Эдуард Евгеньевич относился к профессии трепетно, никогда не позволял себе халтурить или размениваться на какие-то интриги и выяснения отношений. Театр стал для него первой любовью и самым большим увлечением. В жизни же Эдуард Марцевич хранил верность одной женщине, с которой вместе прожил 40 лет.
Театр, как первая любовь
Он с детства мечтал стать актёром, как его отец, Евгения Марцевич, а потому в школьные годы посещал все возможные кружки в Доме связи в Вильнюсе. Он пел и танцевал, принимал участие в постановках и читал стихи. Решение поступать в театральный институт было для Эдуарда Марцевича вполне осознанным, но первая же консультация перед вступительными испытаниями в ГИТИС едва не разбила в прах его мечты о профессии актёра.
Ему не просто отказали, а посоветовали даже не думать о поступлении на актёрский факультет, выбрав для себя что-то более земное, к примеру, стать математиком. К счастью, Эдуард Марцевич совету не внял, и в том же году поступил в Щепкинское училище, при этом успешно дошёл до третьего тура в Школе-студии МХАТ и в студии Малого театра.
Дипломный спектакль «Оптимистическая трагедия», где Эдуард Марцевич сыграл главную мужскую роль, стал событием в театральном мире. После окончания училища его пригласил в труппу Театра имени Маяковского Николай Охлопков, перед выпуском видевший Марцевича в отрывке из «Гамлета». Именно эту роль он и сыграл в 22 года, заменив в спектакле Евгения Самойлова. В театре имени Маяковского актёр прослужил до смерти Николая Охлопкова, а после перешёл в труппу Малого театра, на сцену которого выходил до последних дней своей жизни.
Его отношение к театру было схоже с отношением к любимой женщине. Ещё в юности Николай Охлопков сказал молодому актёру о том, что нужно либо играть на сцене, либо гулять с девушками. Наверное, именно поэтому личная жизнь актёра сложилась лишь в зрелом возрасте, но до конца дней понятия «профессия» и «семья» были для него равны в личной иерархии ценностей.
Позже актёр стал активно сниматься в кино, был очень востребован и популярен.
Любовь с первого взгляда и на всю жизнь
В Малом театре Эдуард Марцевич и увидел впервые сотрудницу канцелярии, 18-летнюю Лилию Салямову. Она была невероятно красива, и актёр, которому уже было за 30, влюбился с первого же взгляда. У него за плечами уже было два неудачных брака, о которых он не любил вспоминать, но в этот раз Эдуард Евгеньевич почувствовал, что всё будет по-другому.
Третий брак актёра получился на самом деле очень счастливым, в семье появились на свет два сына, Кирилл и Филипп, которые не переставали удивляться неустанной заботе отца о своей жене. Он был готов выполнить любое желание своей Лилии, восхищался её красотой и был способен на любые подвиги ради супруги. Лилия Османовна отвечала ему полной взаимностью. Их ухаживания друг за другом были невероятно трогательными.
Если Эдуард Евгеньевич был способен купить тур на Канары, увидев, насколько понравился жене сюжет по телевидению, то Лилия Османовна очень заботливо надевала ему носки на пляже в Египте, где супруги отдыхали зимой.
Когда дети были маленькими, гонорары актёра были намного меньше доходов его жены, служившей в 1990-е годы в банке. Но после Лилия Османовна смогла оставить работу, чтобы всё время находиться рядом с мужем, ухаживать за ним и ограждать ото всяких бытовых мелочей. Эдуард Евгеньевич, полностью отдававшийся творчеству, был в быту неприхотлив, но при этом совершенно беспомощен.
Актёра никогда нельзя было назвать меркантильным человеком. Он вполне был способен отказаться от гонорара, если знакомый режиссёр сетовал на недостаток бюджета. При этом просил лишь оплачивать дорогу и питание.
Лилия Османовна всю жизнь по вечерам ждала мужа после спектаклей или репетиций. Выходя из театра, Эдуард Евгеньевич звонил жене, и она подходила к окну, где ждала появления супруга во дворе. Когда он поднимал голову к окну, она махала ему рукой и лишь после этого шла открывать дверь.
Непреходящие ценности
Эдуард Евгеньевич и Лилия Османовна очень любили свою семью и свой уютный дом, обожали собирать вместе детей и внуков, могли часами общаться с сыновьями и маленькими внучками, которых баловали до невозможности.
Сыновьям Эдуард Марцевич передал своё трепетное отношение к профессии. Кирилл и Филипп окончили Щепкинское училище, которое в своё время дало путёвку в жизнь их отцу. Старший Кирилл играет в Московском театре «Модернъ», а младший Филипп с 2005 года является членом труппы Малого театра, где ему довелось несколько лет выходить на сцену вместе с Эдуардом Евгеньевичем.
Актёр учил сыновей быть требовательными к себе, не допускать разгильдяйства даже в мелочах. Его мог возмутить невинный зевок за кулисами перед спектаклем, он казался ему кощунством и неуважением к театру.
Точно так же, как к выходу на сцену, готовился Эдуард Марцевич к съёмкам в фильмах. Он мог сутками работать над прорисовкой роли, был внимателен к деталям, не допускал небрежности ни в гриме, ни в костюмах.
До последнего вздоха
Эдуард Евгеньевич был глубоко порядочным человеком, с его именем никогда не были связаны скандалы или некрасивые слухи. Чистоплотность он считал одной из составляющих актёркой профессии.
Еще в 1968 году он снялся в фильме Михаила Калатозова «Красная палатка», где ему довелось играть вместе с Клаудией Кардинале. Спустя много лет, уже в начале 2000-х итальянская актриса должна была принимать участие в презентации энциклопедии «История человечества ЮНЕСКО» в Москве. Когда организаторы спросили у актрисы, с кем из своих русских коллег она хотела бы встретиться, Клаудиа Кардинале назвала лишь одно имя – Эдуард Марцевич.
Актёр тоже должен был принимать участие в презентации, но поставил условие: актриса не должна его видеть. Тогда, в юности, они были молоды и даже слегка влюблены друг в друга, тем более, что играли влюблённых и в фильме. Эдуард Марцевич не посмел огорчить её своим внешним видом, решив остаться в памяти Клаудии Кардинале молодым и влюблённым.
Он до конца дней хранил верность своей любимой Лилии. Между ними существовала особенная связь. Лилия Османовна приехала в больницу к мужу в сороковую годовщину их свадьбы на час раньше, чем обычно. Он помнил об этой важной дате, успел рассказать жене, как вспоминал ночью всю их жизнь. А потом попрощался и сказал: «Всё!». Жена ещё попыталась его потормошить, но Эдуард Марцевич лишь вздохнул: «Нет. Теперь всё». Вечером 12 октября 2013 года его не стало.