Мария Изабель Изкиердо родилась в 1960 году в Камадзуани, Куба. Толедо, пожалуй, наиболее известна как создатель инаугурационного ансамбля Мишель Обамы в 2009 году, комплекта платья и пальто цвета лемонграсса, выполненного из шерсти и кружева. Она начала шить в восемь лет, вскоре после того, как её семья покинула революционную Кубу, переехав в западный Нью-Йорк, штат Нью-Джерси. В старшей школе Изабель познакомилась со своим будущим мужем, кубинским эмигрантом Рубеном Толедо. Так началась их история любви и совместной работы. Рубен иллюстрировал и создавал эскизы, а Изабель шила и драпировала одежду, известную своей элегантностью и изобретательностью конструкции.
В школьные годы пара часто бывала в Манхэттене, где они постепенно обретали новые знакомства с весьма популярными людьми, такими как: Джои Ариас из Fiorucci, Энди Уорхол, Хэлстон, Патриция Филд и многими другими светилами дизайна и искусства. Толедо дебютировала на своей первой линии в Danceteria в 1984 году, в том же году она и Рубен поженились. В 1998 году Толедо предусмотрительно решила отказаться от стандартного формата коллекции одежды два раза в год и следовать своему собственному творческому графику. В последующие годы она представила своё видение кутюр модным брендам Anne Klein и Lane Bryant, продолжая творить под своим именем.
Пару лет назад Андре Леон Тэлли из Vogue привёл чету Толедо в Детройтский институт искусств, чтобы поговорить о моде, стиле и искусстве. Затем, примерно через год, Лори Фаррелл, куратор галерей современного искусства в DIA, попросила Изабель провести там шоу и после того, как она сказала ей «Да!», Толедо с энтузиазмом провела двухдневную экскурсию по музею и просто влюбилась в его коллекцию. После чего знаменитый дизайнер, загоревшись идей, создала интервенции по всему музею, посвящённые различным тематикам, например, итальянскому ренессансу, древнему Египту, раннему американскому языку, африканскому искусству.
Первым побуждением Изабель было одеть музей. Буквально. В качестве реакции не столько на конкретные произведения искусства, сколько на пространство, включая историю DIA, её сотрудников, кураторов и посетителей, которые постоянно проходят через него. Толедо подошла к пространству музея как к живому существу. А затем она начала замечать определённые закономерности в разных культурах, в разные периоды и соединять точки, видя, как в одной галерее была поставлена Океаническая статуэтка, а затем заметила, что та же самая поза повторяется в раннем американском портрете в другой галерее. «Вся эта историческая работа из музейной коллекции была очень поучительной: каждая эпоха и культура, общаясь на протяжении веков, теперь могла что-то рассказать нам о том, как всё было сделано, какие идеи ценились», – писала Изабель, чувствуя ответственность за то, что она, якобы принимает руководство над цивилизацией.
По словам дизайнера, одежда может говорить с нами таким же образом, возможно даже более глубоко, поскольку она имеет дело непосредственно с телом. Льняные повязки, используемые для мумификации, вдохновили супружескую пару на создание скульптуры под названием Human Remains (Человеческие останки). Из слов Изабель стало понятно то, что для этой скульптуры использовался лён, поскольку он прекрасно держит форму, хорошо запоминая очертания человеческого тела. А Рубен в свою очередь расписал его подобно тому, как расписывают и украшают египетский саркофаг, рассказывая нам об умерших и их путешествии в загробную жизнь.
Ко всему прочему, многие зрители, в том числе и критики обращают своё внимание на одну из работ под названием Dismantling Industry/Transitions, которая рассказывает о позитивных изменениях, происходящих в Детройте, и о том, как город полностью перестраивает себя. Как и любой живой организм, человечество обладает способностью насиживать, преобразовывать и перерождаться в новую форму. Граждане Детройта действительно преданы своему городу – их гордость и привязанность к нему прекрасны, сильны. Sew Great Detroit – это расширение некоммерческой организации под названием «Alternatives for Girls», программа, которая помогает бездомным и подверженным риску молодым женщинам. Sew Great учит этих женщин искусству и мастерству шить, помогая приблизиться к творчеству и тем самым обеспечить себе жизнь. Ко всему прочему, участницы этого проекта сшили серию сумок, созданных по эскизам Рубена.
А вот серия «Чёрное Облако» – другая часть, которая была создана под влиянием фресок Диего Риверы. Эта удивительная работа была сделана из первой швейной машины Изабель, разобранной на запчасти и детали. Каждый отдельный компонент – винты, ремни, пластины, даже швейная игла – были представлены в сочетании с чёрной тафтой. Работа заставляет зрителя смотреть в небеса, задумываясь над тем, что произведение искусства – комментарий об исчезающей рабочей силе индустрии моды, женщинах и мужчинах, создающих индивидуальные предметы одежды, многие из которых обладают навыками, переданными им от предыдущих поколений. Слишком человеческая и деликатная модная экосистема будет навсегда потеряна с этим новым поколением. «Чёрное Облако» является свидетельством конца одной реальности, подталкивая юных мечтателей к созданию новой.
Помимо всего этого, в одной из комнат на потолке висели чёрные платья из серии «Труд любви»; в другой – стояли манекены в скульптурных чёрных платьях с головами, покрытыми чёрными капюшонами и вуалью, представляли собой праздник иммиграции и интеграции различных культур в местную социальную структуру, в то время как в другом месте было роскошное золотое платье, покрытое чёрной накидкой – ансамбль, который напоминал чёрные одежды, надетые на статуи Девы Марии, оплакивающие смерть её сына.
Стоит так же отметить тот факт, что геометрические фигуры превратили простое пальто в идеальную скульптуру; платье и жакет воссоздали в своих формах силуэт пагоды, а многогранная огранка бриллианта была воспроизведена на белых драпированных платьях из вискозы. Некоторые предметы одежды характеризовались, как кокон формы, другие, как Convertible Lettuce платье, тонкие и эфирные слои шёлкового креп газа или мелко драпированные мотивы, которые сформировали на ткани своего рода эффект водопада, в то время как платья из джерси и тафты могли запросто изменить форму, благодаря своей текстуре и структуре. Стиль работы Изабель и её увлечение инновационным пошивом и кроем вызывали нескрываемый интерес со стороны публики, заставляя критиков и историков моды часто сравнивать её с дизайнерами Чарльзом Джеймсом и Джеффри Бином.
И совсем неудивительно, что тона работала в качестве креативного директора Anne Klein с 2006 по 2007 год, параллельно сотрудничая с такими крупными розничными сетями, как Target, Lane Bryant и Payless ShoeSource. Изабель также являлась дизайнером костюмов для спектаклей, трупп и танцевальных легенд, в том числе Твайлы Тарп и Кристофера Уилдона. А одной из последних инсталляций, созданных ею, стала центральная часть выставки Детройтского института искусств (DIA) «Синтетическое облако», в которой представлены одиннадцать бледно-голубых пачек, скрывающих ярко окрашенные нижние слои. Может быть, именно так, легендарный дизайнер теперь будет одевать ангелов, забравших её на небеса 26 августа 2019 года, в возрасте пятидесяти девяти лет.