Девочка из респектабельной английской семьи
Джейн Мэллори Биркин родилась 14 декабря 1946 года в Лондоне. Отец, Дэвид Биркин, воевал во Вторую мировую, мать – Джуди Кэмпбелл – была актрисой. В семье рос еще брат Эндрю, а после Джейн родилась ее младшая сестра – Линда. Семья была благополучной и достаточно состоятельной, Биркины жили в хорошем районе английской столицы – Челси, дети получали все, что нужно было для спокойного детства, а связи главы семейства с английской аристократией давали уверенность и в их будущем.
Но наступили шестидесятые – время бунта против давно устоявшихся и устаревших ценностей, время хиппи, и Джейн Биркин оказалась во власти этой новой жизненной философии. В семнадцать лет она отправилась на свои первые пробы и вскоре уже выходила на сцену в спектакле «Резная статуя». Отец, по словам самой актрисы, был очень разочарован выбором, который сделала его дочь.
В девятнадцать Джейн уже выскочила замуж – за композитора Джона Барри, автора легендарной музыкальной темы к фильмам бондианы и в будущем - пятикратного лауреата премии «Оскар».
Тогда же состоялся дебют Биркин в качестве киноактрисы, она приняла участие в съемках фильма «Сноровка», где вместе с ней снимались Шарлотта Рэмплинг и Жаклин Биссе. Следующим проектом стало «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони, фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля 1967 года. Роль Джейн Биркин здесь была небольшой, но яркой – она появилась на экране полностью обнаженной. Молодую актрису заметили и запомнили.
В браке с Барри родилась дочь Кейт, но семейная жизнь быстро развалилась, супруги разошлись, и Джейн, взяв с собой ребенка, уехала во Францию. Несмотря на то, что французского языка она не знала, ее пригласил в свой фильм «Слоган» режиссер Пьер Гримбл. Партнером Джейн, исполнившим главную мужскую роль, был уже популярный к тому времени композитор и музыкант Серж Генсбур. Потом оба будут говорить, что то была «любовь с первого взгляда».
Неповторимое смешение английского и французского
С этого момента, пожалуй, трудно говорить о Джейн Биркин как об отдельной творческой единице – ее карьера актрисы и певицы складывалась под непосредственным влиянием Генсбура. Сама становясь всю свою жизнь музой для режиссеров, композиторов и модельеров, Биркин черпала творческие силы и вдохновение в уникальном таланте Сержа. Провокационный характер его песен, циничность и двусмысленность текстов при несомненном музыкальном даровании Генсбура привлекали не только Джейн. Пара быстро завоевала титул самой скандальной, в немалой степени этому способствовала запись их дуэта «Я люблю тебя… Я тебя тоже нет», запрещенная к трансляции на радио и осужденная Ватиканом. Эту композицию Генсбур написал для своей бывшей возлюбленной - Брижит Бардо, но та отказалась ее исполнять, песня показалась актрисе чересчур откровенной.
Что до ролей в кино, они шли одна за другой. Смешная, немного наивная английская девушка, с щелью между передними зубами и волосами, постриженными кухонными ножницами, неуверенно и с акцентом говорящая по-французски, она сводила с ума и зрителей, и режиссеров. Среди киноработ Биркин в качестве актрисы – фильмы, ставшие для своего времени культовыми, и по сей день привлекающие зрителей. В 1969 году вышел «Бассейн» Жака Дере с Роми Шнайдер и Аленом Делоном.
Особый успех и любовь зрителей завоевали комедии Клода Зиди, где Джейн играла в паре с Пьером Ришаром – «Он начинает сердиться» и «Не упускай из виду». В 1978 и 1981 годах она снялась в киноверсиях произведений Агаты Кристи «Смерть на Ниле» и «Зло под солнцем».
В восьмидесятых Джейн снималась особенно много. С Генсбуром они к тому времени уже прекратили семейные и любовные отношения, но по-прежнему тесно поддерживали творческие связи. От брака родилась Шарлотта Генсбур, как и мать, избравшая для себя путь актрисы и певицы. «Лучшая актриса своего поколения» - с гордостью говорит о ней сейчас Джейн Биркин.
После Генсбура
В 1981 году, когда Джейн снималась в картине «Блудная дочь», между ней и еще одним культовым французским режиссером Жаком Дуайоном завязался роман. Он привел к третьему браку актрисы и рождению ее третьей дочери Лу. Генсбур по-прежнему писал для Биркин песни, Джейн записывала музыкальные альбомы и стала – уже после сорока лет – выходить на сцену с концертами.
Биркин отрезала волосы – чтобы публика во время ее выступлений слушала музыку и слова песен, не отвлекаясь на внешность исполнительницы. Джейн всегда было свойственно испытывать страх перед всеобщим вниманием, она никогда не смотрела свои фильмы, не считала себя особенно красивой, боялась выходить на сцену. Серж Генсбур умер в 1991 году. Джейн посвятила его памяти свой первый мюзикл.
Вскоре завершились ее отношения с Дуайоном. В 2013 году трагически ушла из жизни старшая дочь Биркин, Кейт Барри, и Джейн на несколько лет прекратила всякую творческую деятельность.
В настоящее время она снимается в кино и телепроектах, дает концерты, а еще активно участвует в решении социальных проблем, занимается, в частности, проблемами иммигрантов и борьбой с нарушениями прав человека. Это вполне соответствует натуре Биркин – она выходила на манифестации еще в шестидесятых, когда только приехала в Париж. Одной из первых демонстраций, в которой приняла участие англичанка-француженка, была направленная на отмену смертной казни во Франции.
Лу Дуайон, младшая дочь актрисы, удивительно похожа на свою мать. И все же затмить популярность Джейн Биркин не удается даже ей, спутать с кем-либо эту миловидную молодую англичанку, что смотрит с экрана на современного зрителя, невозможно. Она действительно стала иконой стиля – с ее любовью к простым футболкам, кашемировым свитерам и джинсам, с ее корзиной, чудесным образом трансформировавшейся в одну из самых дорогих женских сумок – носящую имя Биркин.
Получается, что рассказать о Джейн Биркин, не упоминая Сержа Генсбура, невозможно, как нельзя и отрицать того, что она и сама стала культовой фигурой двадцатого века.