Гобелен — наиболее распространенное в русском языке название художественных тканых ковров. Оно произошло от фамилии фламандских ткачей Гобеленов (Gobelin), которые в середине XV века в Париже основали Королевскую мануфактуру меблировки. Для обозначения всевозможной продукции декоративного ткачества также используются термины «шпалера» и «аррас».
Виды гобеленов
Гобелены, изготовленные умелыми древними или современными мастерами, представляют собой настоящие произведения искусства. Создание декоративного ковра требует значительных затрат времени и сил, а готовое произведение искусства стоит немалых денег. Поэтому покупателями гобеленов всегда были наиболее состоятельные люди: короли, богатые вельможи, представители высшего духовенства.
Художественные шпалеры могут сильно отличаться между собой по следующим параметрам:
- Материалу нитей основы и утка (из шерсти, шелка, золотых и серебряных нитей, синтетических и искусственных волокон).
- Размерам (больших, средних и малых габаритов).
- Назначению (для стен, занавеси, пологи и наволочки для подушек).
- Жанру (религиозные, героические, портретные, пейзажные, бытовые, мифологические, батальные).
- Типу композиции (сюжетные или орнаментные).
- Сложности композиции (одиночные или серийные).
- Плотности плетения нитей (количеству утков на дюйм нитей основы).
- Колористике (количеству используемых цветовых пигментов).
- Художественному стилю (ренессанс, барокко, рококо, маньеризм).
Над созданием масштабных художественных гобеленов на мануфактурах в течение нескольких лет часто трудилось сразу несколько профессиональных ткачей. Это позволяло значительно ускорить процесс изготовления большого ковра. Объемное изображение картона разделяли на несколько частей, каждую из которых отдавали в работу отдельному мастеру. На финальном этапе производства готовые части с изнаночной стороны сшивали тонкими шелковыми нитями в единое полотно.
История гобеленов
История гобеленов, по самым скромным подсчетам специалистов, насчитывает более 4500 лет. Самые древние произведения этого искусства обнаружены в Южной Америке, на территории современного Перу. Найденные археологами образцы художественного ткачества древних инков были созданы около 2500 года до нашей эры. Им присущи характерные особенности: абстрактность композиции и минимальное количество используемых цветов.
Искусство изготовления декоративных ковров также было распространено в Древнем Египте, Вавилоне, Греции и Риме. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические документы и литературные произведения тех времен. К сожалению, до наших дней сохранилось всего несколько образцов античного художественного ткачества.
В Китае первые гобелены появились около 200 года до нашей эры. Здесь для изготовления текстильных товаров использовались тончайшие шелковые нити. Китайские мастера научились делать не только сложные пейзажные и растительные декоративные миниатюры, но и элементы праздничной одежды для знати. Из Китая искусство ткачества распространилось в Японию и Корею.
На Ближнем Востоке технологии ручного производства декоративных ковров были хорошо развиты у арабов и персов. Коран запрещает верующим создавать изображения людей, поэтому мусульманские мастера ткали разноцветные ковры с изящными орнаментами.
В Западной Европе первые шпалеры появились благодаря крестовым походам в конце XI века. В отличие от правителей Византии и Османской Империи, европейские властители по достоинству оценили роль ковров в качестве монументального украшения стен больших зданий: соборов, замков и дворцов.
Уже в XIV веке во Франции, Англии, Германии, Италии начали массово открываться цеха по производству шпалер. Помимо крупных мануфактур, гобелены вручную делали монахи в монастырях и слуги при домах знатных вельмож.
Картоны на религиозную и прочую тематику, которые служили основой для изготовления гобеленов писали выдающиеся мастера европейской живописи:
- Рафаэль (Raffaello Santi);
- Рубенс (Pieter Paul Rubens);
- Антонис ван Дейк (Antoon van Dyck);
- Франсуа Буше (François Boucher);
- Франциско Гойя (Francisco Goya).
Шпалеры оставались популярным видом прикладного искусства вплоть до середины XIX века. Но бурное развитие машинного производства ковровых изделий и кардинальное изменение художественных запросов общества в течение нескольких десятилетий в корне изменили ситуацию.
С началом ХХ века гобелены окончательно утратили важную функцию декоративного оформления обстановки. В результате немногие сохранившиеся мануфактуры значительно свернули объемы производства. А изготовлением шпалер в наши дни занимаются лишь профессиональные художники. Они экспериментируют с новыми материалами и техниками, создают оригинальные произведения искусства, которые экспонируются на специализированных выставках.
Современные технологии машинного производства текстиля позволяют в больших количествах изготавливать картины из жаккардовой ткани. Для привлечения покупателей хитрые продавцы называют их гобеленами. Но эти изделия имеют очень мало общего с созданными вручную шедеврами древних мастеров.