Главным злодеем советских киносказок чаще всего называют Георгия Милляра, которому доставались роли отрицательных персонажей практически во всех фильмах режиссера Александра Роу. Когда в 1944 г. он впервые предложил актеру сыграть Кощея Бессмертного, тот поначалу отказался – боялся, что не справится с таким сложным образом, но режиссеру удалось его переубедить, и результат оказался впечатляющим: после перенесенной малярии актер был настолько худым и бледным, что ему даже не потребовалось наносить много грима. В красном плаще он выглядел устрашающе – настолько, что лошадь при виде его встала на дыбы, и в следующий раз ей пришлось завязать глаза.
Георгий Милляр говорил, что при создании этого образа ориентировался на изображения чертей, запечатленных иконописцами в церквях, и на третьего всадника с картины Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». Спустя 23 года он вновь вернулся к этой роли, но на этот раз его Кощей был не воплощением зла, а неудачливым женихом, комичным персонажем. Кроме того, Кощей говорил голосом Милляра в мультфильмах «Сказка сказывается» и «Молодильные яблоки». Хотя актер всю жизнь мечтал о серьезных драматических ролях, большинство его работ – киносказки, и сам он признавался: «Сказочные образы – моя стихия, моя привязанность». А по поводу того, что ему постоянно приходилось играть всякую нечисть, Милляр говорил: «Очеловеченные черти лучше, чем очертенелые люди».
В 1952 г. в фильме «Римский-Корсаков» роль Кощея Бессмертного в эпизоде из оперы исполнил Евгений Лебедев, однако сцена с его участием была такой небольшой, что его имя даже не упоминалось в титрах, а зрители не запомнили актера в этой роли.
Комичным персонажем выглядит Кощей в исполнении Николая Боярского (дяди Михаила Боярского) в киносказке «Новогодние приключения Маши и Вити».
Одним из самых страшных и впечатляющих получился Кощей Бессмертный в исполнении Александра Филиппенко в фильме «Там, на неведомых дорожках…». Спустя годы актер признавался, что самое большое впечатление его сказочный злодей произвел на внуков и… бандитов! «По этому поводу могу рассказать один эпизодик в пересказе моего сына. Как-то Паша застал своих детей возле телевизора за просмотром сказки. Как раз в том месте, где Кощея Бессмертного окружили стрельцы царя, и кинулись за ним в погоню. Так Полина и Егор вскочили на ноги и стали кричать в экран: «Деда, беги! Беги, деда!!!» Не то что не боятся моего Кощея, болеют за него!.. И там ведь масса интересных подтекстов. Я с удовольствием играл этого странного Кощея Бессмертного, у которого в Комитете по кино было много неприятностей. Мы даже переснимали, и переозвучивали некоторые реплики. Особенно запомнилась мне реплика, когда схватили, наконец, Кощея, и ведут его, и он поворачивается в экран: «Эх, значит, наше время еще не пришло». И меня через много лет на Солнцевском рынке встретили два здоровых парня, подошли и с уважением так сказали: «Ну как ты сказал эту фразу, братан!», – рассказывал Александр Филиппенко.
Одной из самых оригинальных интерпретаций этого образа стал Кощей Олега Табакова в фильме «После дождичка в четверг». В его исполнении он не только не похож на скелет, но и любит эффектность в одежде. Эта трактовка была далека от классической, но фильм получил приз «За оригинальную и современную интерпретацию русской народной сказки» на Всесоюзном кинофестивале.
Близкой к классической интерпретации была трактовка образа Кощея актером Виктором Сергачевым в сказке «На златом крыльце сидели». Тут снова был костюм, похожий на скелет, и устрашающие гримасы.
В фантастическом фильме «Лиловый шар», снятом по повести Кира Булычева, Кощея сыграл Игорь Ясулович. В этом фильме, снятом через 3 года после «Гостьи из будущего», Кощей преследовал Алису Селезневу, когда в Эпоху Легенд она отправилась на поиски лилового шара, способного заставить всех землян ненавидеть друг друга.
В новом столетии Кощеи стали еще экстравагантнее. В исполнении Нодара Мгалоблишвили в фильме «Чудеса в Решетове» (2004) сказочный злодей больше напоминает Воланда из «Мастера и Маргариты».
В первом российском проекте студии «Дисней» – «Книге мастеров» – роль Кощея досталась Гоше Куценко, который сделал своего героя невероятно харизматичным и относящимся к себе с иронией. О своей роли актер говорил: «В детстве я, конечно, не мечтал сыграть Кощея Бессмертного, но сейчас сделал это с удовольствием. Пусть у меня и небольшая роль, но я очень хотел ее сыграть, чтобы прикоснуться к бессмертию… Кощей в моем исполнении получился настоящим готом. Я ему даже коготки на руках покрасил».
В 2011 г. образ Кощея примерил на себя Леонид Ярмольник в фильме «Реальная сказка». В этой современной интерпретации сказочный герой выглядел по-новому – в образе благопристойного уважаемого олигарха, Бориса Эдуардовича Кощеева. «Я, наконец, дожил до своей звездной роли, – признается артист. – Я всегда надеялся сыграть Кощея Бессмертного. И это мне удалось в картине «Реальная сказка». Я играю человека бессмертного, что очень интересно. Просто в нынешнее время моего персонажа «убивают» уже современными способами… Мой герой так мимикрирует. У него хватает мозгов слиться с интерьером. Не бомжем же он должен быть – а уважаемым человеком, умным, хитрым и талантливым, хотя это талант со знаком минус. Это очень хитрый и обаятельный, располагающий к себе человек».
Одним из последних воплощений образа Кощея на экранах стал российский фильм студии «Дисней» «Последний богатырь», где роль главного злодея исполнил Константин Лавроненко.
Каждый из актеров считает очень сложной задачу по-новому представить персонажа, которого до этого уже играли в кино десятки его коллег. Такие же трудности возникают и при изображении известных исторических личностей. Вождь пролетариата в кинематографе: кто из актеров стал самым убедительным в роли Ленина?