Об актерской профессии Евгения Симонова в детстве не мечтала и в школьной самодеятельности не участвовала. Но в спектаклях все же играла – это были импровизированные домашние представления, которые они устраивали вдвоем с братом. Оба они занимались в музыкальной школе, знали наизусть все классические оперы и выступали под пластинки перед родителями и соседями на даче. Уже тогда у нее проявилось качество, которое впоследствии и помогло стать актрисой, – повышенная чувствительность, способность сопереживать персонажам и чувствовать чужую боль. Однажды в школе на уроке литературы им показали фильм по повести И. Тургенева «Муму», и Евгения так переживала из-за увиденного, что не смогла сосредоточиться на других уроках, и ее отправили домой.
Первый повод для недовольства собой у нее появился в Щукинском театральном училище. Она была настолько скованной и зажатой, что не могла преодолеть стеснения на публике и на сцене терялась. Ее могли бы отчислить еще на первом курсе, если бы ее педагог Юрий Катин-Ярцев не помог ей раскрыться – он просил Симонову приносить гитару и петь. Это ей удавалось особенно хорошо, ведь занятия в музыкальной школе не прошли даром.
В кино Евгения Симонова начала сниматься в 18 лет, и все свои самые яркие роли сыграла на заре своей кинокарьеры: «В бой идут одни старики», «Афоня», «Школьный вальс», «Обыкновенное чудо». Но когда ей говорили, что помнят ее только по этим ролям, она расстраивалась – Симонова всегда считала, что лучшие свои роли сыграла в театре, где «совсем другой масштаб и глубина другая». Она признавалась, что почти никогда не получала удовольствия от процесса работы в кино, а вот в театре – другое дело, для нее это было подлинным творчеством.
Кинорежиссеры видели ее только в одном амплуа, которое сложилось после первых же ее ролей в кино, а сама она очень быстро устала от своих «солнечных девочек», ведь они не давали ей возможности раскрыть все грани драматического таланта. В театре диапазон сыгранных Симоновой ролей был намного шире, а в кино ее потенциал так и не раскрылся в полной мере.
Только в зрелом возрасте Симонова наконец смогла спокойно пересматривать свои первые фильмы и не корить себя за то, что плохо сыграла или плохо выглядела. А в молодости она очень переживала и лила слезы буквально из-за каждой роли. Ее милыми, простыми, светлыми, наивными, искренними героинями восхищались миллионы зрителей, а сама актриса почти всегда расстраивалась, увидев себя на экране. Симонова признавалась: «Я никогда не была красивой и никогда, особенно по молодости лет, себе не нравилась. Посмотрев «Афоню», я рыдала рядом с просмотровым залом, Данелия не мог понять, что происходит со мной – а я просто увидела на экране свою толстую, с маленькими глазками, физиономию». Сама себя она называла «крепкой и коренастой», очень далекой от эталонов красоты, поэтому в молодости постоянно сидела на диетах.
Однако Евгения Симонова никогда надолго не впадала в уныние из-за неудач в профессии и несыгранных ролей. Это состояние вообще было ей несвойственно – она по природе человек жизнерадостный и неунывающий. Актриса рассказывала, что депрессия у нее случилась лишь однажды. Через 4 года после свадьбы и рождения дочери Зои их брак с актером и режиссером Александром Кайдановским распался. Симонова была вынуждена много работать и воспитывать дочь самостоятельно. Справиться с депрессией ей помог ее отец – видный ученый, директор Института высшей нервной деятельности. Он выбрал для этого весьма оригинальный способ. Зная о том, что дочь не могла ни спать, ни есть, он на протяжении недели наливал ей за ужином несколько рюмок водки. От этого у нее появлялся аппетит, а затем ее клонило в сон. А еще он рекомендовал ей побольше заниматься физическим трудом и выговариваться. Следуя этому рецепту, Симонова смогла выйти из депрессии и больше никогда в жизни не возвращалась в это состояние.
Актриса говорила, что только к 50 годам обрела внутреннюю гармонию и научилась мириться с собой. В отличие от многих коллег, она не боялась возрастных ролей. Когда ее муж, режиссер Андрей Эшпай, приступил к съемкам сериала «Дети Арбата», он поначалу не представлял Симонову в образе матери главного героя – ему казалось, что она должна быть значительно старше. Но она все же сыграла эту роль, для чего в свои 48 лет перестала красить волосы, чтобы была видна седина. В результате они даже обошлись без возрастного грима.
По поводу собственного возраста Симонова переживала только в 30 лет – тогда ей казалось, что она начала замечать изменения в своей внешности. Позже – и в 40, и в 50, и в 60 – она чувствовала себя в своем возрасте вполне комфортно. Актриса говорит: «А чего скрывать, если картины, по которым, надеюсь, меня помнят зрители, вышли более тридцати лет назад. Так что, сколько мне примерно лет, все догадываются. А что касается внешности... Я никогда не была безумно хороша, поэтому по поводу появляющихся морщин не очень переживаю».
Евгения Симонова очень редко появляется на публике и никогда не говорит о личном. Поэтому для многих ее поклонников стало полной неожиданностью, когда недавно стало известно о том, что уже на протяжении 12 лет актриса борется с раком легких. В начале 2020 г. она перенесла сложную операцию, но до сих пор продолжает выступать на театральной сцене и сниматься в кино. Остается только поздравить любимую актрису с юбилеем и пожелать ей долгих лет и неиссякаемой энергии, которой она уже столько лет заряжает зрителей!
Справляться со всеми трудностями актрисе помогает ее семья. Евгения Симонова отмечает 64-летие: на долю ее выпало стать знаменитой, любимой и счастливой.