Премьера музыкальной сказки совместного советско-румынско-французского производства состоялась 42 года назад сначала в Румынии, а затем, спустя год – в СССР. В основу сюжета была положена известная сказка «Волк и семеро козлят» братьев Гримм. Правда, в Румынии эту сказку знали в пересказе писателя Иона Крянгэ, и в этом варианте сказки было почему-то 3 козленка. Автор сценария и поэт Юрий Энтин рассказывал: «Режиссер из Румынии отказывалась понимать, почему героев в фильме должно быть семь. Чтобы окончательно не разругаться, пришли к компромиссу: парнокопытных героев будет пять». Поэтому двумя козлятами из семерых пришлось «пожертвовать».
Каждую сцену фильма переснимали отдельно на русском, румынском и английском языках, при этом хронометраж и порядок сцен во всех трех фильмах был разным. В советской версии фильма главные герои, которых сыграли Людмила Гурченко и Михаил Боярский, все песни исполнили сами, а в двух других версиях их озвучили зарубежные певцы. Боярский рассказывал: «Это была адская работа. Мы по ночам сидели с Люсей Гурченко и учили какую-то абракадабру, ничего не понимая. Нас потом переозвучивали иностранные актеры, но артикуляцию надо было точно соблюдать. На английском выть было попроще, а румыны нахреначили такое либретто, что мы за голову хватались. Советская версия, кстати, получилась хуже других – для англичан мы снимали 5-6 дублей, для румын – по 3, а для нас совсем мало съемочного времени оставалось».
Однако эти трудности были не самым главным препятствием. Однажды на съемках произошел несчастный случай, который едва не завершился трагедией. Когда снимали сцену на льду, во время исполнения пируэта артист цирка Олег Попов, игравший роль Медведя, столкнулся с Людмилой Гурченко и повалил ее на лед. В результате актриса получила закрытый перелом со смещением, ее ногу пришлось собирать буквально по кусочкам из 19 осколков, Гурченко перенесла 5 сложных операций. Врачи готовили ее к инвалидности и утверждали, что у нее практически нет шансов дальше вести полноценную актерскую жизнь. Они опасались, что актриса может навсегда остаться хромой, и рекомендовали сделать паузу в кинокарьере как минимум на год. Но она не собиралась ждать так долго, и уже через несколько недель вернулась на съемочную площадку.
Но тут возникла новая проблема: Гурченко была с гипсом, а ее героиня должна была танцевать. Тогда актриса предложила выход из ситуации: ее перемещали по съемочной площадке в кресле или на носилках, которые оставались за кадром, а отдельно снимали ноги дублерши. Мужеством актрисы восхищалась вся съемочная группа, а больше всех из-за этого несчастного случая переживал Олег Попов, который чувствовал себя виноватым. Но Гурченко не только никогда не жалела об этих съемках, но и называла киносказку «Мама» подарком судьбы – она всегда мечтала сниматься в музыкальных фильмах.
Наталья Крачковская рассказывала и о еще одной трагедии, которой чудом удалось избежать советским актерам: «Когда мы уехали из Бухареста, в тот день там случилось землетрясение. Видела хронику: гостиница, где я жила, рушится, и мой номер на третьем этаже падает вниз. Ужасное ощущение… Судьба просто миловала».
Изначально в главных ролях автор сценария Юрий Энтин представлял Михаила Боярского и Алису Фрейндлих, которых он увидел в спектакле «Бременские музыканты», где Боярский играл Трубадура, а Фрейндлих – Принцессу. Но актрису не утвердили, а вот против кандидатуры Боярского никто не возражал. Все актеры очень серьезно отнеслись к работе, но Людмила Гурченко превзошла всех. Когда актриса пела песню со словами «Почему вражда и злоба до сих пор живут на свете?», у нее лились слезы. Энтин убеждал ее, что это – слишком для музыкальной сказки. А она возражала: хоть это и не драма, но «все равно должна быть подлинность и настоящие страсти».
Все эти усилия были не напрасными: фильм пользовался большой популярностью как в СССР, так и за рубежом. Он получил приз как лучший музыкальный фильм на Московском кинофестивале, а в 1977 г. на Международном фестивале фильмов для детей и юношества в Венеции эту киносказку отметили специальным призом жюри «Серебряный кубок». А самую большую зрительскую любовь «Мама» заслужила в Норвегии: с тех пор, как ее там впервые показали в 1983 г., в течение следующих 11 лет ее повторяли в кинотеатрах по несколько раз в год по многочисленным просьбам зрителей. Начиная с 2003 г., этот фильм ежегодно транслируют на местном телевидении в канун Рождества.