Если б она родилась в другое время, прожила бы счастливую жизнь. Но ХХ век был слишком жесток к продолжательнице старинного дворянского рода, к которому принадлежал сам Петр Первый…
Тайна происхождения
Информации о ней сохранилось очень мало, ведь факты ее биографии не вписывались в летопись советского кинематографа. Всю жизнь она скрывала свое происхождение, лишь однажды в интервью обмолвилась о том, что стала последней среди представителей того рода, к которому принадлежала мать Петра Первого: «Вот уйду, и род Нарышкиных в нашей стране прекратится».
Позже исследователи дворянских фамилий отрицали этот факт и утверждали, что в родословных тех самых Нарышкиных Зинаиды Михайловны не было. Но те, кто близко с ней был знаком, знали о том, что сама актриса верила этой семейной легенде. Да и в ее скромном жилище были предметы, которые свидетельствовали не о рабоче-крестьянском происхождении: на стенах висели фамильные портреты, а из «остатков былой роскоши» ей достались старинное зеркало в резной раме и бюро с накладками из цветных эмалей.
Биографам актрисы было сложно проверить эти факты, ведь она по ряду причин попала в немилость к властям, а потому при жизни о ней писали мало. Зинаида Нарышкина родилась в 1911 г. С юных лет она мечтала о театре и в 1933 г. окончила Московский государственный театральный комбинат (позже – ГИТИС). После этого она начала выступать на сцене Театра рабочей молодежи, где вскоре стала ведущей актрисой.
Замужем за репрессированным эсперантистом
В театре она познакомилась с коллегой, актером Николаем Рытьковым, и вышла за него замуж. Он увлекался эсперанто и был одним из лучших эсперантистов в СССР. Это увлечение сыграло с ним злую шутку. Поначалу эсперанто был у большевиков в чести, предполагалось, что он может стать международным языком общения пролетариата после победы мировой революции. Но в конце 1930-х гг. в эсперантистах вдруг увидели потенциальных агентов империалистов – они ведь бывали за рубежом на конгрессах, и начались аресты.
В 1938 г. Николая Рытькова арестовали «за контрреволюционную деятельность» с формулировкой «участие в фашистской шпионской организации эсперантистов и клеветнические измышления о положении в СССР». Его осудили на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Его жену уволили из театра и выслали в Ташкент, где она начала выступать на сцене Театра Красной Армии. После войны Рытькова освободили, но вскоре снова арестовали. В общей сложности он провел в лагерях 18 лет.
После войны актриса вернулась в Москву и стала артисткой Мосэстрады. Занятость была небольшой – она читала со сцены стихи и рассказы, писала сама, но только «в стол». Чтобы выжить, бралась за любую другую работу: шила наряды для артистов ансамблей, клеила обои, белила потолки и т.п. При этом не сдерживалась в высказываниях по поводу советской власти, за что ее часто вызывали в Особый отдел.
А вскоре ее и без того шаткое положение усугубилось. Поначалу казалось, что черная полоса завершилась. В 1956 г. мужа наконец реабилитировали, и он вернулся в Москву. Актриса наконец начала сниматься в кино, правда, ей доставались только крохотные эпизоды, часто ее имя даже не упоминалось в титрах. А в середине 1960-х гг. в ее кинокарьере снова наступила вынужденная пауза.
Жена невозвращенца
Николай Рытьков отправился в загранкомандировку в Вену, на Международную конференцию по эсперанто, возглавив советскую делегацию. А когда она завершилась, отказался уезжать в СССР и стал невозвращенцем. После этого он переехал в Великобританию, работал там диктором на Би-би-си, перевел на эсперанто произведения Солженицына. А вот Нарышкина осталась в СССР и оказалась в опале.
До этого она была женой репрессированного, а теперь стала женой невозвращенца. Нарышкина попала под внимание КГБ, вся ее корреспонденция проверялась, все посылки, которые муж отправлял ей из-за границы, вскрывались. Очень часто актриса не обнаруживала в посылках тех вещей, о которых муж писал ей в письмах. Очевидно, те, кто вскрывал их, рассчитывали на то, что жена невозвращенца не посмеет жаловаться.
Однажды коллеги все же убедили Нарышкину рассказать об этом мужу, он написал жалобу в Международный почтовый союз, и вскоре его жена получила письмо с извинениями и предложением потребовать компенсацию за понесенные убытки. Этого актриса не стала делать, но после принятых мер посылки приходили в целости и сохранности.
Актриса-невидимка
Муж не раз предлагал ей переехать к нему за границу, но актриса так и не решилась на этот шаг. В 1973 г. ее супруг ушел из жизни, и она осталась совсем одна. Нарышкина продолжала время от времени появляться в эпизодах фильмов, но основная ее работа была за кадром. Она озвучила около 85 мультфильмов и стала настоящей звездой студии «Союзмультфильм».
Ее голосом говорили Ворона в сказке «Дед Мороз и лето», Сова в «Винни-Пухе», Галчонок в «Трое из Простоквашино», Мартышка в «Маме для мамонтенка», Сорока из «Так сойдет!», скатерть-самобранка в фильме «Чародеи», старушка из «Следствие ведут Колобки», Ворона и Кот в «Возвращении блудного попугая», Мартышка из «По дороге с облаками» и многие другие персонажи.
Последние годы жизни стали для актрисы самыми сложными. Она была морально подавлена, плохо себя чувствовала, не видела своего места в изменившемся мире. Кино эпохи перестройки ее раздражало и угнетало, она была возмущена пошлостью и низким уровнем фильмов и телепрограмм. Актриса жила очень скромно, все ее средства уходили на корм для 4-х собак и 6-ти кошек, которых держала у себя в квартире.
Но главная трагедия разыгралась после ухода Зинаиды Нарышкиной. Ее не стало 5 сентября 1993 г. Детей у актрисы не было, родственников тоже, хоронить ее оказалось некому. Ее кремировали за счет государства, но в таких случаях по закону урны не предусмотрены, и пепел попросту был развеян по ветру. Кроме голоса в десятках любимых советских мультфильмов, от последней из рода Нарышкиных ничего не осталось…
Родилась не в свою эпоху и еще одна замечательная актриса, которая сохранила чувство собственного достоинства и веру в людей, несмотря на годы, проведенные в лагерях: Голубая кровь графини Капнист.