Как стали знаменитыми Лермонтов, Достоевский и другие русские классики, и Какое отношение к этому имели власти
751
просмотров
Наверное, каждый писатель или поэт мечтает попасть в историю. Очень часто, чтобы стать классиком недостаточно таланта, а нужно ещё и везение. Еще существует поговорка, что бездарность пробьется, а талант нужно поддерживать. На примере русских классиков можно увидеть, как происходил процесс их признания в литературно-поэтическом мире. Читайте про универсального гения Александра Пушкина, а также почему Ленина тошнило от прозы Достоевского и как стихи Есенина записывали в тайные тетрадочки.

Михаил Лермонтов: его не любил Николай I и обожал Ленин

Михаил Лермонтов: его не любил Николай I и обожал Ленин Ленин высоко ценил творчество Лермонтова.

Михаила Юрьевича Лермонтова знают все. А ведь его творческий путь был очень непростым. При жизни было издано очень мало произведений этого поэта — «Герой нашего времени» (2 раза) и книга стихотворений. При этом популярность была огромная. Всё дело в том, что Николай I просто ненавидел Лермонтова и обвинял его чуть ли не в подрыве монархии. Знаменитое стихотворение «Смерть поэта» вызвало волну негодования у сословия дворян.
Однако, когда поэт погиб, император согласился с тем, что этот человек мог бы стать преемником Пушкина.

Время шло, во второй половине XIX века Лермонтов стал издаваться чаще и переводиться на разные языки. Грандиозную популярность его творчество получило благодаря Владимиру Ильичу Ленину. После революции 1917 года вышло постановление СНК, в котором говорилось о возведении памятников деятелям культуры. Лермонтов занял третье место после Толстого и Достоевского. С 1917 по 1920 год было издано 19 книг Михаила Юрьевича. Так благодаря революционным событиям в России, страна получила классика, чье творчество сегодня изучают в школе.

Александр Пушкин: русский Байрон и универсальный гений

Александр Пушкин: русский Байрон и универсальный гений Александр Пушкин — воплощение русской души.

В начале XIX века в среде русской интеллигенции пошли разговоры о том, что в России нет национального поэта. Популярной была тема безнародности русской культуры. Об этом писал Кюхельбекер и Бестужев, Андрей Тургенев и другие. России был нужен «универсальный гений» —это выражение приписывается славянофилу Киреевскому — который был бы не хуже Байрона, Шекспира или Гёте. На эту роль как нельзя лучше подошел Александр Сергеевич Пушкин. Фигура поэта мифологизировалась многими интеллектуалами. Например, Аполлон Григорьев, писал о том, что Пушкин это воплощение душевности, всего особенного, что остаётся русскому человеку после соприкосновения с другими мирами.

Популярность поэта была очень велика. В день его похорон в Санкт-Петербурге полиции пришлось следить за порядком, а студентам запретили покидать занятия: настолько расстроены были жители города произошедшим. Площадь вокруг Конюшенной церкви была полностью заполнена людьми, которые пришли попрощаться с поэтом.

Федор Достоевский: опека советника Победоносцева и ненависть вождя революции

Федор Достоевский: опека советника Победоносцева и ненависть вождя революции Ленин называл произведения Достоевского «блевотиной»

Фёдор Достоевский — писатель, который для многих иностранцев олицетворяет Россию и признанный русский классик. На творческом пути ему помогал Константин Победоносцев. Достоевский работал редактором журнала «Гражданин», издаваемым вот надзором цесаревича Александра Александровича и был представлен Победоносцевым членам царской семьи. Это был очень важный шаг. Даже когда писатель ушёл из журнала, Победоносцев не перестал помогать ему и опекать. Произведения писателя были поставлены в программы земских школ, он был одним из самых популярных русских писателей в Европе.
Дальше всё стало не так радужно — случилась революция.

Изучая произведения Ленина, многие удивлялись его резким высказываниям по отношению к писателю. Он называл творчество Достоевского дрянью, блевотиной, кликушеством, реакционной гадостью. Ленин писал, что пытался читать «Братьев Карамазовых», но не смог этого сделать, поскольку его затошнило от сцены в монастыре. Тем не менее Достоевский вошел в список памятников нового государства. Юридически творчество писателя никогда не запрещалось, и он был всемирно признанным. Однако начиная с тридцатых годов до момента десталинизации писателя его книги издавались всего 2 раза, и это были однотомники. Для изучения в школе рекомендовались «Бедные люди», а когда Сталин скончался, в школьную программу было добавлено «Преступление и наказание».

Иван Тургенев: писатель-деревенщик и обязательное чтение для советских людей

Иван Тургенев: писатель-деревенщик и обязательное чтение для советских людей Никто не описал русскую природу лучше Тургенева.

Иван Тургенев при жизни сделал немало для того, чтобы популяризировать русскую литературу за рубежом. Он переводил Толстого, Достоевского и Гоголя, сотрудничал с самыми крупными литературными журналами, получал высокие оценки российских и зарубежных критиков. Однако чаще всего его воспринимали как как писателя-деревенщика, так как как никто не мог лучше передать крестьянские типы и описать красоты русской природы.

Романы Тургенева между тем критиковались: несмотря на особый поэтизм и утонченность, критики считали, что характеры выписаны поверхностно, а общественные задачи не исполнены. Антон Павлович Чехов как-то писал, что скорее всего после смерти Тургенева от его творчества останется не так много. Всё произошло иначе и вот почему: советским деятелям очень нравился Тургенев. О великом и могучем языке этого писателя говорил Ленин, Луначарский называл Тургенева созидателем русской литературы, а Калинин обращал внимание на общественно-политическое направление его произведений. Советские граждане с удовольствием читали душещипательную историю «Му-му», а в школе проходили романы о нигилистах.

Сергей Есенин: символ упадничества и реабилитация благодаря народной популярности

Сергей Есенин: символ упадничества и реабилитация благодаря народной популярности Сергей Есенин пользовался огромной популярностью в народе.

В первой половине XX века, при советской власти, Сергей Есенин считался символом упадничества. Луначарский называл его пьяницей, пессимистом и хулиганом. Бухарин отмечал, что стихи Есенина красивы, но в целом все его произведения — российская матерщина, залитая слезами пьяницы. Официально запрета на произведении Есенина не было, но в советскую литературу его вводить не торопились. Издавался он редко и малыми тиражами. А вот народная популярность зашкаливала.

По рассказам Шаламова многие произведения, например, «Русь уходящая» или «Москва кабацкая», люди записывали в тайные тетрадки, чтобы вечером почитать без свидетелей. В блатном мире с удовольствием распевали песни на его стихи. После десталинизации поэт стал классиком. Его невозможно было не реабилитировать, поскольку творчество ценилось представителями самых разных рангов. Сегодня Есенина знают и любят, его стихи кладут на музыку, используют в кинофильмах и спектаклях.

Актуальность произведений русских классиков основывалась на подборе тем. Даже таких, как почему Герасим утопил Муму, и сходных вопросах.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится