Эстебан Мурильо: испанский живописец, чья биография окутана легендами и до сих пор остается до конца неизвестной
1,349
просмотров
Бартоломе Эстебан Мурильо был выдающимся испанским художником-реалистом XVII века. Творчество Эстебана Мурильо автобиографично и тесно связано с культурой и традициями Испании того времени.

Эволюция мастера происходила в переломный момент развития национального искусства, на живописца серьезное влияние оказывали идеология и эстетические вкусы различных слоев общества. Народ ценил картины Мурильо за жизнерадостность и лиричность, а у знати художник был популярен по причине виртуозного владения цветом и светотенью, придававшим удивительную силу его образам.

Эстебан Мурильо. Картина «Автопортрет», 1668-1670

Биография Эстебана Мурильо

Эстебан Мурильо был крещен в одной из церквей города Севильи в первый день января 1618 года. Точная дата рождения живописца неизвестна, но предполагают, что мальчик появился на свет в самом конце декабря, так как в семнадцатом веке младенцев старались окрестить как можно быстрее. Остаются неясными причины, почему художник предпочел материнскую фамилию Мурильо, но факт подтвержден старинными документами, которые до наших дней не сохранились. Когда ребенку исполнилось десять лет, умер его отец, работавший простым цирюльником, а год спустя за главой семьи последовала и мать.

Эстебан Мурильо. Картина «Молодой человек с корзиной фруктов», 1640-1650

Эстебана Мурильо взяла на воспитание тетка, бывшая замужем за обеспеченным хирургом. Родственники заботились о мальчике и рано заметили его способности к живописи. Историки предполагают, что первым учителем маленького художника стал прославленный в те времена мастер барокко Хуан дель Кастильо (Juan del Castillo). Мурильо был совсем юным, когда учитель в поисках заработков покинул город. С 1639 года молодой художник стал работать в одиночку. Он писал картины с религиозными сюжетами и торговал работами на местной ярмарке.

Год спустя живописец переехал в Мадрид, где ему удалось познакомиться с самим Веласкесом (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez). По его протекции Эстебан Мурильо получил доступ в королевские запасники живописи, где делал копии работ Рубенса (Pieter Paul Rubens) и Тициана (Tiziano Vecellio). Два года спустя Эстебан получил первый крупный заказ на цикл картин для монастыря францисканцев в Севилье, что говорит об уже сложившейся репутации юного мастера. Впрочем, сведения о первой половине жизни гения не подтверждены историческими документами и больше похожи легенду.

Эстебан Мурильо. Картина «Святой Петр в слезах», 1650-1655

Расцвет творчества художника пришелся на 1650-е годы, до этого он успел жениться и пережить эпидемию бубонной чумы, несколько лет подряд бушевавшую в Испании. Спустя шесть лет он написал одну из своих самых известных работ — «Видение св. Антония Падуанского» и получил за картину неслыханную по тем временам сумму в десять тысяч реалов. После 1658 года жизнь мастера уже хорошо документирована — известно, что в это время он переехал в Мадрид, будучи уже весьма состоятельным человеком.

Эстебан Мурильо. Картина «Видение св. Антония Падуанского», 1660-1680

В 1660 году Эстебан Мурильо занял почетное место одного из директоров только что основанной в Севилье Академии живописи. Вершиной карьеры мастера стало предложение занять должность придворного художника вместо скончавшегося Веласкеса. Но он отказался от заманчивых перспектив и предпочел спокойную и обеспеченную жизнь в родном городе. Смерть супруги при родах сильно повлияла на характер художника. В 1664 году он оставил роскошный особняк и перебрался жить в братство капуцинов, а большую часть своих огромных доходов раздавал бедным.

Эстебан Мурильо. Картина «Благовещение», 1655-1660

Мастер всего один раз согласился надолго покинуть родной город, и это решение имело роковые последствия. В 1682 году он взял заказ на роспись монастыря капуцинов и уехал в Кадис. Работа шла на лесах, с которых он по неосторожности сорвался. Серьезно травмированного Эстебана Мурильо привезли в Севилью, но от последствий падения он уже не оправился и 3 апреля 1682 года скончался.

Эстебан Мурильо. Картина «Христос, исцеляющий параличного у бассейна», 1670

Известные картины Эстебана Мурильо

Картины раннего Эстебана Мурильо разноплановы, что объясняется поиском признания у широкой публики. Некоторая незавершенность композиции и недостаточная проработка колористики вызвана большим объемом работ, которыми художник зарабатывал на жизнь. После 1650 года картины живописца приобрели грациозность и свежесть, а виртуозная «воздушная» техника до сих пор вызывает восхищение у современных исследователей. Работы, написанные после смерти супруги, отличаются трагизмом и эмоциональной напряженностью, хотя иногда Мурильо удавалось отвлекаться от печальных событий своей жизни.

Знаменитые работы художника:

  • «Кухня ангелов» (1646) — одна из самых известных картин цикла, написанного для францисканского монастыря. Пафосный сюжет проникнут тайным юмором. Кабальеро и монах в ужасе от увиденного чуда, а образ молящегося проникнут подлинным молитвенным экстазом.
  • «Святое семейство с птичкой» (ок. 1650) — сценка наполнена радостью семейного счастья, а над головами персонажей нет обычных нимбов. Предполагают, что художник изобразил на холсте картину из собственной жизни.
  • «Богоматерь Розария» (ок. 1650-1655) — образ Мадонны понятен и близок зрителю, перед которым предстает молодая жительница Андалузии с затаенной грустью в глазах, прижимающая к себе дитя.
  • «Продавщица фруктов» (1670-1675) — относится к картинам бытового жанра, за которые художника обожал простой народ. Девочка подсчитывает заработанные за день монетки, которых ей явно не хватит на жизнь.
  • «Непорочное зачатие» (1680) — одна из поздних работ Мурильо, где образ Мадонны уже отрешен от всего земного, но не теряет теплоты и выразительности.
Эстебан Мурильо. Картина «Кухня ангелов», 1646
Эстебан Мурильо. Картина «Святое семейство с птичкой», ок. 1650
Эстебан Мурильо. Картина «Богоматерь Розария», ок. 1650-1655
Эстебан Мурильо. Картина «Продавщица фруктов», 1670-1675
Эстебан Мурильо. Картина «Непорочное зачатие», 1680

Мурильо как представитель «золотого века» испанского изобразительного искусства стал известен в Европе еще при жизни, а после смерти его биография обросла вымышленными фактами, порой противоречащими друг другу. Дело художника продолжили многочисленные ученики и последователи, а его творчество оказало значительное влияние на последующее развитие национальной живописи.

Эстебан Мурильо. Картина «Возвращение Святого Семейства из Египта», ок 1665

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится