Судьба не была к ней благосклонна и в личной жизни – у актрисы было много поклонников, но она так и не узнала счастья материнства и семейной жизни. Как «женщина сказочного ума, с характером таким, что ей бы фронтом командовать» разбила сердце французскому летчику, и почему она провела последние годы в полном одиночестве – далее в обзоре.
Ее семья занимала привилегированное положение – отец Инны занимал пост заместителя министра угольной промышленности СССР. Они жили в доме Совета Министров, 3 подъезда которого занимали известные артисты, и глядя на наряды Веры Марецкой, Инна в детстве мечтала о том, что будет носить такие же шляпки. Одним гардеробом это увлечение не ограничилось – вопреки воле отца, Инна поступила не в горный институт, а в Щукинское театральное училище. Родители не одобрили этого решения, но уважали самостоятельный выбор дочери.
Отец всю жизнь для нее оставался идеалом мужчины и, как оказалось, найти человека, который соответствовал бы этому идеалу, достаточно сложно. Всех мужчин она сравнивала с отцом, и все они неизбежно проигрывали в этом сравнении – никто не дотягивал, все были как-то мелковаты. В ее судьбе это сыграло роковую роль. Своим друзьям она говорила: «Мужчина – это крахмал. Это воротничок. Это галстук. Это фрак. Это не эти таганские свитера и джинсы».
О неординарном комедийном даре актрисы говорили все, кто был с ней знаком, но достойных ролей она получала крайне мало. К 30 годам у нее не было ни одной яркой роли в кино – все свои сыгранные эпизоды она сама называла «семечками», ведь они были ничтожно малы. Когда она ушла из Ленинградского государственного театра Комедии и переехала в Москву, в Театре на Таганке блистали Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Николай Губенко, Алла Демидова, а Ульяновой часто доставались лишь роли в массовке. Но и свои эпизоды она умела превращать в шедевры. Актрису начали узнавать на улицах после эпизода из «Семнадцати мгновений весны», где она сыграла подвыпившую даму в баре, произносившую фразу: «Вы должны меня послушать, вы должны мне поверить! Когда о нас, математиках, говорят как о сухарях – это ложь! В любви я – Эйнштейн!» Эти слова можно было бы сказать и о ней самой.
Хотя Инна Ульянова никогда не была красавицей и сама это признавала, в ней были шарм и харизма, которые всегда привлекали внимание мужчин. Ей приписывали браки с известным писателем, а также с актером Сергеем Филипповым. Роман с писателем, имени которого актриса не называла, действительно случился, но писатель был женат, и эти отношения продлились недолго. А вот с Сергеем Филипповым – ровесником ее отца – ее связывали только профессиональные и дружеские отношения.
Наверное, ее вполне можно было бы охарактеризовать теми же словами, какими описывает Савва Игнатьевич свою избранницу Маргариту Павловну в «Покровских воротах»: «Женщина сказочного ума, с характером таким, что ей бы фронтом командовать, а выбивается из сил». Неординарный взгляд на вещи, острый язык и независимый характер Ульяновой всегда производили впечатление на мужчин. Говорили, ей оказывал знаки внимания режиссер Ленинградского театра Комедии Николай Акимов, ее расположения добивались актеры Евгений Самойлов и Евгений Моргунов. Она пыталась построить отношения с актером Николаем Губенко, но его сердце было отдано другой актрисе – Жанне Болотовой, которую он не смог забыть. Ее часто сравнивали с ее героиней из «Покровских ворот», властной и жесткой дамой, а сама она говорила, что видела сходство только в одном: «Ко мне тоже всегда притягивало мужчин слабых и безвольных, типа Хоботова».
Часто слухи о многочисленных романах Ульяновой провоцировала она сама – актриса была склонна к мистификациям, и ей очень нравилось ставить людей в тупик и вызывать их удивление придуманными ею для публики и прессы легендами. Она была настоящей артисткой не только на сцене и съемочной площадке, но и в жизни. На улицах вокруг нее всегда собиралась толпа фанатов, для которых у нее всегда находились истории.
Замужем Инна Ульянова побывала только один раз в молодости, и этот брак не продержался и двух лет. Когда актриса заметила, что ее супруг, актер и режиссер Борис Голдаев, на одном из вечеров в Доме кино танцует с Анастасией Вертинской, устроила ему грандиозный скандал. Наладить отношения они так и не смогли, и развод был неизбежен. Впрочем, подруга актрисы Любовь Богданова утверждает, что единственным ее официальным мужем был человек, работавший то ли во Внешторге, то ли в МИДе. После этого Ульянова никогда не выходила замуж, и детей у нее не было.
По словам ее знакомых, это был добровольный осознанный выбор – она никогда не тяготилась своим одиночеством. Близкая подруга актрисы, заместитель директора «Содружества актеров Таганки» Ольга Обметко, с которой они дружили более 20 лет, рассказывала: «Уля о себе говорила: «Я – волк-одиночка». В обществе принято считать, что если у женщины нет детей, то это обязательно некая ущербность. Но это не так. Она любила, к примеру, проводить время с моей дочкой Люсей. Но все же детей она не хотела, никогда не жалела о своем решении. У нее и возможности были, и здоровье позволяло, но не хотела».
Только одну историю Инна Ульянова помнила всю жизнь и часто о ней увлеченно рассказывала. Константин был французом, героем войны, летчиком легендарной эскадрильи «Нормандия-Неман». Они познакомились во время его визита в Москву и долгие годы переписывались. Он предлагал ей выйти за него замуж и переехать к нему в Париж, но она отказалась, чтобы не навредить карьере отца – брак дочери с иностранцем поставил бы на ней крест. Их общение продолжалось несколько лет, но на переезд актриса так и не решилась. А когда она узнала о его гибели, сожгла все его письма, которых, по ее словам, было 5 кг. Впрочем, некоторые из ее знакомых называли плодом фантазии и этот роман, ведь ни самого француза, ни его фотографий и писем никто из ее друзей никогда не видел.
После перестройки в ее жизни начались самые тяжелые времена. Актриса осталась практически без работы. Ее спасали только встречи со зрителями, которые всегда горячо встречали любимую Маргариту Павловну из «Покровских ворот». В 1993 г. она вместе с группой актеров ушла из Театра на Таганке в театр «Содружество актеров Таганки» под руководством Николая Губенко, но за 7 лет не получила ни одной значимой роли. Инна Ульянова осталась вдвоем с матерью, которая страдала склерозом. Она нуждалась в постоянном уходе, а сама актриса не могла этого ей обеспечить. Она была вынуждена определить ее в дом престарелых, за что многие ее осуждали. В последние годы жизни Ульянова продолжала сниматься в кино, но крупных ролей не предлагали, а о работе в театре она говорила: «Все прекрасно! Выхожу на сцену примерно раз в месяц».
Многие, кто ее знал, считали, что единственной ее страстью всю жизнь оставалась актерская профессия. Ее коллега Александр Панкратов-Черный о ней говорил: «Мне кажется, ее одиночество было наполнено персонажами, которых она не сыграла». За кажущейся бравадой и декларируемой независимостью на самом деле скрывалась тоска о тех чувствах, которых так и не удалось пережить в реальной жизни. И сегодня можно только предполагать, какова доля вымысла в ее рассказах о своей личной жизни…
Этот фильм стал признанной классикой советского кино, хотя поначалу в его успех верили немногие: Почему критики предрекали провал «Покровским воротам».