Какие эпизоды вырезала цензура из фильма «Через тернии к звездам», и куда пропала главная инопланетянка СССР
550
просмотров
На днях исполнилось 68 лет модели и актрисе Елене Метелкиной, которая миллионам зрителей запомнилась как Полина в фильме «Гостья из будущего» и главная героиня фильма «Через тернии к звездам» Нийя. Ее называли главной инопланетянкой советского кино и одной из самых загадочных актрис.

Сыграв всего в 7 фильмах, она навсегда пропала с экранов. Из-за чего худсовет не хотел утверждать ее на роль Нийи, чем она занимается сегодня, как ввод советских войск в Афганистан повлиял на судьбу фильма, и почему полную его версию зрители смогли увидеть только 20 лет спустя – далее в обзоре.

Как доктор наук стал писателем-фантастом

Как доктор наук стал писателем-фантастом Писатель и сценарист Кир Булычев

Сценарий к фильму «Через тернии к звездам» написал Кир Булычев – самый популярный в СССР и самый востребованный кинематографистами писатель-фантаст. По его сценариям было снято более 20 фильмов, самым известным из которых стала «Гостья из будущего». Режиссером был Ричард Викторов, уже снимавший фантастические фильмы в 1970-х гг. («Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной»).

Кир Булычев – это псевдоним писателя Игоря Можейко. Он был доктором исторических наук, работал в Институте востоковедения Академии наук СССР, в научных кругах его знали как серьезного ученого и преподавателя. И долгое время Можейко скрывал от сотрудников свое увлечение – литературную деятельность. Он опасался того, что научная фантастика покажется его коллегам слишком несерьезным жанром, дискредитирующим его как ученого.

Кадр из фильма *Через тернии к звездам*, 1980

Чтобы не потерять работу в институте, он решил публиковать свои произведения под псевдонимом Кир Булычев. Самым большим успехом у читателей пользовались его рассказы и повести об Алисе Селезневой, которая стала героиней 52-х его произведений. Автор посвятил их своей дочери Алисе, в честь которой и назвал главную героиню.

Свой замысел Булычев объяснял так: «Нашим детям жить в двадцать первом веке, летать к звёздам, открывать новые планеты, но что они будут читать, когда узнают всё про Бабу Ягу и Кащея? Может, они ничего не будут читать? Будут смотреть видео, жевать «сникерс» и обойдутся без книжек? С этим я не согласился и решил попробовать написать повести для детей, которые станут взрослыми в будущем веке».

Кадр из фильма *Через тернии к звездам*, 1980

Хотя большинство его произведений было адресовано детям и подросткам, фильмы по его сценариям вряд ли можно было назвать детскими. В них затрагивались такие общечеловеческие проблемы, которые волновали зрителей абсолютно всех возрастов. И масштаб их выходил за рамки развлекательной кинофантастики. Как, например, это было с фильмом «Через тернии к звездам».

На съемках фильма *Через тернии к звездам*, 1980

За сценарий к этому фильму Кир Булычев был удостоен Государственной премии СССР. Именно по этой причине ему тогда пришлось «рассекретить» свою личность: в титрах к фильму можно было спрятаться за псевдонимом, а на вручение премии мог явиться только Игорь Можейко, а не Кир Булычев. Поэтому после премьеры «Через тернии к звездам» сценаристу пришлось раскрыть свое настоящее имя. Его опасения оказались напрасными – из института его не уволили, наоборот, все порадовались за коллегу.

Инопланетянка с подиума ГУМа

Инопланетянка с подиума ГУМа Елена Метелкина в советских журналах мод, 1977

Режиссер долгое время не мог найти актрису для главной роли. В его представлении, это должна была быть девушка, не похожая ни на одну из героинь советского кино. Художник нарисовал такой портрет: стройная высокая женщина-андрогин, с длинной шеей, огромными глазами и лысой головой. В картотеке киностудии похожих актрис не нашлось, а вот в журнале мод увидели именно такую. Это была манекенщица из ГУМа Елена Метелкина.

Елена Метелкина в советских журналах мод, 1976-1977

Инопланетянкой она казалась окружающим с самого детства. В школе Елена держалась особняком, над ее внешностью ровесники постоянно подшучивали, и свободное время она предпочитала проводить не с друзьями, а за книгами. Но те особенности ее внешности, которые становились объектом шуток одноклассников, вскоре позволили ей стать одной из самых известных в СССР манекенщиц.

Елена Метелкина в советских журналах мод, 1976

В 1970-х гг. Елена Метелкина стала ведущей манекенщицей в демонстрационном зале ГУМа, ее фотографии украшали обложки журналов мод и каталогов вязаной одежды. Ее необычная внешность и магнетический взгляд завораживали, на нее обратили внимание и за границей. Там о Метелкиной говорили: «На ней можно сделать миллионы, но не в СССР». Позже один из голливудских киноведов о ней сказал: «Что-то среднее между Твигги и Анне Ленокс с волосами, как у Денниса Родмана».

Елена Метелкина в фильме *Через тернии к звездам*, 1980

Хотя у Метелкиной не было опыта съемок в кино и актерского образования, со всеми задачами она справилась. Режиссер просил ее «выключить» женственность, быть максимально отстраненной и холодной, что в сочетании с ее внешностью выглядело действительно «по-инопленетянски». Поначалу главную героиню хотели сделать лысой, и Метелкина решилась на смелый шаг и побрилась наголо. А после этого ее пробы не утвердил худсовет!

Елена Метелкина в фильме *Через тернии к звездам*, 1980

Режиссеру заявили, что положительная героиня не может быть лысой. К тому же там была любовная линия, а такую женщину, по мнению худсовета, не захочет поцеловать ни один мужчина. И перед режиссером поставили задачу, которой он старательно избегал во время съемок: сделать главную героиню миловидной! В итоге на экранах Нийя появилась в мини-парике. Вопреки ожиданиям худсовета, неземная блондинка с ультракороткой стрижкой свела с ума миллионы мужчин, которые ее атаковали на каждом шагу.

Фильм «Через тернии к звездам» вышел на экраны 40 лет назад, в 1981 г., и произвел настоящий фурор: за год его посмотрело 20,5 млн зрителей. Через год на Международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Италии Метелкина получила специальный приз жюри «Серебряный астероид» за лучшую женскую роль. Фильм даже заказали для проката в США, и он шел на американских экранах под названием «Женщина-гуманоид». Кроме того, он был показан в Испании, Франции, Греции, Хорватии, Японии, Южной Корее – всего в 40 странах мира.

С экранов – в церковную лавку

С экранов – в церковную лавку Елена Метелкина в фильме *Гостья из будущего*, 1984

После этого Метелкина оставила работу манекенщицы и решила строить кинокарьеру. Спустя 3 года она снялась еще в одной экранизации произведений Кира Булычева «Гостья из будущего», и снова сыграла неземную героиню Полину, прибывшую из другого времени. Однако после этого ярких ролей актрисе больше не предлагали. Она появилась в эпизодах еще двух фильмов, и на этом ее кинопуть прервался. Елена вновь вернулась на подиум.

Кадры из фильма *Гостья из будущего*, 1984

В середине 1990-х гг., когда демонстрационный зал ГУМа был закрыт, Елена Метелкина осталась без работы. Она окончила курсы секретарей-референтов и устроилась в офис, но после покушения на жизнь руководителя ушла оттуда. Не отчаяться и вновь обрести почву под ногами ей помогла церковь. С тех пор вера для нее – главная путеводная звезда в жизни.

Модель и актриса Елена Метелкина

С тех пор Метелкина сменила несколько профессий: работала продавцом-консультантом, уборщицей, воспитателем в интернате, секретарем в Обществе ветеранов войны, менеджером в центре изучения иностранных языков. В 2013 г. она вновь появилась на экранах, сыграв главную роль в короткометражке «Простое женское счастье», а в 2008-2009 гг. вновь вышла на подиум. Но ее главной отдушиной стало пение в церковном хоре и работа в церковной лавке.

Две версии фильма «Через тернии к звездам»

Две версии фильма «Через тернии к звездам» Кадр из фильма *Через тернии к звездам*, 1980

В фантастическом фильме не было никаких политических отсылок и аналогий, тем не менее советская цензура увидела в нем крамолу. За год до этого состоялся ввод советских войск в Афганистан, и прилет землян на другую планету с целью навести там порядок восприняли как аллюзию и попытку осудить политику СССР. Из финальной версии фильма пришлось вырезать несколько сцен.

На съемках фильма *Через тернии к звездам*, 1980

Только спустя 20 лет после премьеры, в 2001 г., сын режиссера Николай Викторов решил выпустить полную версию фильма. При этом он сократил затянутые эпизоды, переписал звуковую дорожку, поработал над колористикой и доснял несколько сцен с использованием компьютерной графики.

Афиша фильма *Через тернии к звездам*

Эти актеры действительно не были ни на кого похожи и запоминались с первого взгляда: Самые колоритные инопланетяне советского кино.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится