Гаджеты и их опасность в современном мире
Экранные медиа – это визуальный электронный контент, который создан для того, чтобы обучать и развлекать пользователей, а также для того, чтобы продвигать и продавать им товары и услуги. Кроме того, они предназначены для того, чтобы обмениваться информацией, карьерными интересами, идеями, изображениями и видеозаписями в виртуальных сообществах и сетях. Вовлеченность в пользование экранными медиа поднимается до такой точки, где оно становится обсессивно-компульсивным. Однако, в то время как погружение в экранные медиа может иметь свойства зависимости, страх родителей, что она может завладеть жизнью их детей, и, несмотря на то что постоянно появляются новые программы по лечению интернет-зависимости, исследователи, профессионалы в сфере здравоохранения и эксперты по вопросам детского развития продолжают активно обсуждать, стоит ли формально классифицировать это как полноценную форму зависимости.
Что такое зависимость?
Зависимость развивается от нездоровых и изменяющих настроение отношений между человеком и субстанцией или видом деятельности (азартные игры, еда, секс и так далее), которые прогрессируют до такого момента, где применение субстанции или принятие участия в виде деятельности вмешиваются в повседневную жизнь человека, выходят из-под сознательного контроля и продолжают присутствовать, несмотря на то что негативные последствия постоянно увеличиваются.
- Зависимость характеризуется наличием одержимости, компульсивности, прогрессивности и ломки, и все эти четыре элемента являются частью чрезмерного вовлечения в экранные медиа.
- Одержимость включает в себя постоянные мысли о чем-либо, желание конкретной субстанции или какого-либо вида деятельности.
- Компульсивность – это непреодолимый импульс, который подталкивает к тому, чтобы поддаться одержимости конкретной субстанции или вида деятельность.
- Прогрессивность относится к постоянному увеличению вовлеченности в использование субстанции или занятие определенным видом деятельности в вопросах интенсивности, частоты и серьезности.
С течением времени эта вовлеченность начинает поглощать все больше времени, внимания и энергии, а также приводит к более серьезным проблемам в различных сферах жизни. Ломка происходит, когда человек испытывает ментальные, эмоциональные и даже физические проблемы или дискомфорт при прекращении употребления субстанции или занятия видом деятельности, из-за чего активируется сильное желание продолжить использование, чтобы избежать этого чувства дискомфорта.
Нейробиология и зависимости
Нейробиология помогает людям понять, как субстанции и виды деятельности оказывают влияние на мозг. Употребление алкоголя и других наркотических веществ активирует нейроны в вентральной тегментальной области среднего мозга, из-за чего начинается выработка нейромедиатора допамина - химического вещества, которое позволяет вам чувствовать себя хорошо и ассоциируется с внимательностью, настроением, мотивацией и удовольствием. Это происходит в так называемой мозговой системе награждений. Исследования этой части мозга показывают, что, в то время как кокаин, метамфетамин и опиоидные вещества доставляют в мозг гораздо большие дозы допамина, чем различные виды деятельности (азартные игры, секс или еда), награда остается наградой, независимо от того, из какого источника она исходит. Ожидание и получение нового контента экранных медиа или успешного завершения задания в компьютерной игре активируют те же самые нейронные пути и точно так же стимулируют выработку допамина. «БлэкБерри» (смартфон, который доминировал на рынке до появления «Айфона») не прославился как «КрэкБерри» просто так. Точно так же периодически можно услышать, как «Фейсбук» называют «Фейскрэком».
Серьезные вопросы
На сегодняшний день пока что нет долгосрочных исследований масштабного использования экранных медиа. Однако, если зависимость выражается как патологические отношения с изменяющими настроение вещами, которые влекут наносящие урон жизни последствия, параллели, которые можно провести, становятся очевидными. Особую озабоченность вызывает использование экранных медиа детьми и подростками, мозг которых находится в активной стадии развития.
Будьте осторожны с технологиями
Удивительно то, что дизайнеры и инженеры, работающие над компьютерными технологиями и знающие лучше других, как экранные медиа и технологии оказывают влияние на человеческое поведение, в последнее время стараются быть все более осторожными с технологиями, как и родители. Даже сам Стив Джобс был известен как родитель, который позволял своим детям крайне редко пользоваться технологиями.
Новые кандидаты на звание зависимости
Патологическая склонность к азартным играм, компульсивная сексуальная активность и расстройства питания также относительно недавно рассматривались как потенциальные кандидаты на внесение в список форм зависимости. Однако, когда в 2013 году был выпущен обновленный список официальных зависимостей, только азартные игры попали в него. Проблемы с интернет-играми были добавлены как вопрос, который требует дополнительных исследований, для того чтобы окончательно быть признанными официальной зависимостью.
Игровое расстройство
Всемирная Организация Здравоохранения включает «игровое расстройство» в свой черновик одиннадцатого издания известной всем Международной классификации болезней, которая должна быть опубликована в 2018 году. Международная классификация болезней – это всемирная версия списка, о котором шла речь выше (он относится только к Соединенным Штатам Америки и считается мировым стандартом определения проблем со здоровьем и заболеваний).
Чем характеризуется игровое расстройство?
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, игровое расстройство характеризуется повторяющимися и постоянно присутствующими моделями поведения, которые включают в себя неспособность контролировать частоту, интенсивность и продолжительность игры за компьютером как в режиме онлайн, так и в режиме офлайн. Также компьютерные игры начинают занимать более важную роль в жизни, чем другие интересы и повседневные занятия, что выливается в серьезное нарушение личных, семейных, социальных, образовательных, профессиональных и других важных сфер функционирования человека. Кроме того, оно характеризируется нежеланием отказаться от компьютерных игр, несмотря на негативные последствия. Согласно данным, формальный диагноз игрового расстройства можно поставить тогда, когда описанные выше модели поведения присутствуют у человека не менее одного года, однако в крайних случаях диагноз можно поставить и раньше.
Как избавиться от экранной зависимости?
- Убедитесь в том, чтобы определенное время и некоторые виды деятельности были абсолютно без экранов.
- Ограничьте доступ к экранам в детской комнате.
- Размещайте экраны в общих зонах.
- Используйте ролевые модели.