Дом де Мендоса являлся в XVI веке одной из знатнейших семей в Испании. Предками Аны были всесильные кардиналы, полководцы, вице-короли испанских провинций и гранды. Будущая принцесса Эболи появилась на свет в июне 1540 года в городском замке Сифуэнтеса. Причины, по которым юная наследница огромных богатств потеряла глаз, точно не известны. Есть легенда, что это произошло во время урока фехтования, ведь дамы в те времена вовсе не были такими уж кисейными барышнями, как в более поздние столетия. Хотя многие, знавшие Ану позднее, считали, что повязку она носит ради оригинальности или даже чтобы скрыть косоглазие. Так или иначе, но на старинных портретах Ана де Мендоса-и-де ла Серда, принцесса Эболи всегда легко узнаваема.
Несмотря на такой серьезный физический изъян, девушка считалась настоящей красавицей. В 13 лет родители уже договорились о ее браке. Правда, вариант этот для владетельной семьи мог считаться не просто неудачным, а даже позорным – жених по родовитости и богатству даже в подметки не годился сиятельным Мендоса. Однако была одна причина, по которой 36-летний Руя Гомес де Сильва все-таки получил руку принцессы. Сватом в этом деле выступал сам принц и наследник престола, будущий Филипп II. Жених был его фаворитом, секретарем, доверенным лицом и просто другом. Кроме своего покровительства принц обещал новобрачным огромную пожизненную ежегодную выплату в 6 тысяч дукатов, так что девушку «продали» на самом деле очень дорого, так что даже благородное семейство было удовлетворено.
Брак состоялся спустя пару лет, правда жених присутствовать на церемонии не смог, это считалось тогда вполне нормальным. Руя де Сильва был в это время очень занят – в Англии женил своего короля. До молодой жены он смог добраться только еще через пару лет, так что у юной принцессы было время подумать о жизни и заочно полюбить своего законного супруга. Несмотря на огромную разницу в возрасте и такое своеобразное начало, этот брак оказался очень удачным.
Молодые купили себе целый город в провинции Гвадалахара и занялись перестройкой старого дворца. Ана за шестнадцать лет семейной жизни родила десять детей (вероятно, несмотря на увечье, она отличалась отменным здоровьем). Правда, в дела управления она не вникала. Когда после смерти мужа выяснилось, что семья, а с ней и весь город в огромных долгах, это стало неприятной неожиданностью. 33-летняя вдова с детьми на руках, беременная последним ребенком, оказалась в крайне затруднительном положении.
Надо сказать, что супруги отличались религиозностью, много лет оказывали покровительство монашеским орденам и основали несколько обителей францисканцев и кармелиток. Они даже пристроили к своему дворцу небольшой монастырь и зазвали в этот будущий духовный центр города Терезу Авильскую, которая была известна как основательница направления босоногих кармелиток. Эта удивительная женщина, кстати, была после смерти канонизирована и причислена к числу Учителей Церкви. Кроме того, ее помнят как смелого реформатора и первую испанскую писательницу.
Именно к Терезе Авильской и «убежала» Ана де Мендоса, когда поняла, что мирская суета означает для нее лишь огромные финансовые проблемы. Правда, сделала она это по-своему. Знатная испанка ушла в монастырь, который сама когда-то основала, пышно и с помпой. Она прошла по улицам города с танцевальным шествием, таким образом оповестив всех о решении покинуть мир. Правда, за стенами монастыря жить она планировала так, как привыкла, и Тереза Авильская очень скоро в этом убедилась.
Приведя с собой своих служанок, принцесса сразу заявила, что в этом мире она подчинялась только одному человеку — своему покойному мужу, и настоятельница сошла с ума, если думает, что она будет слушаться ее. Многочисленные посетители, шумные обеды и привычка разговаривать со всеми, невзирая на монашеские правила, скоро сделали жизнь в обители невозможной. Совет города в это время тоже страдал без руководства и обращался к королю с просьбами вернуть принцессу к делам управления провинцией. Филипп II даже попробовал приказать Ане покинуть монастырь, но она ответила, что останется здесь до скончания своих дней.
Убедившись, что от бывшей покровительницы не так-то просто избавиться, Тереза Авильская поступила мудро. В одну прекрасную ночь она просто переселила весь свой монастырь подальше от невозможной «монашки», оставив принцессу одну вместе со слугами. Конечно, гордая Ана была в ярости. Чтобы насолить обидчице, она попробовала натравить на нее инквизицию – отослала для исследования рукописную биографию Терезы, чтобы святые отцы покопались в описании видений и откровений будущей святой. Два доминиканских монаха честно провели такое расследование, но даже намеков на ересь в рукописи не обнаружили.
В 1577 году Филипп II все-таки сумел заставить строптивую принцессу вернуться ко двору и к делам управления. Правда, до добра это не довело. В Мадриде женщина близко познакомилась с новым секретарем короля Антонио Пересом. Вокруг этой связи до сих пор витает множество пикантных слухов – якобы, молодой царедворец был незаконным сыном ее бывшего мужа, или, возможно, что Ана сама стала тайной фавориткой короля. О возможных закулисных интригах исторических документов не сохранилось, но точно известно одно: принцесса оказалась замешанной в убийстве, которое сегодня назвали бы политическим, и была взята под стражу.
Больше десяти лет затем женщину содержали в заточении в ее же замке, причем в очень строгих условиях. Умерла она в 51 год, отказавшись пустить к себе врача. Версия о том, что такой жестокий приговор стал наказанием за любовную измену самому королю, описывается в нескольких мемуарах как общепризнанный факт.
В дальнейшем об Ане де Мендоса очень много писали: она стала одной из героинь драмы Фридриха Шиллера «Дон Карлос» и созданной по ней оперы Верди. В середине XX века был написан роман «That Lady» с одноименной пьесой и фильмом, сегодня количество написанного и снятого о принцессе Эболи еще увеличилось, но, как ни странно, почти ни одно из созданных произведений не может претендовать хоть на какую-то историческую достоверность. С годами образ своенравной одноглазой красавицы все больше обрастает домыслами, слухами и легендами.
Старинные портреты испанской знати часто скрывают за богатой одеждой несчастные жизни. Так, например печальна была судьба инфанты Маргариты Терезы Испанской - самой знаменитой испанской девочка на шести портретах Веласкеса