Художник, путешественник и просветленный мудрец: жизнь и творчество Николая Рериха
1,200
просмотров
Николай Константинович Рерих был великим живописцем XIX-XX вв., неутомимым путешественником, педагогом, философом и писателем, ученым, поэтом и выдающимся общественным деятелем, просветленным Учителем человечества. Картины Николая Константиновича Рериха, его творчество — подлинное чудо, ярчайшее мировое явление. Масштабы его личности невероятны, а биография еще долго будет вдохновлять искателей мистического, сакрального знания.
Николай Рерих. Фотопортрет художника

Николай Рерих создал огромное количество уникальных шедевров. В числе работ мастера мозаика, фрески и театральные декорации, монументальная и станковая живопись. Основные направления, которые интересовали художника и нашли воплощение в его произведениях — традиции допетровской Руси, Азии и Востока, природа и ее красота.

Биография Николая Рериха

Николай Рерих появился на свет 9 октября 1874 года в тогдашней столице России, Санкт-Петербурге, в доме № 25 на Университетской набережной Васильевского острова. Мальчик родился в обеспеченной и культурной семье. Его отец был известным нотариусом, образованным и эрудированным человеком, мать вышла из купеческого сословия.

Николай Рерих. «И не убоимся», 1922
Николай Рерих. «Святой Сергий Радонежский», 1932

Интересна история происхождения фамилии Рерихов. Истоки ее, по мнению биографов и самого живописца, находятся в Скандинавии, а точнее — Исландии. Рерих — германизированный вариант древнего имени Рюрик. Предки будущего художника по отцовской линии переселились в Россию в XVIII веке.

Николай Рерих. «Александр Невский», 1942

На образовании юного потомка не экономили — мальчик учился в одной из лучших петербургских школ. Это была гимназия Карла Мая, которую в разное время окончили многие знаменитые культурные деятели и ученые, прославившие Россию — Александр Бенуа, Римский-Корсаков и другие. Именно во время учебы у Николая Рериха проснулся интерес к искусству и археологии.

Николай Рерих. Академический рисунок с гипса. Экзаменационная работа, 1893

После гимназии будущий мастер хотел заниматься живописью, но отец настоял на карьере юриста. В результате достигнутого компромисса в 1893 году юный Николай Константинович одновременно оказался студентом целых двух учебных заведений: Петербургского университета и художественной Академии.

Николай Рерих. «Гонец (Восстал род на род)», 1897

В годы учебы он активно изучает исторические свидетельства, занимается археологией, живо интересуется русской историей. Параллельно мастер рисует в мастерской Архипа Куинджи и создает серию «Начало Руси. Славяне».

Николай Рерих. «Строят ладьи», 1903

После женитьбы на Елене Шапошниковой — правнучке героя войны 1812 года Голенищева-Кутузова, Николай Рерих отдается своей страсти к археологии. Они с супругой много путешествуют по России, интересуются древней архитектурой и фольклором. Вдохновленный этими поездками художник в 1902-1903-м пишет почти сотню картин, главная тема которых — древнерусская история.

Николай Рерих. «Заморские гости», 1901

Интерес к славянским корням, русскому фольклору и истории объединяются в нем с неравнодушием к Востоку как колыбели цивилизации. У Рериха появляются работы на темы индийских мифов и эпосов.

Николай Рерих. «Голова». Иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила», 1906

В 1910-м живописец становится главой знаменитого объединения «Мир искусства». Он ведет бурную общественную деятельность, выступает с лекциями и совершенствует мастерство живописи. Накануне Первой мировой Николай Рерих пишет несколько работ, которые называют пророческими — «Град обреченный», «Крик змея», «Ангел последний» и другие.

Николай Рерих. «Ангел последний», 1912

В 16-м году XX века по состоянию здоровья художник покидает Петербург и переезжает на северное побережье Ладоги. В Сердобле (ныне Сортавала) он пишет свои знаменитые «Цветы Мории» и другие литературные произведения. Тогда же появился цикл карельских живописных холстов. Ими мастер сумел передать нежное и деликатное очарование северной природы. В Карелии завершается духовное становление художника и определяются его жизненные приоритеты.

Николай Рерих. «Всадник утра», 1918

После революции, в 1918-м, границы между Россией и Финляндией закрываются, а Рерихи оказываются отрезаны от Родины. Семья переезжает в Швецию, где публика очень тепло принимает работы художника. В Скандинавии Рерих не задерживается — летом 1919-го с супругой отправляется в Лондон, а далее в Америку. Николай Константинович устраивает выставки, пишет декорации и работает над костюмами к операм.

Николай Рерих. «Боярин». Эскиз к опере «Сказка о царе Салтане», 1919

В 1923-м Рерихи совершают грандиозное путешествие в Тибет через Индию и Азию. Оно начинается в Бомбее и оканчивается в 1928-м в долине Куллу, которая находится в предгорьях Гималаев, на высоте 2 000 метров. Здесь супруги остаются жить и основывают институт «Урусвати». За время путешествия мастер создает около 5 000 живописных шедевров.

Николай Рерих. «Матерь Мира», 1924
Николай Рерих. «Нанда Деви (Гималаи)», 1937

13 декабря 1947-го в Куллу великий художник и духовный учитель Николай Рерих ушел из жизни. Спустя два дня тело его было кремировано. Надпись на памятнике, который установили в месте кремации, гласит: «Здесь было предано сожжению тело Махариши (святого, величайшего мудреца) и большого друга Индии. Ом Рам».

Николай Рерих. Место кремации художникаНиколай Рерих. Место кремации художника

Самые известные картины Николая Константиновича Рериха, по мнению искусствоведов и ценителей

Картины Николая Рериха — отражение его мистических взглядов. Всего художник создал около 7 000 произведений. Самые известные шедевры:

  • «Гонец. “Восстал род на род”» (1897). Картина написана под влиянием работ Куинджи. Сюжет для нее взят из Несторовой «Повести временных лет».
  • «Заморские гости» (1901). Сюжет родился во время водного путешествия Рериха к Новгороду. В 1902-м произведение для дворца в Царском селе приобрел российский император.
  • «И не убоимся» (1922). Картина входит в известный цикл Sancta. Сюжетом, возможно, послужила легенда о приручении Сергием Радонежским дикого медведя.
  • «Матерь Мира» (1924). Картина-икона появилась во время путешествия в Тибет. Образ Матери Мира — один из самых вдохновляющих и сильных в творчестве Рериха.
  • «Канченджанга» (1944). На картине изображена гималайская святыня — массив Канченджанга, состоящий из 5 вершин. С ним связано множество мифов и легенд.
  • «Гессар-хан» (1941). Произведение входит в цикл картин, посвященных легендарному герою Гэсэр-хану.
Николай Рерих. «Гессар-хан», 1841

В памяти и истории Рерих остался как великий духовный учитель и мастер, безусловно верящий в человечество. Его творческое наследие продолжается в работах молодых талантливых художников.

Николай Рерих. «Канченджанга», 1944

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится