Одной из первых образ Екатерины II примерила на себя знаменитая актриса и певица Марлен Дитрих в псевдоисторическом фильме голливудского режиссера Джозефа фон Штернберга «Кровавая императрица» 1934 г. Фильм изначально не претендовал на статус байопика, исторические события в нем трактовались вольно, с изрядной долей вымысла, представления о быте и культуре русских у создателей фильма были весьма абстрактными, а реквизит, наряды и декорации – далекими от реальности.
Одной из первых в советском кино императрицу сыграла Зоя Василькова, в небольшом эпизоде фильма Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки». Несмотря на то, что она появлялась на экранах всего на несколько минут, многие зрители заметили ее в этой роли и назвали одним из лучших воплощений этого образа на экранах.
Не раз предпринимались попытки создать о екатерининской эпохе кино в жанре комедии. В 1968 г. в Великобритании по юмористической пьесе Бернарда Шоу сняли фильм «Екатерина Великая». В нем императрица, которую сыграла Жанна Моро, представлена в неприглядном свете. По сюжету, она положила глаз на приехавшего в Россию британского офицера, а тот старательно избегает с ней встречи.
В телеспектакле «Капитанская дочка» роль Екатерины II исполнила Наталья Гундарева, создавшая «домашний» образ императрицы, которая всегда оставалась в первую очередь женщиной, а не всемогущей правительницей.
Одним из самых ярких воплощений образа Екатерины Великой в кино называют роль Светланы Крючковой в фильме «Царская охота». В ее исполнении императрица выглядит спокойной, уверенной и властной. При этом все главные действующие лица – и княжна Тараканова, и граф Орлов, и сама Екатерина – показаны лживыми, лицемерными и жестокими. Эта роль далась Светлане Крючковой непросто – в процессе подготовки к съемкам актрисе пришлось учиться ездить верхом и учиться говорить с немецким акцентом, как ее героиня. Для этого она в течение полугода слушала тексты, записанные немкой на русском языке, чтобы добиться такого же произношения.
В 1991 г. российскую императрицу сыграла голливудская актриса Джулия Ормонд. Фильм «Молодая Екатерина» был посвящен началу ее пути, еще до того, как она стала всемогущей правительницей. Правда, основной акцент режиссер сделал не на исторической достоверности, а на развлекательности. Костюмы для этого фильма создавались на «Ленфильме», и художник Лариса Конникова за эту работу была номинирована на «Эмми».
Одним из самых неожиданных называли выбор на роль Екатерины певицы Кристины Орбакайте, которая сыграла императрицу в ее молодые годы в фильме Светланы Дружининой «Виват, гардемарины!». Высокая стройная актриса совсем не соответствовала тому образу, который был запечатлен на портретах Екатерины II.
В фильме российско-японского производства «Сны о России» роль Екатерины II досталась Марине Влади. Сюжет был основан на реальных событиях: однажды во время бури японский корабль прибило к российскому берегу, и морякам удалось вернуться на родину только спустя 9 лет, после аудиенции у Екатерины Великой. И хотя фильм был не о российской императрице, а о злоключениях японских моряков, нужно отметить, что французская актриса с русскими корнями в этом образе выглядела действительно царственной и достаточно убедительной.
В австрийско-американской мелодраме 1995 г. «Екатерина Великая» главную роль сыграла Кэтрин Зета-Джонс, чья трактовка образа императрицы была довольно шаблонной – как женщины, которая любит власть и мужчин. По единодушному мнению критиков и зрителей, это была не лучшая роль в ее фильмографии, а у актрисы и ее героини не было ничего общего, кроме имени. Фильм изобиловал эротическими сценами, которые и назвали его главным достоинством. Примечательно, что Елизавету в этом фильме сыграла Жанна Моро, которая раньше исполнила роль Екатерины Великой.
В 2014 г. вышло два сериала, посвященных Екатерине II, которые вызвали наибольшее количество дискуссий. В первом из них, «Екатерина», главную роль исполнила Марина Александрова. Во время трансляции проект удерживал первую строку телерейтинга и получил премию «ТЭФИ» как лучший сериал. Актриса сыграла Екатерину до того, как она стала императрицей. В 2016 г. вышло продолжение сериала «Екатерина. Взлет», а в наши дни снимают третий сезон – «Екатерина. Самозванцы». Ради того, чтобы сыграть повзрослевшую героиню во втором сезоне, Марине Александровой пришлось поправиться на 10 кг, но и после этого внешнее сходство актрисы с Екатериной было весьма условным. В ответ на многочисленные критические отзывы Александрова отвечала, что ждать от художественного фильма документальной точности не стоит.
В 12-серийном фильме «Великая» императрицу сыграла Юлия Снигирь. С момента выхода сериала на экраны его тут же начали сравнивать с «Екатериной», и с тех пор не прекращаются споры о том, кто же из двух актрис был убедительней в роли императрицы. Этот проект стал одним из самых масштабных и высокобюджетных в истории российского кинематографа – для съемок было задействовано более 200 объектов, изготовлено более 2000 костюмов и более 300 париков.
Оба сериала обвиняли в отступлениях от исторической правды: в «Екатерине» удивляло отсутствие париков, упоминание о тайном браке Разумовского и Елизаветы, о чем нет достоверных сведений, и о том, что отцом Павла Первого был Салтыков. Кроме того, критики давали негативные оценки фильму и за то, что в центре сюжета были любовные утехи императрицы, а не ее политические свершения – большую часть времени она проводит с фаворитами, а не за государственными делами. В сериале «Великая» герои выглядят более убедительно – за достоверность костюмов и интерьеров в проекте отвечали консультанты из Эрмитажа. Однако в отношении исторических событий создатели сериала придерживались той же стратегии и дали волю фантазии. Обе актрисы – настоящие красавицы, но ни одна, ни вторая не напоминают Екатерину Великую, изображенную на портретах.