Долгое время Алексея Смирнова видели в театре и в кино исключительно в амплуа комика. Его актерская судьба была непростой. Он начал сниматься в кино только в 37 лет и долгое время не мог найти «своего» режиссера. Еще до войны Смирнов окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии и начал выступать на сцене и на эстраде, но в 1941 г. ему пришлось на несколько лет забыть о своей любимой профессии. С первых дней войны Смирнов состоял в действующей армии. Он попал в войсковую разведку, не раз ходил в тыл врага, возглавил несколько опасных боевых операций. На его счету было несколько боевых подвигов. За мужество и героизм, проявленные на фронте, он получил несколько медалей и орденов.
О годах, проведенных на войне, Алексей Смирнов никогда не рассказывал, и многие даже не подозревали о героическом прошлом актера с внешностью добродушного увальня, неуклюжего здоровяка. Эта тема была для него слишком болезненной из-за того, что на фронте погиб его младший брат, что стоило их матери психического здоровья. А полученные на фронте ранения самому Смирнову стоили не только здоровья, но и личного счастья. Дойти до Берлина ему не удалось, одна из битв в начале 1945 г. стала для Смирнова роковой: он получил сильную контузию, и врачи предупредили его о том, что он больше не сможет иметь детей. С фронта его ждала невеста, но когда Смирнов узнал о своем диагнозе, решил, что не имеет права портить ей жизнь. Не объясняя причин, он разорвал помолвку и на всю жизнь обрек себя на одиночество.
Еще во время войны Смирнов продолжил заниматься своим любимым делом: он руководил полковой художественной самодеятельностью, организовал несколько концертов для красноармейцев. Тема войны оставалась для него сокровенной и особенной всю жизнь, именно в ролях фронтовиков он был по-настоящему искренним и глубоким. Однако режиссеры видели его совсем в других образах. В Ленинградском театре музыкальной комедии, куда Смирнов вернулся после войны, за ним закрепилось амплуа комичного добродушного увальня. Пережив много горя, актер не обозлился и не отчаялся, ему нравилось веселить людей и приносить им радость. В амплуа комика он дебютировал и в кино, в фильмах «Кочубей», «Полосатый рейс», «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Всесоюзную славу Смирнов получил как «актер Леонида Гайдая», ведь вся страна узнала его в образе тунеядца Феди из комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Зрители отождествляли его с героем-верзилой, который, казалось, не мог произносить никаких других фраз, кроме как «Если я встану – он ляжет». Никто не подозревал о том, что за кадром он был совсем другим – замкнутым, одиноким и очень несчастным. За маской весельчака разглядеть его настоящего мог только очень близкий человек. Таким для него стал актер и режиссер Леонид Быков.
Хотя Смирнова и называли актером Гайдая, раскрыть его драматический потенциал по-настоящему удалось другому режиссеру – Леониду Быкову. Они подружились в 1964 г. во время совместной работы над комедией «Зайчик», в которой Быков был режиссером и исполнителем главной роли. Неожиданно для самого себя, Смирнов смог довериться Быкову и рассказать о том, о чем не говорил никому. С тех пор они стали друг для друга очень близкими друзьями. Владимир Талашко, основатель Фонда Леонида Быкова, рассказывал: «Смирнов часто уединялся с Быковым – мы с завистью наблюдали издалека: режиссер слушал, заливисто хохотал, актер то и дело подскакивал, размахивал руками. Их объединяла не только дружба – переживания неудач в личной жизни, чувство нереализованности. Встретив родственную душу, Быков подарил Смирнову шанс вырваться за рамки комедийного амплуа, прикоснуться к мечте. Хорошо знавший и понимавший людей, он разглядел в эксцентрике Гамлета».
Возможно, их дружеские отношения помогли создать и очень успешный и плодотворный творческий тандем. В следующий раз они встретились в 1968 г. на съемочной площадке фильма «Разведчики». Скорее всего, тогда Леонид Быков и решил, что его друг должен сыграть одну из главных ролей – механика эскадрильи Макарыча – в его новом фильме «В бой идут одни «старики».
Однако с утверждением Смирнова на эту роль возникли большие сложности: руководство киностудии заявило о том, что комедийный актер «с тупым лицом» и негероическим амплуа не может играть фронтовика, что, по их мнению, превратило бы в фарс военный фильм и привело бы к снижению образа советского воина. И тут Быков встал горой за своего друга: он заявил, что Смирнов сам прошел войну и не понаслышке знает о том, что ему предстоит сыграть. Режиссер поставил вопрос ребром: либо он снимает Смирнова, либо вообще отказывается от этой работы. И он добился своего.
Эти съемки Алексей Смирнов переживал как глубоко личную историю. Во время работы над эмоционально сложным финальным эпизодом он так разволновался, что у него случился сердечный приступ, и с площадки его увезли на «скорой». Быков не стал переснимать эту сцену и оставил в фильме единственный дубль со Смирновым.
В 1977 г. Леонид Быков задумал еще более тяжелый, уже без комедийных сцен, фильм о войне «Аты-баты, шли солдаты». И снова пригласил на съемки своего друга. Однако на этот раз Смирнов отказался. На тот момент его уже серьезно подводило здоровье, а снова переживать эмоции, связанные с военной темой, он побоялся. В 1978 г. у него случился еще один сердечный приступ, и за те несколько месяцев, которые он провел в больнице, его навещал только Леонид Быков. Тогда он подбодрил его словами героя из фильма «В бой идут одни «старики»: «Будем жить, Макарыч!»
А через полгода случилась трагедия. 11 апреля 1979 г. Леонид Быков погиб в автокатастрофе. Алексей Смирнов узнал об этом на следующий день, и это известие его подкосило. Он был абсолютно одинок, и его друг в последние годы оставался единственным человеком, с кем он мог быть абсолютно откровенным. С этой потерей он так и не смог смириться. Он начал выпивать, что при его проблемах с сердцем было противопоказано. В результате актер снова попал в больницу. А в день выписки, 7 мая, его не стало. После этого многие говорили, что Леонид Быков словно забрал с собой на тот свет своего лучшего друга, ведь тот не прожил без него и месяца…
Главной жизненной драмой Алексея Смирнова те, кому удалось узнать его поближе, называли разрыв между формой и содержанием. Так, соавтор сценариев большинства комедий Гайдая Яков Костюковский говорил: «Внешне казалось, что это такой увалень, невежда, мужлан, который прочёл всего две книжки, да и в кино его взяли будто бы из-за фактуры… Но все это – маска, за которой скрывался умный, ранимый, начитанный человек, который действительно много знал и много чем интересовался. Он никогда этим не хвастал».
Для того, чтобы этот фильм попал на экраны, режиссеру пришлось преодолеть множество трудностей: Невероятная история культового фильма «В бой идут одни старики»