Павел Луспекаев и «Белое солнце пустыни»
Он снимался в «Белом солнце пустыни» в тяжелейших условиях. Раскаленное солнце, обжигающий песок, ветер, несущий пыль прямо в лицо, в подобной обстановке тяжело было вполне здоровым актёрам. А Павел Луспекаев молча сносил все тяготы и раз за разом входил в кадр, категорически отказываясь от посторонней помощи и дублёров. Он возразил режиссёру лишь дважды, да и то, когда принимал предложение об участии в съёмках. Во-первых, он отказался появляться в кадре на костылях или даже с палочкой, а во-вторых, хотел выполнять все трюки самостоятельно. Единственный раз в фильме на несколько секунд появляется дублёр актёра: когда Павел Верещагин сталкивает за борт ногами двух бандитов.
Он играл таможенника Павла Верещагина, когда от ступней его ног, обмороженных во время войны, остались лишь пятки. Он надевал специальную металлическую пластину, имитировавшую ступню, на неё – ортопедическое приспособление и затем уже обычные ботинки. И играл так, что у зрителя не было и тени сомнения: перед ним настоящий русских богатырь, сильный, смелый и, безусловно, здоровый.
После премьеры картины на широких экранах 30 марта 1970 года Павел Луспекаев стал настоящей звездой. Он стал олицетворением честности, порядочности, патриотизма и несгибаемой воли. Но насладиться лаврами ему не удалось, после премьеры «Белого солнца пустыни» он прожил чуть более двух недель, скончавшись от разрыва сердечной аорты.
Владимир Трещалов и «Неуловимые мстители»
Его заметил ассистент режиссёра по актёрам на спортивной площадке недалеко от «Мосфильма». И тут же позвал на пробы в «Неуловимых мстителях». Владимир Трещалов пришёл на пробы в той же мокрой спортивной майке, на него сверху надели рубаху, он вошел в кадр и его пробы сразу же вошли в фильм. Он играл бандита Лютого со всем азартом, проживая эту роль.
В фильме вообще всё было по-настоящему, без дублёров. Стрельба, трюки, безумные скачки на лошадях. И сцена, где Лютый порет подростка была фактически документальной. Увлёкшись, актёр не соотносил игру и силу удара. Впрочем, позже Витя Косых, игравший Даньку, в отместку стегал плетью Лютого тоже в полную силу, без снисхождения.
В фильме было множество ситуаций, когда актёры травмировались, но продолжали играть, выполняя распоряжения режиссёра. Не хотел подчиняться диктату лишь Владимир Трещалов, не терпевший никакого давления. Мало того, Владимир Леонидович пошёл на открытый конфликт с режиссёром, который дошел почти до рукоприкладства. Лютый должен был появляться во всех сериях «Неуловимых мстителей». Но режиссёр вывел актера в первой части. И даже не позвал его на озвучивание. Герой Трещалова говорит в картине голосом Евгения Весника.
Впрочем, неукротимый нрав и тяга к справедливости практически сразу поставили крест на актёрской карьере Трещалова. Вступившись за Владимира Высоцкого, с которым дружил Владимир Леонидович, он оскорбил начальника актёрского отдела «Мосфильма» Адольфа Гуревича. И его просто перестали приглашать на съемки. Работал водителем троллейбуса и занимался ювелирным делом. В конце 1970-х вернулся в актёрскую профессию, но роли ему предлагали совершенно незначительные. Служил в нескольких театрах. Скончался в 61 год после трёх перенесенных инфарктов.
Андрей Миронов и «Человек с бульвара Капуцинов»
Он далеко не сразу согласился сняться в фильме, режиссёром которого была Алла Сурикова. Она же видела в роли Джона Фёста только этого актёра. Впрочем, спустя несколько месяцев он сам позвонил Алле Ильиничне. Он увидел в Джонни самого себя: немолодого усталого романтика.
Андрей Миронов не просто играл свою роль. Он стал сорежиссёром Аллы Суриковой. Он придумывал мизансцены, искал удачные кадры и искренне переживал за каждого члена съёмочной группы.
Знаменитому актёру некогда было обращать внимание на собственное нездоровье, идти к врачу. Он играл блистательно и переживал за результат всем сердцем. Андрей Миронов скончался через полтора месяца после премьеры «Человека с бульвара Капуцинов», прямо на театральной сцене в Риге на спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
Юрий Богатырёв и «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Образ чекиста Егора Петровича Шилова давался Юрию Богатырёву с огромным трудом. Слишком разными они были: сильный, властный, жёсткий Шилов и мягкий, застенчивый, очень добрый Богатырёв. Все сцены по требованию режиссёра Никиты Михалкова снимались без дублёров. И с каждым отснятым кадром актёр становился всё мрачнее. Он почти не общался с коллегами, лишь рисовал постоянно что-то в своём блокноте.
По свидетельству Константина Райкина, именно после съёмок в фильме Михалкова Юрий Богатырёв начал сильно пить. Многие связывали это с тем, что, играя мужественного героя, сам актёр страдал от осознания своего несоответствия персонажу. Он так и остался чужим среди своих. На фоне пристрастия к спиртному Юрий Богатырёв через время стал принимать и антидепрессанты.
Когда ночью 2 февраля 1989 года ему стало плохо, врачи «Скорой помощи» укололи актёру клофелин, который в сочетании с антидепрессантами вызвал мгновенную остановку сердца.