Флорентийский бронзовый кабанчик: история фонтана и приметы, связанные с ним
837
просмотров
«Всякий приезжий без труда отыщет во Флоренции это место: достаточно спросить про бронзового кабана у любого нищего, и тот укажет дорогу», – писал Ханс Кристиан Андерсен в своей сказке «Бронзовый кабан» и был совершенно прав.

Любой, кто во Флоренции бывал, статую вепря, украшающую фонтан лоджии Нового рынка, обязательно видал. Впрочем, и люди, никогда не бывавшие во Флоренции, с клыкастым бронзовым зверем тоже отлично знакомы. Это именно он появлялся в фильме «Гарри Поттер и Тайная комната», а также во второй части «Гарри Поттер и Дары смерти» и в экранизации романа «Ганнибал». Поэтому сегодня я решила рассказать вам несколько любопытных фактов об одном из самых знаменитых символов Флоренции.

Начать стоит с того, что у бронзового вепря есть имя. Зовут его lI Porcellino, что на русский язык можно перевести, как Пяточек, хотя Пяточка из «Винни-Пуха» в Италии называют Il Porcelletto.

Второй любопытный факт. Вепрь в лоджии на Новом рынке – неединственный в своем роде. «Нашествие кабанов» во Флоренцию началось в 1560 году, когда герцог Тосканский Козимо I Медичи во время своего визита в Рим получил от папы римского Пия IV мраморную скульптуру, изображающую дикого родственника домашней свиньи. Сейчас она хранится в галерее Уффици, и, кстати, по мнению многих искусствоведов мраморный вепрь – тоже не оригинальное произведение искусства, а итальянская копия древнегреческой скульптуры.

Мраморная статуя вепря в галерее Уффици

Первую же бронзовую статую по мраморному образцу отлил в 1612 году скульптор Пьетро Такка. Она предназначалась для декора палаццо Питти – семейного дворца Медичи. Еще раз Пьетро Такка подложили свинью в 1620 году. Фердинандо II Медичи – властитель Тосканы, покровитель науки, искусств и защитник Галилео Галилея попросил скульптора отлить статую бронзового вепря для фонтана городского рынка.

Пьетро Такка завершил работу в 1633 году. Кстати, особое внимание он уделил не только скульптуре кабана, но и восьмиугольному основанию, на котором сидит животное. Оно украшено изображениями лилий, улиток, ящериц, лягушек, черепах, змей и других представителей флоры и фауны, встречающихся в лесах и на болотах – местах обитания диких кабанов.

Кстати, идея поместить фонтан на именно на Новом рынке возникла у Фердинандо II Медичи неспроста. Это сегодня на развалах у Понте Веккьо продают лишь сумки из кож.зама и прочий китайский ширпотеб, а вот в XVII веке здесь торговали парчой, шелком, шерстью и другими благородными тканями.

Конечно, фонтан купцам и покупателям был совершенно необходим. Питьевая вода, льющаяся из пасти вепря, позволяла им утолять жажду, не покидая рынок, ведь летом во Флоренции часто стоит ужасающая жара.

КАБАН УДАЧИ

Считается, что Il Porcellino на Новом рынке – не простой кабанчик, а волшебный. К примеру, во Флоренции с XVII века существует поверье: если положить бронзовому вепрю в пасть монету, и она под действием воды, что выливается из-за рта статуи, упадет внутрь решетки, то можете смело загадывать любое самое безумное желание – оно непременно сбудется. Однако, если монета выпадет из пасти кабана, второй раз пытаться просить статую о заветном строго запрещено.

К сожалению, практиковавшийся веками магический ритуал привел к неприятным последствиям. Злоумышленники, полагавшие, что внутри фонтана за долгие века накопились немыслимые сокровища, неоднократно выкорчевывали статую, дабы извлечь из живота вепря монеты. Собственно, из-за того, что случаи вандализма были достаточно регулярными, в 2004 году оригинальная статуя Il Porcellino была перенесена в музей Стефано Бардини (Stefano Bardini), расположенный по адресу Via dei Renai 37, а сейчас туристы, оказавшиеся на Новом рынке, видят лишь копию знаменитой скульптуры.

Новый кабанчик от старого отличается в первую очередь носом. Он, конечно, тоже уже основательно натерт, но все же пока сияет не столь ясно, как у его предшественника. Сегодня говорят: если хочешь вернуться во Флоренцию, обязательно потри пяточек Il Porcellino, однако это обычай нового времени. В прошлые века нос бронзовому вепрю терли в основном женщины, мечтавшие родить сына. Кроме того, до XIX века статуя считалась и символом здоровья: ученые говорят, связано это было с тем, что из пасти вепря лилась чистая питьевая вода, с которой, как известно, раньше в Европе было непросто.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится