Академию). В 1568 году в свет вышло второе издание — существенно дополненное и снабжённое портретами героев.
Работая над этой книгой, Вазари кропотливо собирал данные о предшественниках и современниках: от Чимабуэ до маньеристов. В литературной обработке ему помогали монах Маттео Фаетано (Matteo Faetano) и писатель Аннибале Каро (Annibale Caro).
Правда, впоследствии обнаружилось, что в работе есть выдумки и неточности. А нескольким коллегам, которых автор недолюбливал, досталось немало язвительных слов. Своему же творчеству Аретино уделил немало страниц (излишняя скромность для него была нехарактерна).
Но всё-таки, несмотря на определённые недостатки, «Жизнеописания» вошли в историю и обессмертили имя своего создателя — и как биографа, и как новеллиста, и как теоретика искусства. Именно он дал название ренессансной эпохе, употребив слово Rinascita — Возрождение.
Жизнь мастера оборвалась через шесть лет после публикации второго издания «Жизнеописаний», 27 июня 1574 года.
Самые известные картины Джорджо Вазари
Картины Джорджо Вазари — шедевры тосканского маньеризма. К числу его самых известных работ относятся:
- «Персей и Андромеда» (1580). Взяв популярный сюжет о спасении Андромеды, мастер подал его в манере, характерной для маньеристов: каждый персонаж словно старается принять театральную позу. Главных героев окружает множество мифологических фигур, а на заднем фоне открывается панорама пейзажа. Но, что интересно, композиция не выглядит перегружено, все детали гармонично взаимосвязаны. Искусствоведы отмечают и великолепную проработку анатомии — в этом художник равнялся на Микеланджело.
- «Благовещение» (1564-1567). Для популярного библейского сюжета избраны нежные оттенки, подчёркивающие непорочность Девы Марии. Сложные и изящные позы, красивые драпировки, множество символичных деталей — характерные приметы авторского стиля.
- «Мученичество святого Стефана» (около 1560). Это образец экспрессии, которую так любили мастера-маньеристы. Толпа обрушивает град камней на мученика. Просветлённое смирение, с которым тот принимает казнь, резко контрастирует с агрессией мучителей. И снова — композиционная насыщенность, сложное взаимодействие множества персонажей.
- «Портрет Лоренцо Великолепного» (около 1533-1534). Живописец изобразил великого флорентийского правителя, которого на тот момент уже не было в живых. Работа привлекает внимание философским психологизмом: живописец написал этого государственного деятеля и поэта умудрённым и усталым человеком, глубоко погружённым в размышления. В работе ясно звучит призыв творца к сильным мира сего: будьте подобны Лоренцо Великолепному, покровителю искусств и «сосуду всех добродетелей».
- «Святой Лука пишет портрет Богородицы» (1565). Это произведение неординарно раскрывает классический религиозный сюжет — живописец сделал его «многослойным». Фигура Мадонны изображена на холсте дважды: Дева Мария на облаке, в окружении ангелов, является евангелисту, а тот пишет её образ. Считается, что в образе святого Луки художник изобразил себя самого.