Густав Климт: «художник вечного цветения»
803
просмотров
Густав Климт известен в основном женскими портретами и аллегориями. Между тем около 50 из 240 известных работ художника составляли пейзажи.

Художник Густав Климт, один из лидеров Венского сецессиона и ярчайший представитель австрийского искусства на рубеже 19−20 веков, обратился к пейзажам довольно поздно. До того его в основном интересовали аллегорические темы, которые он представлял через многофигурные композиции обнажённых женщин. Его первый пейзаж датирован 1898 годом. По всей видимости, обращение к природным темам стало результатом непрекращающейся общественной критики и нападок с обвинениями почти что в порнографии.

Густав Климт «Тихий пруд в парке замка Каммер», 1899

Подавляющее большинство известных пейзажей Климта (примерно 40 из 55) создано на берегах Аттерзее — одного из крупнейших австрийских озёр. По аналогии с Живерни Клода Моне, Провансом Поля Сезанна и Крумау Эгона Шиле, Аттерзее было местом уникальной творческой активности Климта. Художник регулярно проводил тут летние месяцы в период между 1900-м и 1916-м.

Густав Климт, в центре, в окружении знакомых на Аттерзее.
Эмилия Флёге и Густав Климт на Аттерзее.

Многие пейзажи Климат были квадратными. Связано это с тем, что художник для поиска натуры использовал своего рода «видоискатель» (по аналогии с фотоаппаратом): у него был картонный лист с вырезанным квадратом в центре. С его помощью Климт «кадрировал» натуру и выбирал сюжеты.

Густав Климт «Литцльберг на Аттерзее», 1915.
Густав Климт «Итальянский садовый пейзаж», 1913.

В своём творчестве художник постепенно отказывался от изображения природы как таковой в пользу динамичной игры цвета, форм и перспективы. Так сформировался стиль, который можно назвать атмосферным реализмом. На картинах Климта можно найти пруды, сады, леса и поля. Одновременно на полотнах цветут весенние и летние растения, что в реальной жизни было бы невозможно. Но во вселенной Климта подсолнухи, колокольчики, астры, петунии, маргаритки, розы, лаванда, камелии, маки и многие другие природные сокровища спокойно соседствуют. Критик Людвиг Хевеши назвал Климта «художником вечного цветения». Жители же окрестностей Аттерзее провозгласили художника «лесным демоном».

Густав Климт «Сельский сад с распятием», 1912.
Густав Климт «Крестьянский сад с подсолнухами», 1905−1906.

Климт комбинировал различные техники: классическую, импрессионизм, пуантилизм, фовизм, кубизм и другие. В отличие от приверженцев того или иного течения, живописец не выполнял всю работу в одной технике, но варьировал инструменты в зависимости от мотивов, которые хотел раскрыть.

Густав Климт «Парк замка Каммер», 1910

Любовь Климта к византийским иконам и мозаикам выразилась в частом использовании декоративных элементов. В лесных пейзажах крошечные узоры рассыпаны по листьям — так, словно художник пишет не натуру, но создаёт дизайн покрова, «одежду» для деревьев.

Густав Климт «Буковый лес», 1902.

Будучи под влиянием японского искусства, Климт, как и многие его современники (те же Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо и Анри Матисс), намеренно лишал картины объёма. В итоге те же цветы оказываются максимально приближены к зрителю — как если бы человек действительно находился в саду и хотел ощутить аромат растений, утонув в них лицом.

Густав Климт «Крестьянский сад», 1905−1907.
Густав Климт «Садовая дорожка с цыплятами», 1916

Игнорирование правил по созданию сбалансированной композиции отличает большинство работ художника. Так, на картине «Парк» кроны деревьев занимают до 80% пространства, на долю стволов и земли остаётся ничтожная полоска холста. Таким образом художник погружает зрителя в заросший лес.

Густав Климт «Парк», 1909.

Любовь Климта к золоту — как к цвету, так и металлу, — нашла отражение и в пейзажах. Правда, в отличие от работ так называемого «золотого периода», когда жиповисец использовал на портретах сусальное золото, в пейзажах Климт ограничился оттенками ярко-жёлтого и оранжевого.

Густав Климт «Еловый лес», 1901.

Климт умер в 1918 году от последствий пневмонии и инсульта. Многие его картины остались незавершёнными.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится