Как первый русский аниматор Владислав Старевич дрессировал жуков, и с чего начинались советские мультфильмы
0
617
просмотров
Согласитесь, что и сейчас многие родители с удовольствием смотрят с детьми «старые» советские мультфильмы. Они всегда добрые, порой наивные, с мягким юмором и неимоверным чувством стиля. Прибавьте сюда мастерство создателей, и вы поймете, почему работы отечественных аниматоров стали выдающимся явлением в мировой культуре. О том, как все начиналось, мы и хотим рассказать в нашей статье.

Владислав Старевич - энтомолог, волшебник или режиссер?

Владислав Старевич - энтомолог, волшебник или режиссер? Владислав Старевич

В самом начале 20 века режиссеры лишь «набивали руку», придумывая все новые и новые приемы работы с перспективой, светом, кукольными актерами и оптической иллюзией движения анимированных рисунков. Поэтому не удивительно, что первые снятые на пленку шедевры «Играющие в мяч клоуны», «Художник Пьеро» и другие, поставленные балетмейстером Мариинского театра Александром Ширяевым, были известны лишь узкому кругу. А вот опыты уже профессионального режиссера Владислава Старевича снискали мировую славу. Молодой, талантливый и амбициозный, он был принят на работу в ателье Александра Ханжонкова. Продюсер предоставил полную творческую свободу, и уже спустя год автор создает легендарную картину «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами».

Насекомые настолько реалистично двигались под прицелом кинокамеры, что некоторые из зрителей и впрямь верили в магические способности Старевича дрессировать жуков. Впрочем, автор не спешил никого разубеждать - до самой смерти он хранил свои секреты, создавая шедевры в одиночку. Анимированная пародия на рыцарский роман побила рекорд зарубежного проката - Европа выкупила около 100 копий фильма. Его крутили в кинотеатрах более 10 лет - даже для современных блокбастеров это рекорд. Экспортный успех «Люканиды» побил лишь следующий шедевр - картина по мотивам басни «Стрекоза и муравей».

После Октябрьской революции Старевич эмигрировал во Францию и уже там увлекся кукольной анимацией. Своих героев он изготавливал сам, награждая кукол потрясающе достоверной мимикой. Для этого он делал до 150 масок, передающих различные чувства - в результате зрители увидели шедевр - полнометражный игровой мультфильм «Рейник и лис». Уолт Дисней как-то сказал, что Старевич обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий.

Первая советская анимация как пособие для агитации

Первая советская анимация как пособие для агитации Первая советская анимация

Если “важнейшим из искусств является кино” (В.Ленин), то анимация позволяет фантазию и вымысел сделать действительностью - об этом говорил один из основоположников отечественной мультипликации Иван Иванов-Вано. Поэтому первые анимационные фильмы становятся новым инструментом пропаганды. Так, основой для короткометражки “Советские игрушки”, снятой Дзигой Ветровым в 1924 году, стали политические шаржи художника Дени, высмеивающие врагов коммунизма.

Да и другие мультфильмы, созданные в это десятилетие, также были ориентированы на взрослую аудиторию. «Китай в огне», «Германские дела и делишки»,«Юморески» - эти и другие анимационные ленты мультипликаторов Владимира Сутеева, Александра Бушкина, сестер Блумберг, Ольги Ходатаевой работали как живые плакаты.

Мойдодыр и другие мультгерои как новый способ выражения

Мойдодыр и другие мультгерои как новый способ выражения мультфильм “Каток”

Дорогу к детскому зрителю открыл мультфильм «Каток». Этот ставший успешным мультфильм Юрия Желябужского показал, что через поучительные экранные истории можно заниматься воспитанием нового поколения. Вскорости появляются такие шедевры, как «Самоедский мальчик», «Приключения Болвашки», «Мойдодыр». Ведущие детские писатели, поэты, а также музыканты предлагают свои произведения в качестве основы для новых мультфильмов. Дмитрий Шостакович сочиняет музыку к «Сказке о попе и о работнике его Балде», Маршак, Чуковский, Михалков, Олеша, Катаев создают новые литературные образы с оглядкой на новое искусство.

Ведь именно в это время цензурное давление набирает силу, и, чтобы выжить, многие работники творческих профессий начинают искать себя в произведениях для детей. Что же касается художников-мультипликаторов, то в своих работах они шли в ногу со временем, создавая шедевры в духе авангардизма.

«Новый Гулливер» и учебники Диснея

«Новый Гулливер» и учебники Диснея “Сказка о царе Дурандае”

Политические тенденции тридцатых годов требуют развития новых направлений. Теперь мультипликация становится более сатирической, также оставаясь рупором новой власти. В эти годы создаются «Сказка о царе Дурандае», «Органчик» по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина, «Квартет» по басне Крылова, экранизация стихотворения «Блэк энд уайт» Маяковского. Но особенно запомнился зрителям полнометражный кукольный фильм «Новый Гулливер». Режиссер Александр Птушко в истории о приключениях советского мальчика в капиталистической стране лилипутов задействовал вместе с настоящими актерами полторы тысячи кукол, каждая из которых имела свою индивидуальность. Птушко использовал метод транспарантных съемок, когда необходимое действие снимается на заранее отснятом фоне.

Эту выдающуюся картину посмотрели в Европе и США и признали ее примером новаторства в мировой кинематографии. В 1935 году зрители СССР смогли увидеть знаменитые мультфильмы Уолта Диснея «Три поросенка» и «Пароход Вилли», а в следующем году на Московском кинофестивале продемонстрировали несколько серий «Микки Мауса». Увиденное настолько потрясло как советских мультипликаторов, так и лично И.Сталина, что вскоре разрозненные студии объединили в киностудию «Саюзмультфильм».

Как впоследствии вспоминал Хитрук, диснеевское искусство было похоже на колдовство: это «такой класс режиссуры, такое слияние пластики, музыки, идей и характеров - поразительно». Поэтому для мультипликаторов были выписаны специальные пособия, по которым обучались работники американской киностудии. Это позволило не только совершенствовать технику съемок, но и ввести разделение труда. Узкая специализация сделала процесс производства дешевле, однако исчезал индивидуальность художественного почерка.

Поиск собственного пути и производство пуговиц

Поиск собственного пути и производство пуговиц Маленький Мук.

Сороковые годы ознаменовались поиском самобытного стиля. Авангардистская яркость анимации 20-х годов исчезла, зато экранизация детских рассказов стала приобретать знакомые добрые черты. «Красная Шапочка», «Волшебная флейта», «Маленький Мук», «Сладкий пирог», «Лимпопо», «Муха-цокотуха» и «Бармалей» - этот список милых и трогательных мультфильмов можно долго продолжать. Сказалась и плодотворная работа с Сергеем Михалковым: он выступал не только автором текста, но и сценаристом. Однако Великая Отечественная война нарушает творческие планы.

Многие специалисты уходят на фронт, оставшиеся проявляют чудеса изобретательности: ощущается нехватка материалов, эвакуация в Среднюю Азию. Работникам киностудии некоторое время приходится даже заниматься производством гребней и пуговиц из остатков кинопленки. Тем не менее энтузиастам удается создать такие шедевры, как «Телефон», «Сказка о царе Салтане», «Синдбад-мореход», «Киноцирк»“, «Лиса,Заяц и Петух», «Цирк» и другие.

Технологические трудности, цензура, борьба с западным влиянием - все это в результате обернулось не упадком, а расцветом нашей мультипликации. Мы хотим предложить вам вспомнить любимых мультигероев из прошлого, по достоинству оцененных как зрителями разного возраста - 5 мультфильмов популярных у детей и взрослых, которые сначала были книгами >>

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится