Его живопись высоко ценится и за рубежом: за последние 20 лет около 500 работ художника общей суммой почти в 50 миллионов долларов ушло с молотка на мировых аукционных торгах. О самых дорогих из них - в нашей публикации.
Иван Иванович Шишкин (1832–1898) - русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист, еще при жизни ставший классиком. Также он являлся ярким представителем Дюссельдорфской художественной школы, академиком (1865), профессором (1873), руководителем пейзажной мастерской (1894—1895) петербургской Академии художеств.
Пожалуй, никто из художников-пейзажистов не относился к природе так, как он - виртуоз лесных пейзажей, оставивший после себя большое наследие картин, с фотографической точностью передающих мельчайшие детали природы. Этими произведениями высокого искусства уже более полутора века восхищалось... и будет в дальнейшем не один век восхищаться человечество.
Рассмотрим самые значительные из них.
Картины художника, удостоенные наград в его студенческие годы
Иван Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга лишь в возрасте двадцати пяти лет. И его уникальный талант сразу же был отмечен преподавателями вуза. Реалистичностью своих пейзажей Иван покорил всех еще на первом курсе, его конкурсная работа была отмечена малой серебряной медалью. В неё входило несколько картин, включая полотно «Вид в окрестностях Петербурга» с изображением простого сельского пейзажа. Вскоре талантливый студент был отмечен еще одной малой серебряной медалью за рисунки в Дубках.
На втором году обучения начинающий живописец был награжден уже большой серебряной медалью за этюд «Сосна на Валааме», на третьем ему вручат малую золотую медаль за картину «Ущелье на Валааме», а на четвертом - уже большую золотую медаль за две одноименные работы про Валаам «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».
И нужно отметить, что остров Валаам, находящийся в северной части Ладожского озера, являлся некой меккой для студентов Академии, которая часто посылала туда своих учеников, чтобы те зарисовывали его живописные виды. Шишкин работал на острове с таким творческим подъемом, что терял счет и часам, и дням. Он был очарован древними скалами, испещрёнными трещинами, бьющимися о них огромными волнами. На острове часто бушевала непогода. Буквально на глазах от ураганного ветра ломались деревья. И это оставляло очень глубокие переживания в душе пейзажиста, наполняло новыми красками его удивительно реалистичные работы. И, разумеется, его чуткое отношение к природе и мастерство живописца не могли остаться незамеченными: одну из картин этой серии академия преподнесла в подарок императорской семье.
Но и на этом награды великого мастера не закончились. Получив по окончании Академии большую золотую медаль, Шишкин получил также звание первоклассного художника и право на поездку за счет Академии за границу. Что любопытно, Иван и там нашёл для себя места, которые напоминали ему о родине и были близки его сердцу. Страсть к природе и лесу привела живописца к Тевтобургскому лесу недалеко от города Дюссельдорфа, что в западной части Германии. Там он с большим воодушевлением приступил к изображению скалистых и лесных видов. Именно там был создан очередной шедевр «Вид окрестностей Дюссельдорфа», который заказал живописцу коллекционер Н. Быков. И за эту прекрасную работу в дальнейшем Шишкину присвоили звание академика и наградили Орденом Святого Станислава III степени (1867).
Любопытна история написания еще одного полотна, за которое в 1873 году Иван Иванович получил звание профессора. За год до этого Шишкин вместе с Крамским провёл лето в усадьбе Марии Снарской в деревне Ильжо. Именно здесь мастер и начал писать свой знаменитый пейзаж «Лесная глушь», который впоследствии попал на Всероссийскую выставку и принес автору высокое звание. Со слов Крамского, когда работа практически была готова, а до выставки оставались считанные дни, Шишкин, критическим взглядом оценив работу, соскоблил мастихином около четверти огромной двухметровой картины. Затем без раздумий, на одном дыхании переписал эту часть. В таком преображенном виде она экспонировалась на выставке и собрала самые восторженные отзывы. После «Лесную глушь» приобрел музей Академии художеств.
Также многим будет интересна история создания всем известной картины Ивана Шишкина с изображением семейства медведей в сосновом бору, которую можно прочесть в нашей публикации: Почему имя художника Константина Савицкого было стерто с полотна Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Самые дорогие картины Шишкина на мировых аукционах
В наши дни картины великого мастера русского пейзажа достаточно высокого ценятся на аукционах. Так за последние 20 лет на разных арт-торгах было продано 456 его работ на общую сумму 48,7 млн долларов. Краткий обзор самых дорогих из них, далее - в публикации.
Самым дорогим в истории продаж полотен Шишкина стала картина «Сумерки» (1896). Ее выставил на лондонских торгах в 2013 году торговый дом MacDougall’s, специализирующемся на русской живописи. Начальная стоимость работы (эстимейт) была заявлена в пределах 1,2-1,8 миллиона фунтов стерлингов. Во время торгов это полотно высококлассного уровня тут же привлекло внимание и привело к жаркой борьбе участников аукциона. В итоге работа ушла с молотка за 2 млн 158 тысяч фунтов стерлингов (3,3 млн долларов).
В 2016 году в Лондоне состоялась еще одна крупная продажа шишкинского пейзажа в торговом доме Sotheby's. Здесь была выставлена картина «На окраине соснового бора», написанную художником за год до своей кончины. Любопытно, что Иван Иванович в свое время отказал самому императору Николаю II, пожелавшему купить картину. Вместо этого он продал ее своему племяннику Стахееву. После революции 1917 года племянник художника с семьей эмигрировал в Париж. Московский дом и большая часть его богатой коллекции были национализированы. Однако некоторые предметы искусства всё-таки удалось вывезти, в том числе полотно «На окраине соснового бора». В 1920-е годы у Стахеевых картину купил бельгийский художник Шарль Дефрейн. В его доме оно и находилось, пока потомки не выставили картину на торги. Интересно, что кроме художественной выставки еще при жизни Шишкина картина больше нигде не выставлялась. Это полотно из частной коллекции ушло с молотка за 1,385 миллиона фунтов стерлингов, что почти в два с половиной раза превысило оценочную стоимость (стартовая цена лота составляла 500-700 тысяч).
Также в 2016 году с лондонского аукциона MacDougall’s была продана одна из более ранних работ Шишкина 1882 года за 457 тысяч фунтов стерлингов. Художник написал пейзаж по воспоминаниям от последней поездки с дочерью Лидией в родную Елабугу.
В 2019 году ушел с аукциона еще один пейзаж художника. Это картина «Сухостой» (1897), также написанная за год до смерти художника. На этот раз работа появилась на торгах аукционного дома Christie's с эстимейтом 700-900 тысяч фунтов стерлингов и была продана примерно за 1 млн фунтов.
P.S. Скандал на аукционе
В заключение хотелось бы отметить, что солидные цены на картины Шишкина привлекают и желающих выдать подделку за подлинник. Так, весной 2004 года на аукционе торгового дома Sotheby's разразился громкий скандал вокруг раннего полотна Ивана Шишкина «Пейзаж с ручьем», который был оценен специалистами примерно в 700 тысяч фунтов стерлингов.
Однако до торгов дело так и не дошло. За пол часа до начала в аукционный дом позвонил неизвестный и заявил, что полотно является поддельным. Тогда Sotheby’s едва успел снять «Шишкина» с аукциона. А после тщательного расследования выяснилось, что за год до этого эта картина была продана в Стокгольме как произведение голландского живописца Маринуса Адриана Куккука за $56 тысяч вместо заявленных $9 тысяч. Предполагается, что год, прошедший между шведским и лондонским аукционом, картина провела в России, где над ней были проведены косметические процедуры. После скрупулезной экспертизы выяснилось, что из пейзажа голландца аккуратно удалили фигуры людей и животных, а в углу холста нанесли автограф Шишкина. А ведь если бы сделка состоялась владелец мог бы выручить за это полотно в десять раз больше. Подделка, разумеется, вернулась к своему владельцу, выставившему её на аукцион. Его имя осталось неназванным: аукционный дом озвучил лишь, что это лондонский коллекционер и «хорошо известный человек».
Никто не поспорит с тем, что среди русских пейзажистов Шишкину принадлежит место самого сильного художника. Ему как никому другому удавалось передать красоту первозданной русской природы. Величественные вековые сосны, освещенные солнцем, высокое голубое небо, бескрайние лесные дали с извилистыми тропинками и дорогами - всё это настолько реалистично, что при взгляде на них будто слышишь шум легкого ветерка и журчание ручейка, щебет лесных птиц и говор грибников...
Однако в первую очередь он был человеком, на плечи которого свалилось немало бед и горя. О непростом жизненном пути художника читайте в нашей публикации: Штрихи к портрету Ивана Шишкина: 7 историй о том, что хрестоматийный классик был живым, уязвимым и страстным человеком