Головные уборы девушек
На Руси головные уборы незамужних девушек отличались простотой. Они выполнялись в виде простой повязки или веночка. При этом коса оставалась открытой. После свадьбы косу расплетали, а волосы укладывали вокруг головы, как бы «окручивали», откуда и пошло выражение «окрутить девку», что значило женить ее на себе.
Традиция покрывать голову появилась в глубокой древности. В ее основе лежало представление о том, что волосы притягивают отрицательную энергию. Девицам, конечно, разрешалось показывать свою косу женихам. А вот замужним женщинам категорически запрещалось. Простоволосая жена – это позор всей семьи. После свадьбы волосы укладывали «по-бабьи». А сверху обязательно надевали головной убор, который закрывал затылок и волосы. Он имел сложную конструкцию и состоял из множества деталей. Старинные головные уборы мало чем напоминали современные шляпы.
Головные уборы юга
Граница между русским севером и югом проходила по территории нынешней Московской области. Специалисты-этнографы к северной Руси относят Тверь и Владимир, а к южной Руси – Рязань и Тулу. Что касается Москвы, то она находилась в зоне влияния культуры и традиций двух регионов.
Крестьянский костюм женщин южных регионов очень сильно отличался от северных областей. Дело в том, что юг был сельскохозяйственным регионом, который был намного беднее Русского Севера. Местные жители были более консервативны в одежде. На севере же процветала торговля с иностранными купцами.
До начала двадцатого века в южных деревнях носили клетчатую поневу – древний вид русского костюма. Наряд дополняла длинная рубашка белого цвета, подол которой выглядывал из-под поневы. Силуэт одежды напоминал бочонок. Костюм дополняли кики и сороки. Такие головные уборы имели множество фасонов.
Кика рогатая
Специалисты полагают, что слово «кика» произошло от старославянского «кыка» (волосы). Древнейший головной убор берет историю с периода поклонения языческим богам. В те далекие времена в представлении людей рога символизировали плодородие. Поэтому носить такие «рожки» могла только замужняя женщина. Во многих регионах носить такой головной убор представительница женского пола получала право только после рождения первенца. Кику носили не только в праздничные дни, но и в будни. Стоит отметить, что головные уборы получались очень массивными. Иногда рога достигали 20-30 см. Поэтому женщинам приходилось поднимать высоко голову. Именно отсюда появилось выражение кичиться, что означает задирать нос и хвастаться.
Духовенство активно боролось с устаревшей языческой атрибутикой. Женщинам в таких уборах было запрещено приходить в храм. И только в начале девятнадцатого века кика исчезла из гардероба. Правда, в Рязанской губернии ее носили вплоть до начала двадцатого века.
Кика копытообразная
Первые упоминания о таком головном уборе датируются 1328 годом. Предполагают, что в это время женщины уже носили что-то наподобие рогатой кики. Головной убор напоминал подкову или копыто, его богато расшивали золотом и украшениями. Носили его в праздники. На голове украшение крепилось при помощи лент.
Подобные «копытца» можно было еще увидеть в пятидесятых годах прошлого века на свадьбах в Воронежской области. Сохранилось много копытообразных кик образцов девятнадцатого века из Белгорода и Липецка, что свидетельствует об их популярности на территории Центрально-Черноземного района.
Сорока тульская
Одни и те же головные уборы в разных регионах страны назывались по-разному. Именно по этой причине специалисты не могут точно сказать, что такое сорока, а что такое кика. Такая путаница в терминах связана с большим разнообразием форм головных уборов.
Иногда в литературе даже кикой называют составную часть сороки и наоборот. С семнадцатого века в некоторых регионах сорока считалась самостоятельным головным убором, который носили только замужние женщины. Свое название изделие оправдывало из-за пышности.
Головные уборы в северных районах
Основой костюма служил сарафан. Первые упоминания о нем датированы 1376 годом. Вначале короткие варианты служили одеждой для мужчин. Позднее сарафаны приобрели знакомый нам вид и стали элементом женского гардероба. В летописях семнадцатого века впервые встречаются упоминания о кокошнике. Возможно, название было связано со схожестью с куриным хохолком. Согласно одной из версий, кокошник пришел на Русь из Византии. Носили такое украшение только знатные женщины.
Но после петровских реформ было запрещено носить дворянам национальные костюмы. Поэтому сарафаны и кокошники остались только в гардеробах купчих, крестьянок и мещанок. В это время кокошник проник в южные регионы, где его носили только богатые женщины. Такие головные уборы украшались очень богато.