И неудивительно, что свои награды получают и они - феи закулисья, волшебницы ниток и тканей, самые знаменитые художницы по костюмам в западном кинематографе.
Александра Бирн - королева исторического костюма
Фильм “Эмма.” (именно так, с точкой в названии) с Аней Тейлор-Джой в роли взбалмошной богатой барышни, увлеченной идеей сватовства всех подряд, вышел в 2020 году и немедленно заслужил и бурю восторгов, и лавину критики. Особое внимание привлекли костюмы - исторически точные, но слишком смелые, почти чрезмерные, едва ли не китчевые... За эксцентричными образами героинь фильма стоит Александра Бирн - американская художница по костюмам, обладательница премий «Оскар» и BAFTA. Ее карьера началась с Бродвея, а в творческом багаже - множество исторических проектов.
Она создавала костюмы для экранизации “Призрака оперы”, работала над образами британских королев для фильмов “Елизавета”, “Золотой век”, “Две королевы”. Не обошлось и без супергероики - “Доктор Стрендж”, “Стражи Галактики”, “Мстители” и другие проекты киновселенной Marvel.
Джанет Паттерсон - корсет и кринолин как история женской силы
Фильмы Джейн Кэмпион часто посвящены женщинам ушедших эпох - их проблемам и достижениям, радостям и горестям, их чувственности и мечтам, способным преодолеть социальные запреты и гендерные стереотипы. Их нежность и внутреннюю стойкость великолепно передают костюмы, созданные Джанет Паттерсон, сотрудничавшей с Кэмпион для самых успешных ее проектов - “Пианино”, “Портрет леди” и “Яркая звезда”. Каждый женский образ, созданный Паттерсон, можно рассматривать и анализировать в контексте сюжета фильма. Главная героиня “Яркой звезды”, последняя любовь поэта Джона Китса, сама увлечена созданием нарядов - поэтому важно было сохранить историческую достоверность, но при этом подчеркнуть индивидуальность персонажа. Кроме того, цвет и детали ее костюмов меняются в зависимости от стадии отношений с поэтом.
Джанет Паттерсон не стало в 2016 году, однако лучшая память о ней - это прекрасные вышивки и драпировки, оборки и кринолины, которые, вопреки распространенному мнению, никогда не были историей о слабости - но всегда о силе и красоте.
Коллин Этвуд - костюмы гейш, королев и киборгов
Коллин Этвуд, пожалуй, одна из самых звездных художниц по костюмам - и, пожалуй, самая “сказочная”. Она принимала участие в разработке и производстве костюмов для более чем полусотни фильмов на сегодняшний день.
Этвуд - любимый дизайнер Тима Бертона, она создавала экстравагантные, гротескные костюмы для Джонни Деппа и других актеров в фильмах “Эдвард - руки-ножницы”, “Сонная лощина”, “Алиса в Стране Чудес”, “Мрачные тени”. Самые свежие из ее фантастических проектов - фильмы франшизы “Фантастические твари”. Этвуд - кутюрье среди художников по костюмам, ее работы отличаются сложной отделкой, необычными текстурами, вниманием к каждой детали, тонкими цветовыми сочетаниями и неявными, ироничными культурными цитатами.
Кэтрин Мартин - торжество ар-деко
“Великий Гэтсби” с Леонардо ди Каприо многим полюбился именно великолепными костюмами героини Кэри Маллиган. Копиями ее платья в стиле ар-деко пестрели модные блоги и магазины на Aliexpress, статьи “Как повторить образ Дэйзи Бьюкенен” набирали десятки тысяч просмотров. Вечеринки “в стиле Гэтсби”, Хэллоуин “в стиле Гэтсби”, свадьбы “в стиле Гэтсби”...
Эта популярность - однозначно, заслуга австралийской художницы по костюмам Кэтрин Мартин. Другие ее не менее известные проекты - фильмы “Ромео+Джульетта” все с тем же Ди Каприо (за прошедшие с тех пор годы он ничуть не потерял своего обаяния - ни фильм, ни Лео), “Австралия” с Николь Кидман и “Мулен Руж!” с ней же.
Милена Канонеро - от Марии-Антуанетты до антутопических хулиганов
“Заводной апельсин” Стэнли Кубрика - не только сложная история о выборе и ответственности, но и ода постмодернистскому дизайну семидесятых годов. Образ Алекса с накладными нижними ресницами, в котелке и белом костюме, отсылающем к форме хоккеистов - смелый дебют итальянки Милены Канонеро. Странные, подчас пугающие, гротескно перепевающие модные тренды той эпохи, костюмы героев “Заводного апельсина” давно заняли свое место в истории дизайна.
У Канонеро целых четыре премии “Оскар” - за костюмы к фильмам “Барри Линдон” (снова в дуэте с Кубриком), “Огненные колесницы” Хью Хадсона, “Мария-Антуанетта” Софии Копполы и “Отель Гранд-Будапешт” Уэса Андерсона. Прекрасно чувствуя дух времени, Канонеро балансирует на грани верности оригиналу и абсурдного преувеличения, умело жонглирует стереотипами и предлагает актеру не костюм - а настоящую дизайн-икону. Также Канонеро создавала костюмы для постановок Венской оперы и Метрополитен-оперы в США.
Патриция Филд и дух Нью-Йорка
Какими бы странными ни были костюмы Америки Ферреры в сериале “Дурнушка Бетти”, нелепыми они оказывались лишь на первый взгляд. За пестротой принтов, многоцветностью и странными пропорциями всегда был виден стиль. Да и статьи “Модные ошибки Кэрри Брэдшоу” несправедливы - ведь стиль героини Сары Джессики Паркер стал образцом для многих женщин, не стыдящихся любви к моде. А уж “Дьявол носит Prada” и “Шопоголик” стали просто одой любви к одежде - разрушительной и вдохновляющей, болезненной и прекрасной.
Патриция Филд, дизайнер греко-армянского происхождения, выросла в Квинсе (как и “дурнушка Бетти”), всю жизнь грезила модой, и большая часть проектов, где она работала художницей по костюмам, связана именно с модной индустрией. У Филд есть и собственная марка одежды - потому что мечты должны сбываться.
Фильм "Дьявол носит Prada" снят по книге бывшей ассистентки модного редактора Анны Винтур. Модные редакторы сегодня - это культовые фигуры: им подражают, их боятся, ими восхищаются, а сами они ставят моду превыше всего...