Как руки усопшего от болезни избавляли и для чего нужно было ходить с топором вокруг гроба: самые распространенные на Руси похоронные суеверия
694
просмотров
Похороны и действия, предшествующие этому процессу на Руси, всегда зависели от множества суеверий. За соблюдением правил строго следили, а старики старались передать потомкам свои знания об удивительной силе покойников и их и вещей. Отношение к смерти на Руси было особенным. Читайте, на что были способны руки умершего, как использовали мыло, которым мыли усопшего, что такое смерок и какой силой обладала одежда недавно почившего человека.

Магические руки усопшего, способные от болезни избавить

Магические руки усопшего, способные от болезни избавить Руки покойного, по мнению древних славян, обладали магической силой.

Руки умершего, по мнению славян, обладали целительным действием. Крестьяне лечили м их помощью различные болезни. Нужно было провести ладонью умершего по тому месту на теле, которое болело и одновременно прочитать заговор. Что касается содержания заговора, то оно было стандартным. Меняли лишь название болезни, которой страдал человек. К примеру, если нужно было избавиться от головной, следовало шептать: «Как твоя рука замерла, таки боль моя замри и уйди из головы». Особым целительным действием обладал мизинец левой руки усопшего. Его надо было приложить к больному зубу, и боль улетучивалась. Неизвестно, работали эти ритуалы. Но они существуют, и для этого обязательно должны быть свои причины.

Как мылом от покойника и лицо мыли, и в суды брали

Как мылом от покойника и лицо мыли, и в суды брали Мыло, которым омывали покойного, обладало магическими свойствами.

Не меньшую магическую силу имело мыло, используемое для омывания усопшего. Такое гигиеническое средство применялось для решения некоторых медицинских проблем. Например, под Вологдой мыло «от покойника» использовалось для лечения болезней. Считалось, что оно вбирает в себя силу мертвеца и может помочь живым преодолеть напасти и болезни. Заболевшему человеку следовало мылиться им и одновременно читать заговор. Смысл был в том, что люди просили мыло помочь избавить их от боли, ведь у покойника уже ничего не болит. И все недуги должны были утечь вместе с мыльной водой, раствориться в ней и перестать беспокоить того, кто проводил ритуал.

Народы коми использовали мыло от умершего для лечения ревматических болезней, куриной слепоты, мозолей. Считалось, что особую пользу при этом могут получить тезки умершего. Делали также ингаляции: на каменку следовало бросить обмылок, а больной должен был дышать целительными испарениями. Мыло от умерших применялось и в косметических целях. Молодые крестьянки использовали его для того, чтобы улучшить состояние кожи, мамочки — для купания своих ненаглядных чад. Говорили, что в этом случае дети становились покладистыми и переставали капризничать. С помощью такого мыла замужние дамы усмиряли своих буйных мужей. Более того, кусочки покойницкого мыла нередко брали с собой на судебные разбирательства, чтобы судьи были более снисходительными и не выносили суровый приговор.

Как смерок пчеловодам помогал, и для чего нужно было ходить с топором вокруг гроба

Как смерок пчеловодам помогал, и для чего нужно было ходить с топором вокруг гроба Перед погребением порой проводились различные ритуалы.

На Руси очень боялись злых духов и старались прогнать их. Чтобы нечисть не беспокоил покойного, следовало использовать топор, который был символом бога Перуна. В отдельных регионах проводили специальный ритуал: кто-то из родственников умершего брал в руки топор и три раза обходил гроб. Лезвие при этом должно было быть направлено в сторону умершего. Когда действия были закончены, надо было вернуться туда, где ритуал начинался и со всей силы ударить по гробу обухом топора. Тогда можно было не бояться, что покойный будет мучиться от проделок злых духов.

При изготовлении гроба плотник снимал точные мерки с усопшего. Говорили, что гроб не должен быть тесным, иначе усопшему будет неудобно и больно. А если размер слишком большой, то это может привести к смерти в доме покойника. Чтобы правильно обмерить мертвеца использовали инструмент под названием смерок. Это была специально вырезанная рейка, по сути линейка, которой и измерялись габариты отошедшего. Мерить смерком живых людей, а особенно детей, запрещалось. При нарушении человек, которого обмерили, мог умереть, а ребенок переставал расти (и это самый мягкий вариант). То есть покойник мог забрать с собой тех, кого обмерили при помощи смерка.

Чаще всего это инструмент клали в гроб к покойнику. Но, например, пчеловоды Костромской области часто просили родственников отдать им смерок. Считалось, что этот предмет поможет предотвратить перелет роя к другому хозяину.

Невероятная сила одежды покойного, помогающая и мужа усмирить и замуж выйти

Невероятная сила одежды покойного, помогающая и мужа усмирить и замуж выйти Народы коми считали, что полезно сидеть там, где стоял гроб.

Одежда покойного также наделялась особыми свойствами. Женщины старались выдернуть из савана несколько ниточек и вшить в мужнину одежду, чтобы укротить его и сделать более покладистым, чтобы перестал обижать жену. Если вдова хотела повторно выйти замуж, рекомендовалось расстегнуть на одежде покойника все пуговицы. А в том случае, когда, родня желала, чтобы вдовец не женился больше, родственницы покойной должны были надеть на нее поясок из ниток.

Интересны ритуалы народов коми, относящиеся к покойникам. Они проводились с охранной целью и должны были отвести смерть от дома. Считалось, что очень полезно прикоснуться к пятке левой ноги покойника или подержаться за его ботинок, погладив при этом подошву. Говорили, что хорошо посидеть на том месте, где стоял гроб. Отсутствовали запреты на прохождение перед гробом в тот момент, когда его выносили. Но не все так просто. Чтобы влияние было положительным, надо тут же вернуться обратно и заглянуть в печную трубу. Если это сделать было невозможно, то следовало натереть грудь песком, который рекомендовалось взять по дороге к погосту.

Если умерший при жизни был колдуном, то процесс похорон был очень страшным. Хоронили таких людей в затопляемых землях, а перед этим тело протыкали осиновым колом. Голова, руки и ноги отрубались. После этого могилу засыпали камнями. Это делалось для того, чтобы колдун не выбрался наружу и не причинил вреда людям.

Удивление сегодня вызывают не только языческие обряды прощания с усопшим. Но и более поздние похоронные обряды, значение которых современные люди не поймут.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится