Дочь русского дворянина и цыганской певицы, Ляля Черная обладала горячим темпераментом, яркой красотой и незаурядным талантом. После первых же ее ролей актрису назвали «цыганской Любовью Орловой», и она действительно не уступала своей знаменитой коллеге ни в обаянии, ни в популярности, ни в умении покорять сердца.
Красота и талант по наследству
На самом деле у нее была лишь четверть цыганской крови, ведь ее мать, певица Мария Полякова, была дочерью цыгана и русской. Она была настоящей красавицей и пела в одном из лучших московских цыганских хоров. Когда князь Сергей Голицын увидел ее на сцене, он потерял голову и однажды увез ее с собой. Она прожила с ним несколько лет и ушла, узнав об измене. Голицын умолял ее вернуться, но ей уже сделал предложение дворянин Сергей Киселев, и она согласилась стать его женой. В браке с ним у Марии родилась дочь Надежда, которая унаследовала от матери и ее красоту, и горячую кровь, и талант.
Однажды кто-то из гостей, увидев маленькую Надю, воскликнул: «Ой, какая лялька! Просто куколка!». После этого близкие начали называть девочку Лялей, а позже из-за смуглой кожи появилось прозвище Черная – так родился псевдоним, под которым ее вскоре узнал весь Союз. Уже в детские годы Ляля была такой артистичной, что другого пути, кроме сцены, для нее никто не представлял. После того, как ее отец ушел из жизни, она помогала матери заботиться о семье и в 13 лет начала вместе с ней выступать в цыганском хоре Егора Полякова. При этом она поначалу даже не пела – просто сидела в самом центре, как живое украшение. А когда Ляля однажды станцевала венгерку, зал взорвался аплодисментами. Так впервые зажглась ее звезда.
Примадонна театра «Ромэн»
В 15 лет Ляля Черная была настоящей звездой и выступала вместе с цыганским хором уже не в ресторанах, а на эстраде, а также участвовала в ежегодных тематических концертах, которые проводились в Колонном зале и Большом театре. В 1930 г. при содействии А. Луначарского был объявлен набор в цыганскую студию, которая спустя год преобразовалась в театр «Ромэн». 22-хлетняя Ляля пришла туда уже известной артисткой и, конечно, сразу же была принята в труппу.
Она блистала в постановках театра «Ромэн» и вскоре стала его ведущей артисткой. Она участвовала практически во всех его спектаклях, зрители специально приходили «на Лялю Черную». Более тысячи раз она вышла на сцену в главной роли в постановке «Грушенька», и зрители не уставали восхищаться ее органичностью, темпераментом, красотой и пластичностью.
В 1935 г. актриса дебютировала в кино в главной роли в фильме «Последний табор». После первой же киноработы на нее обрушилась популярность, таборные цыгане провозгласили ее своей Королевой, а кинокритики начали называть цыганской Любовью Орловой. Ее племянница Любовь Александрович, которая тоже выступала в театре «Ромэн», рассказывала: «Ляля очень спокойно переносила свою славу. Голову она ей не вскружила. Хотя Сталин, бывало, и на банкеты её в Кремль приглашал. Она ни перед кем не лебезила, но и не боялась никого. Помните, были знаменитые футболисты – братья Старостины? Не только они сами, но и их семьи пострадали от репрессий. Ольгу, жену Андрея Старостина (она, кстати, тоже цыганка была), сослали в лагерь. Ляля им много помогала. Она вообще постоянно всем помогала. Дверь в её доме не закрывалась. Кто-то приходил забрать посылочку, кто-то – просто подкормиться. Если кто-то из поклонников дарил ей что-нибудь, тут же могла передарить это. А то и сама, сняв с руки браслет, отдавала какому-нибудь почитателю». Однажды во время войны актриса увидела на вокзале легко одетую женщину с ребенком на руках. Она сняла с себя пальто и отдала ей.
Женщина-шампанское
Те, кто ее хорошо знал, говорили, что она была похожа на шампанское – такая же искрящаяся и пьянящая. Мужчины в ее присутствии вели себя, будто в состоянии опьянения, теряли головы и готовы были ради нее на все. Вместе с ней в ее первом фильме снимался актер МХАТа Яншин, за которого она за год до этого вышла замуж. Он сыграл огромную роль не только в ее личной, но и в профессиональной судьбе. С 1937 по 1941 гг. Яншин был руководителем театра «Ромэн» и даже после того, как они с Лялей расстались, продолжал помогать ей и заботиться о ней.
Племянница актрисы рассказывала: «Это произошло в самом начале войны. «Ромэн» эвакуировали в Нальчик. В это же время туда на гастроли приехал МХАТ. Во мхатовской труппе тогда блистал Николай Хмелёв, игравший ведущие роли Алексея Турбина, Каренина и др. Всех актёров поселили в одной гостинице. В этой гостинице-то они и встретились – совершенно случайно. Когда Хмелёв увидел Лялю, его словно подменили. От природы сдержанный, замкнутый, он узнал, в каком номере живёт Яншин с женой, постучался к ним. А войдя, прямо на глазах у изумлённого Яншина подхватил Лялю на руки и со счастливой улыбкой на лице вынес из номера».
В 1942 г. Ляля Черная развелась с Яншиным и вышла замуж за Хмелева, через год у них родился сын. Однако их семейное счастье было очень недолгим – через 3 года актер скончался прямо на сцене во время генеральной репетиции спектакля, в котором играл Ивана Грозного – эта роль отняла все его душевные силы. Актриса осталась одна с маленьким ребенком, и ей на помощь пришел бывший муж – он возобновил несколько спектаклей с ее участием, поставил для нее два новых спектакля, заботился о ней и сыне, но воссоединения семьи так и не произошло. Официально замужем Ляля Черная больше не была, но в нее влюблялись многие мужчины. Ей приписывали романы с высокопоставленными чиновниками и известными артистами, когда ей было за 60, она свела с ума актера Евгения Весника, который был моложе нее на 14 лет. Они прожили в гражданском браке 5 лет.
Пик популярности и закат карьеры
Самыми плодотворными в ее творческой жизни стали послевоенные годы: Ляля Черная выступала в театре, активно гастролировала с концертами, записывала пластинки с песнями и романсами, участвовала с музыкальными номерами в эстрадных концертах и праздниках, организованных на правительственном уровне. Так продолжалось до конца 1960-х гг. В 1972 г. актриса ушла из театра «Ромэн» и прекратила активную гастрольную деятельность.
Кинокарьера никогда не была для нее на первом плане, и после своего первого появления на экранах в 1935-1940-х гг. она сделала долгую паузу на целых 30 лет. Она вернулась на съемочную площадку уже после того, как ушла из театра, в начале 1970-х гг., когда ей было уже за 60. Одной из самых известных ее киноролей стала старая цыганка в фильме «Табор уходит в небо», а последний фильм с ее участием – «Краткое наставление в любви» – вышел на экраны в декабре 1982 г., через 3 месяца после того, как актриса ушла из жизни.